7 конференция усыновление

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Информация о мероприятиях

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления

Примечание к документу
Конвенция вступила в силу 01.05.1995.
Россия подписала Конвенцию 07.09.2000. (Распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 N 241-рп). Конвенция не вступила в силу для России

КОНВЕНЦИЯ
О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОТНОШЕНИИ
ИНОСТРАННОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

(Гаага, 29 мая 1993 года)

Государства, подписавшие настоящую Конвенцию,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
напоминая, что каждое государство должно в качестве приоритетной задачи принять соответствующие меры для обеспечения того, чтобы ребенок воспитывался в своей собственной семье,
признавая, что иностранное усыновление может предоставить ребенку преимущества, связанные с наличием постоянной семьи, если подходящая семья не может быть найдена для него в стране происхождения,
будучи убежденными в необходимости принятия мер для обеспечения того, чтобы иностранное усыновление совершалось с учетом наилучших интересов ребенка и с уважением его основных прав и для предотвращения похищения, продажи детей или торговли ими,
желая принять общие положения для этой цели, принимая во внимание принципы, изложенные в международных документах, в частности в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благосостояния детей, и особенно Резолюции 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. о передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях,
согласились о нижеследующем:

Глава I. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ КОНВЕНЦИИ

Целями настоящей Конвенции являются:

a) создать гарантии того, чтобы иностранное усыновление осуществлялось в наилучших интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом;

b) создать систему сотрудничества между Договаривающимися государствами для обеспечения действенности таких гарантий и посредством этого предотвратить похищение, продажу детей или торговлю ими;

c) обеспечить признание усыновлений в Договаривающихся государствах, совершенных в соответствии с Конвенцией.

  1. Конвенция применяется, когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве («государство происхождения»), переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство («принимающее государство») либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающим в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения.
  2. Конвенция распространяется только на те усыновления, которые создают постоянную связь между родителями и детьми.

Конвенция перестает применяться, если согласие, упомянутое в пункте «c» статьи 17, не было дано до исполнения ребенку восемнадцати лет.

Глава II. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Усыновление по смыслу Конвенции имеет место только в случае, если компетентные власти государства происхождения:

a) установили, что ребенок может быть усыновлен;

b) определили после надлежащего рассмотрения возможностей устройства ребенка в государстве происхождения, что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка;

c) убедились, что

  1. лица, учреждения и власти, согласие которых необходимо для усыновления, были должным образом проконсультированы и информированы о последствиях их согласия, в частности в отношении того, приведет ли усыновление или нет к прекращению правовой связи между ребенком и семьей его происхождения,
  2. такие лица, учреждения и власти дали свое согласие добровольно, в требуемой юридической форме, выраженное или засвидетельствованное письменно,
  3. согласие не было дано за вознаграждение или компенсацию какого-либо рода и не было взято назад и
  4. где это требуется, согласие матери было дано только после рождения ребенка; и

d) убедились с учетом возраста и степени зрелости ребенка, что

  1. с ребенком советовались и его должным образом информировали о последствиях усыновления и о необходимости его согласия на усыновление, если такое согласие требуется,
  2. принимались во внимание желание и мнение ребенка,
  3. согласие ребенка на усыновление, если такое согласие требуется, было получено добровольно, в надлежащей юридической форме, выраженной или засвидетельствованной письменно, и
  4. такое согласие не было дано за вознаграждение или компенсацию какого-либо рода.

Усыновление по смыслу Конвенции имеет место только в том случае, если компетентные власти принимающего государства:

a) определили, что предполагаемые приемные родители имеют право на усыновление и подходят для этого;

b) обеспечили, чтобы предполагаемые приемные родители были в необходимой мере проконсультированы; и

c) определили, что ребенку разрешается или будет разрешено въезжать в это государство и постоянно проживать в нем.

Глава III. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Договаривающееся государство назначает центральный орган для выполнения обязанностей, которые возложены на такие органы согласно Конвенции.
  2. Федеральные государства, государства с более чем одной системой права или государства, имеющие автономные территориальные единицы, могут назначать более чем один центральный орган и уточнять территориальный или личный объем их функций. Когда государство назначило более чем один центральный орган, указывает центральный орган, которому может быть адресовано любое сообщение для передачи соответствующему центральному органу в пределах этого государства.
  1. Центральные органы сотрудничают друг с другом и развивают сотрудничество между компетентными властями в своих государствах в области защиты детей и для достижения других целей Конвенции.
  2. Они непосредственно принимают все соответствующие меры, чтобы:
    a) предоставлять информацию в отношении законов своих государств, касающихся усыновления, и другую общую информацию, такую как статистика и стандартные формы;
    b) информировать друг друга о действии Конвенции и, насколько это возможно, устранять все препятствия для ее применения.

Центральные органы принимают непосредственно сами или через государственные власти все соответствующие меры для предотвращения неоправданной финансовой или другой выгоды в связи с усыновлением и предотвращения любой практики, противоречащей целям Конвенции.

Центральные органы принимают непосредственно сами или через государственные власти или другие организации, должным образом уполномоченные в своем государстве, все соответствующие меры, в частности для того, чтобы:

a) собирать, сохранять информацию и обмениваться таковой о положении ребенка и перспективных приемных родителях, что необходимо для совершения актов усыновления;

b) облегчать, соблюдать и ускорять процедуру усыновления;

c) содействовать развитию консультирования по вопросам усыновления и услуг после осуществления усыновления в своих государствах;

d) обеспечивать друг друга общими оценочными докладами об опыте иностранного усыновления;

e) отвечать, насколько это разрешено законом их государств, на обоснованные просьбы со стороны других центральных или государственных властей о предоставлении информации о конкретной ситуации в сфере усыновления.

Полномочия могут быть предоставлены только тем организациям, которые могут компетентно и надлежащим образом выполнять задачи, поставленные перед ними.

a) преследует только цели, не связанные с выгодой, согласно таким условиям и в таких пределах, которые могут быть установлены компетентными властями государства, уполномочившего ее;

b) управляется и комплектуется персоналом, подготовленным согласно этическим стандартам, обучению и опыту для работы в области иностранного усыновления; и

c) подлежит контролю со стороны компетентных властей этого государства в отношении своего состава, деятельности и финансового положения.

Организация, уполномоченная в одном Договаривающемся государстве, может выполнять свои функции в другом Договаривающемся государстве, только если компетентные власти обоих государств уполномочили ее на это.

Наименование центральных органов и, где это необходимо, объем их функций, а также названия и адреса уполномоченных организаций сообщаются каждым Договаривающимся государством Постоянному бюро Гаагской конференции по международному частному праву.

Глава IV. ПРОЦЕДУРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРИ ИНОСТРАННОМ УСЫНОВЛЕНИИ

Лица, постоянно проживающие в Договаривающемся государстве, которые желают усыновить ребенка, постоянно проживающего в другом Договаривающемся государстве, обращаются в центральный орган государства своего постоянного места жительства.

  1. Если центральный орган принимающего государства убежден в том, что заявители имеют право на усыновление и подходят для этого, он подготавливает доклад, включающий информацию об их личности, правах и пригодности осуществить усыновление, биографические данные, медицинскую карту и историю семьи, социальное окружение, причины усыновления, способность осуществить иностранное усыновление, а также характеристику детей, о которых они должны будут заботиться.
  2. Он передает доклад центральному органу государства происхождения.
  1. Если центральный орган государства происхождения убежден в том, что ребенок может быть усыновлен, то он:
    a) подготавливает доклад, включающий информацию о его личности, возможности быть усыновленным, данные биографии, о социальном окружении, историю семьи, медицинскую карту, включая таковую семьи ребенка, и любые особые требования ребенка;
    b) должным образом учитывает воспитание ребенка и его этнические, религиозные и культурные связи и окружение;
    c) обеспечивает, чтобы согласие было получено в соответствии со статьей 4; и
    d) определяет, в частности, на основе доклада, относящихся к ребенку и предполагаемым родителям, осуществляющим усыновление, отвечает ли предусмотренная передача лучшим интересам ребенка.
  2. Он передает центральному органу принимающего государства свой доклад о ребенке, доказательства того, что необходимое согласие было получено, и причины намерения перемещения, не раскрывая тайны личности матери и отца, если в государстве происхождения они не должны быть раскрыты.

Любое решение в государстве происхождения о том, что ребенок должен быть доверен предполагаемым приемным родителям, может быть принято только в случае, если:

a) центральный орган этого государства обеспечил согласие предполагаемых приемных родителей;

b) центральный орган принимающего государства одобрил такое решение, где такое одобрение требуется по закону такого государства или центральным органом государства происхождения;

c) центральные органы обоих государств согласились с тем, что усыновление может иметь место; и

d) принимающее государство определило в соответствии со статьей 5, что предполагаемые приемные родители имеют право на усыновление и подходят для этого и что ребенку разрешается или будет разрешено въезжать в принимающее государство и постоянно проживать в нем.

Центральные органы обоих государств принимают все необходимые шаги для того, чтобы получить для ребенка разрешение покидать государство происхождения и постоянно проживать в принимающем государстве и въезжать в него.

  1. Передача ребенка в принимающее государство может быть осуществлена только в том случае, если требования статьи 17 были выполнены.
  2. Центральные органы обоих государств обеспечивают, чтобы такая передача осуществлялась в безопасной и надлежащей обстановке и, если это возможно, в сопровождении приемных или предполагаемых приемных родителей.
  3. Если передача ребенка не состоялась, то доклады, о которых идет речь в статьях 15 и 16, должны быть посланы назад органам, которыми они были подготовлены.

Центральные органы информируют друг друга о процессе усыновления и принятых мерах для его завершения, а также о процессе размещения, если требуется испытательный срок.

  1. Там, где усыновление имеет место после передачи ребенка принимающему государству и центральный орган этого государства выясняет, что продолжающееся нахождение ребенка у предполагаемых приемных родителей не отвечает наилучшим интересам ребенка, такой центральный орган принимает необходимые меры для защиты ребенка, в частности:
    a) отбирает ребенка у предполагаемых приемных родителей и организует временную опеку над ребенком;
    b) по консультации с центральным органом государства происхождения организует без задержки новое размещение ребенка с целью его усыновления или, если это не подходит, организует альтернативную долговременную опеку; усыновление не будет иметь места, пока центральный орган государства происхождения не будет должным образом информирован относительно новых предполагаемых приемных родителях;
    c) в качестве последнего средства организует возвращение ребенка, если того требуют его интересы.
  2. В зависимости от возраста и степени зрелости ребенка с ним консультируются и, где это необходимо, получают его согласие в отношении мер, принимаемых согласно настоящей статье.
  1. Функции центрального органа, согласно этой главе, могут осуществлять государственные власти или уполномоченные организации, согласно главе III, в том объеме, который допускается по законам его государства.
  2. Любое Договаривающееся государство может заявить депозитарию Конвенции, что функции центрального органа по статьям 15 — 21 могут выполняться в таком государстве в объеме, разрешенном законом, и при контроле компетентных властей этого государства, также организациями или лицами, которые:
    a) отвечают требованиям честности, профессиональной компетентности, опыта и отчетности перед этим государством и
    b) наделены этическими качествами, образованием или опытом для работы в области иностранного усыновления,
  3. Договаривающееся государство, которое делает заявление, предусмотренное в пункте 2, информирует Постоянное бюро Гаагской конференции по международному частному праву о наименованиях и адресах этих организаций и лиц.
  4. Любое Договаривающееся государство может заявить депозитарию Конвенции, что усыновление детей, постоянно проживающих на его территории, может иметь место только в том случае, если функции центральных органов выполнены в соответствии с пунктом 1.
  5. Несмотря на любые заявления, сделанные согласно пункту 2, доклады, предусмотренные статьями 15 и 16, в любом случае подготавливаются под руководствам центрального органа или других властей или организаций в соответствии с пунктом 1.

Глава V. ПРИЗНАНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ

  1. Усыновление, оформленное компетентной властью государства, где производится усыновление в соответствии с Конвенцией, признается законом других Договаривающихся государств. Заверенное свидетельство уточняет, когда и кем было дано согласие по статье 17, подпункт «c».
  2. Каждое Договаривающееся государство во время подписания, ратификации, принятия, одобрения или присоединения уведомляет депозитария Конвенции о наименовании и функциях органа или властей, которые имеют право выдавать свидетельства в этом государстве. Оно также уведомляет депозитария о любых изменениях в наименовании этих органов.

В признании усыновления может быть отказано в Договаривающемся государстве только тогда, когда усыновление явно противоречит его государственной политике, принимая во внимание наилучшие интересы ребенка.

Любое Договаривающееся государство может заявить депозитарию Конвенции, что оно не будет связано положениями настоящей Конвенции в плане признания усыновлений, осуществленных в соответствии с соглашением, заключенным на основе статьи 39, пункт 2.

  1. Признание усыновления включает признание:
    a) правовых взаимоотношений между ребенком и его приемными родителями;
    b) ответственности приемных родителей за ребенка;
    c) прекращения ранее существовавших правоотношений между ребенком и его матерью и отцом, если усыновление имеет такие последствия в Договаривающемся государстве, в котором оно имело место.
  2. В случае, если усыновление приводит к прекращению ранее существовавших правоотношений между родителями и ребенком, ребенок получает в принимающем государстве и в любом другом Договаривающемся государстве, где признается усыновление, такие же права, которые вытекают из усыновлений, имеющих данные последствия в каждом таком государстве.
  3. Предшествующие пункты не препятствуют применению любого положения, более благоприятного для ребенка, действующего в Договаривающемся государстве, которое признает усыновление.
  1. Там, где усыновление, разрешенное в государстве происхождения, не имеет последствий, прекращающих ранее существовавшие правонарушения между родителями и ребенком, оно может в принимающем государстве, которое признает усыновление согласно Конвенции, быть превращено в усыновление, имеющее такие последствия, в случае:
    a) если закон принимающего государства допускает это;
    b) если согласие, упомянутое в статье 4, подпункты «c» и «d», получено или будет получено для целей такого усыновления.
  2. Статья 23 применяется в отношении решения об изменении последствий усыновления.

Глава VI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конвенция не затрагивает любого закона государства происхождения, который требует, чтобы усыновление ребенка, постоянно проживающего в пределах этого государства, имело место в этом государстве, или который запрещает размещение ребенка или передачу его в принимающее государство до усыновления.

Не должно существовать контактов между предполагаемыми приемными родителями и родителями ребенка или любым другим лицом, который заботится о ребенке, пока не выполнены требования статьи 4, подпункты «a» — «c», и статьи 5, подпункт «a», если усыновление не имеет места в пределах семьи или если такой контакт соответствует условиям, установленным компетентным органом государства происхождения.

  1. Компетентные власти Договаривающегося государства обеспечивают, чтобы информация, которой они располагают относительно происхождения ребенка, в частности информация, касающаяся личности его родителей, а также медицинская карта не раскрывались.
  2. Они обеспечивают доступ ребенка или его представителей к такой информации под соответствующим руководством, насколько это разрешено законом такого государства.

Без ущерба для статьи 30 сведения личного характера, собранные или переданные по Конвенции, особенно сведения, указанные в статьях 15 и 16, используются только в целях, для которых они собирались или передавались.

  1. Никто не должен получать неоправданную финансовую или другую выгоду от деятельности, относящейся к иностранному усыновлению.
  2. Только расходы и издержки, включая разумные профессиональные гонорары лицам, вовлеченным в процесс усыновления, могут устанавливаться или выплачиваться.
  3. Руководители, администраторы и служащие органов, вовлеченных в процесс усыновления, не получают вознаграждения, которое необоснованно выше, чем качество оказанных услуг.

Компетентный орган, который обнаружит, что какое-либо положение Конвенции не соблюдается или существует серьезная опасность, что оно не будет соблюдаться, немедленно информирует центральный орган своего государства. Этот центральный орган является ответственным за обеспечение принятия соответствующих мер.

Если компетентный орган государства получения документа потребует, должен быть представлен его заверенный перевод, соответствующий оригиналу. Если не предусмотрено иное, расходы за такой перевод возлагаются на предполагаемых приемных родителей.

Компетентные органы Договаривающихся государств должны действовать в процессе усыновления быстро.

В отношении государства, которое имеет две системы права или больше в отношении усыновления, применимого в различных территориальных единицах:

a) любая ссылка на постоянное место жительства в этом государстве истолковывается как относящаяся к постоянному месту жительства в территориальной единице этого государства;

b) любая ссылка на закон этого государства истолковывается как относящаяся к действующему закону соответствующей территориальной единицы;

c) любая ссылка на компетентные власти или на государственные власти этого государства истолковывается как относящаяся к таким же властям, которые уполномочены действовать в соответствующей территориальной единице;

d) любая ссылка на уполномоченные организации этого государства истолковывается как относящаяся к уполномоченным организациям в соответствующей территориальной единице.

В отношении государства, которое применительно к усыновлению имеет две или более системы права, регулирующие отношения различных категорий лиц, любая ссылка на право этого государства истолковывается как относящаяся к правовой системе, указанной законом этого государства.

Государство, в пределах которого различные территориальные единицы имеют свои собственные правовые нормы в отношении усыновления, не обязано применять положения Конвенции, если государство с единой системой права не обязано делать этого.

  1. Конвенция не затрагивает каких-либо международных документов, участниками которых являются Договаривающиеся государства и которые содержат положения по вопросам, регулируемым Конвенцией, если заявление об обратном не сделано государствами — участниками такого документа.
  2. Любое Договаривающееся государство может заключить соглашения с одним или более другими Договаривающимися государствами с целью наилучшего применения Конвенции в их взаимных отношениях. Эти соглашения могут отступать только от положений статей 14 — 16 и 18 — 21. Государства, которые заключили такое соглашение, передают его копию депозитарию Конвенции.

Никакие оговорки к Конвенции не допускаются.

Конвенция применяется в каждом случае, когда заявление, предусмотренное статьей 14, было получено после вступления Конвенции в силу в принимающем государстве и государстве происхождения.

Генеральный секретарь Гаагской конференции по международному частному праву регулярно созывает Специальную комиссию для рассмотрения практического действия Конвенции.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 43

  1. Конвенция открыта для подписания государствами, которые являлись членами Гаагской конференции по международному частному праву во время ее семнадцатой сессии, и другими государствами, которые участвовали в этой сессии.
  2. Она должна быть ратифицирована, принята или одобрена, и документы о ратификации, принятии или одобрении должны быть сданы на хранение Министерству иностранных дел Королевства Нидерландов, являющемуся депозитарием Конвенции.
  1. Любое другое государство может присоединиться к Конвенции после ее вступления в силу в соответствии со статьей 46, пункт 1.
  2. Документы о присоединении сдаются на хранение депозитарию.
  3. Такое присоединение будет действительно только в отношениях между присоединяющимся государством и теми Договаривающимися государствами, которые не выдвинули возражений против его присоединения в течении шести месяцев после получения уведомления, упомянутого в подпункте «b» статьи 48. Такое возражение может также быть выдвинуто государствами во время ратификации, принятия или одобрения Конвенции после присоединения. Депозитарий должен быть уведомлен о любом таком возражении.
  1. Если государство имеет одну или больше территориальных единиц, в которых применяются различные системы права в отношении вопросов, рассматриваемых Конвенцией, оно может во время подписания, ратификации, принятия, одобрения или присоединения заявить, что настоящая Конвенция распространяется на все ее территориальные единицы или только на одну или больше из них, и может изменить настоящее заявление, представив другое заявление в любое время.
  2. Любое такое заявление должно уведомлять депозитария и точно указывать территориальные единицы, к которым применяется Конвенция.
  3. Если государство не делает заявления согласно настоящей статье, то Конвенция распространяется на все территориальные единицы такого государства.
  1. Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением трех месяцев после сдачи на хранение третьего документа о ратификации, принятии или одобрении, указанного в статье 43.
  2. В последующем Конвенция вступает в силу:
    a) для каждого государства, ратифицирующего, принимающего или одобряющего ее или присоединяющегося к ней, в первый день месяца, следующего за истечением трех месяцев после сдачи на хранение его документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении;
    b) для территориальной единицы, на которые Конвенция распространяется в соответствии со статьей 45, в первый день месяца, следующего за истечением трех месяцев после уведомления, указанного в этой статье.
  1. Любое государство — участник Конвенции может денонсировать ее путем уведомления в письменной форме, адресованного депозитарию.
  2. Денонсация вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением двенадцати месяцев после получения уведомления депозитарием. Когда в уведомлении указывается более длительный период для вступления денонсации в силу, денонсация вступает в силу после истечения такого более длительного периода после получения уведомления депозитарием.

Депозитарий уведомляет государства — члены Гаагской конференции по международному частному праву, другие государства, которые участвовали в семнадцатой сессии, и государства, которые присоединились в соответствии со статьей 44, о следующем:

a) о подписании, ратификациях, принятии и одобрении, упомянутых в статье 43;

b) о присоединениях и возражениях в связи с присоединением, упомянутых в статье 44;

c) о дате вступления Конвенции в силу в соответствии со статьей 46;

d) о заявлениях и назначениях, упомянутых в статьях 22, 23, 25 и 45;

е) о соглашениях, упомянутых в статье 39;

f) о денонсациях, упомянутых в статье 47.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Гааге 29 мая 1993 г. на английском и французском языках, причем оба текста являются равно аутентичными, в одном экземпляре, который будет сдан на хранение Правительству Королевства Нидерландов. Его заверенные копии будут направлены по дипломатическим каналам каждому государству — члену Гаагской конференции по международному частному праву на дату ее семнадцатой сессии и каждому другому государству, которое участвовало в этой сессии.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Сведения, составляющие тайну усыновления

Рубрика: 13. Семейное право

Дата публикации: 19.04.2018

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Джумагазиева Г. С., Баймагамедова Н. О. Сведения, составляющие тайну усыновления [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14129/ (дата обращения: 20.09.2018).

Семейная тайна относится к категории нематериальных благ, представляющих собой естественные по своему происхождению неимущественные ценности нематериального характера, обладающие признаками неотчуждаемости и непередаваемости и являющиеся объектом регулирования и защиты личных неимущественных прав.

Законодательством не определен круг сведений, составляющих семейную тайну. Л. М. Пчелинцева [1, С. 64–67] в качестве подобных сведений указывают те, что касаются как непосредственно самого факта усыновления, так и частной жизни супругов или детей; личных неимущественных и имущественных отношений, существующих между супругами и т. п.

Предмет семейной тайны могут составлять сведения, в которых сообщается о фактах биографии членов семьи; о состоянии их здоровья; имущественном положении; роде деятельности и совершённых поступках; взглядах, оценках, убеждениях; отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.

Так, согласно Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». В качестве как семейной, так и личной тайны можно рассматривать и сведения об усыновлении. [2]

Меры по обеспечению права граждан на сохранение тайны усыновления отражены в ст. 139 СК РФ. Тайна усыновления законодательно находится под охраной государства в интересах самого ребёнка и его усыновителей. В РФ приёмные родители зачастую хранят в тайне факт усыновления, а значит, и все сведения о родной матери и родном отце для ребёнка остаются закрытыми. С целью обеспечения тайны усыновления законом предусмотрена возможность присвоения ребёнку фамилии усыновителя и указанного усыновителем имени (ч.2. ст. 134 СК РФ). Отчество усыновлённого должно определяться по имени усыновителя, если усыновителем выступает мужчина, при усыновлении ребёнка женщиной — по имени лица, который указан в качестве отца усыновлённого. В соответствии со ст. 135 СК РФ, по просьбе усыновителя усыновлённому ребёнку могут быть изменены также место его рождения и дата рождения не более чем на три месяца. Изменение даты рождения возможно при усыновлении не достигшего годовалого возраста ребёнка. Изменения фамилии, имени и отчества, даты и места рождения усыновленного должны отражаться в решении суда. [3]

Тайна усыновления не всегда является обязательной. При усыновлении детей, которые знают и помнят своих биологических родителей, а также детей, достигших десятилетнего возраста, законом требуется обязательное получение их согласия, а само усыновление не является тайной. В случаях, если в момент усыновления ребёнок не мог знать о факте усыновления, сохранение тайны усыновления закон связывает с волей усыновителей. Усыновитель может сообщить ребёнку о его усыновлении, при этом факт усыновления без согласия усыновителя не может быть доведён до сведения других лиц. Условия, служащие обеспечению тайны усыновления, отражены в нормах процессуального и материального характеров. Так, в частности, в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. содержатся следующие разъяснения: «В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления (ст. 139 СК РФ) суд в соответствии со ст. 273 ГПК РФ рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление судебного решения». [4]

На практике разбирательство подобных дел проходит не только в условиях закрытого судебного заседания: участники процесса также могут давать подписку о неразглашении сведений, получаемых ими во время слушания дела.

Одним из важных средств защиты интересов семьи и ребёнка является также установление уголовной ответственности за наиболее опасные посягательства на её интересы, развитие и воспитание детей. Учитывая высокую степень общественной опасности нарушения тайны усыновления как деяния, которое способно нанести моральную травму ребёнку и его усыновителям, привести к иным неблагоприятным, иногда и трагическим последствиям, законодателем установлена уголовная ответственность (ст. 155 УК РФ) за разглашение против воли усыновителя тайны усыновления, совершённое лицом, которое было обязано хранить факт усыновления в качестве служебной или профессиональной тайной, либо иным лицом в корыстных целях или из иных низменных побуждений. [5]

Разглашение тайны усыновления заключается в извещении любого лица, также самого усыновлённого в устной или письменной форме о факте свершившегося усыновления. Непосредственным объектом нарушения тайны усыновления являются законодательно охраняемые интересы семьи и нормальное формирование и развитие личности ребёнка. Как дополнительные объекты рассматривается право на независимость личности, закреплённое в Конституции РФ и включающее право на семейную тайну, и легитимная деятельность организаций и учреждений, представители которых являются непосредственными участниками процесса усыновления либо осведомлёнными о данном факте. Как факультативный объект рассматриваемого преступления называется здоровье и достоинство усыновлённого по причине того, что помимо причинения вреда указанным объектам обнародование тайны усыновления может серьёзно отразиться и на психическом состоянии усыновлённого. Предметом в данном случае является конфиденциальная информация о факте свершившегося усыновления, а также сведения о принятых в целях обеспечения данной тайны специальных мерах, которые предусмотрены действующим законодательством. Справки и другие материалы дела об усыновлении могут выдаваться только усыновителю, в исключительных случаях — другим лицам или с согласия усыновителя или по требованию судебных и следственных органов.

Среди условий, служащих обеспечению тайны усыновления, особое значение придаётся предусматривающим порядок регистрации усыновления нормам. Регистрация усыновления сопровождается оформлением ряда документов. С учётом порядка регистрации усыновления и необходимости обеспечения тайны усыновления, данная процедура была возложена законом на специальные уполномоченные органы (отделы ЗАГС). По совершении записи об усыновлении усыновителю выдаётся свидетельство об усыновлении. При этом за регистрацией не закреплено самостоятельного юридического значения для выдачи документов, являющихся подтверждением существования прав и обязанностей. Государственная регистрация усыновления детей, внесение данных об изменении в записи актов о рождении усыновленных, хранение книг регистрации актов об усыновлении и о рождении усыновлённых и всех других материалов, связанных с усыновлением, выполняются в порядке, подчиненном обеспечению сохранения тайны усыновления.

Без согласия усыновителей работники органа загса не могут и не должны сообщать сведения об усыновлении и выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния, которые подтверждают факт свершившегося усыновления. В журнале записей приёма детей в дом ребенка, в книге учёта воспитанников воспитательного учреждения и прочих документах, в которых зарегистрирован, переданный на усыновление ребёнок, отмечается факт его передачи на усыновление без указания фамилии усыновителей и их адреса. Справки и иные сведения о совершенном усыновлении могут выдаваться исключительно по запросу усыновителей или органов следствия, суда и прокуратуры.

Специалист по охране детства органа опеки и попечительства с сохранением тайны усыновления осуществляет обследования условий жизни и воспитания усыновленного. Следует отметить, что обязанность сохранения тайны усыновления распространяется как на лиц, обязанных хранить сведения об усыновлении как служебную и профессиональную тайну, так и на всех граждан, которые осведомлены об этом. Подобные сведения могут быть обнародованы и известны из различных устных и письменных источников (из разговоров с работниками органа опеки и попечительства, родственниками усыновителей, писем и т. п.) не причастным к процедуре усыновления лицам. Существующие в настоящее время проблемы обеспечения тайны усыновления носят как правовой, так и этический характер: стремление сохранения тайны усыновления может способствовать появлению беспокойства, напряжённости во взаимоотношениях детей и взрослых, страха перед возможным раскрытием семейной тайны.

Разрешение вопроса о сохранении тайны усыновления должно проходить в соответствии с нормативными положениями действующего законодательства и с комплексом сложившихся обстоятельств, которые и будут предполагать необходимость применения мероприятий по обеспечению сохранения тайны усыновления. Мы считаем справедливым также принятие законодательством мер по ужесточению наказания за разглашение тайны усыновления.

При обстоятельствах, когда усыновитель не делает из усыновления тайны, то о целесообразности её сохранения законом говорить не приходиться. Таким образом, справедливо говорить о воле усыновителя как о своеобразном ключе при решении вопроса о необходимости применения охраняющего её закона.

  1. Пчелинцева Л. М. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: новые разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российское правосудие. 2006. № 3. С. 64–67.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета № 237, от 25.12.1993г.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223–ФЗ (ред. от 30.06.2008) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
  4. Постановление Пленума ВС РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета, № 92, 03.05.2006.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

Похожие статьи

И снова к вопросу о тайне усыновления | Статья в журнале.

. тайна усыновления, Тайна, усыновление, усыновитель, лицо, усыновленный ребенок, Семейный кодекс

Сведения, составляющие тайну усыновления | Статья в сборнике.

В РФ приёмные родители зачастую хранят в тайне факт усыновления, а значит.

Проблемы правового регулирования усыновления

ребенок, родитель, тайна усыновления, Тайна, усыновление, усыновитель, лицо, усыновленный ребенок.

И снова к вопросу о тайне усыновления | Статья в журнале. усыновитель, ребенок, усыновление ребенка, орган опеки, усыновление, лицо, согласие.

Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения).

При усыновлении (удочерении) ребенка семейной парой разница в возрасте не учитывается.

Основные термины (генерируются автоматически): усыновление, ребенок, усыновитель, орган опеки, родитель, условие усыновления, семейная пара, Российская.

Сравнительный анализ усыновления (удочерения) детей.

ребенок, родитель, тайна усыновления, Тайна, усыновление, усыновитель, лицо, усыновленный ребенок, Семейный кодекс РФ, общественное мнение. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения).

Незаконное усыновление (удочерение): проблемы.

Сравнительный анализ усыновления (удочерения) детей. Ключевые слова: усыновление (удочерение), приемная семья, законодательство.

И снова к вопросу о тайне усыновления | Статья в журнале. [2] Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность для лиц.

Понятие и содержание личной и семейной тайны

Согласно действующему уголовному законодательству России, за нарушение только тайны связи (ст.138 УК РФ) и тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ) установлена ответственность.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства.

Основная цель усыновления (удочерения) — это воспитание ребенка в семье, тем самым усыновить можно только

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, тайна усыновления, Тайна, усыновление, усыновитель, лицо, усыновленный.

Усыновление — приоритетная форма устройства детей.

Семейным кодексом РФ установлена судебная процедура усыновления. Дела об усыновлении (удочерении) рассматриваются в порядке особого производства. Процедура усыновления регулируется главой 19 Семейного кодекса РФ.

Обеспечение единства правоприменительной практики при.

Представляется, что положение, в котором тайна усыновления рассматривается как основание предоставления листка нетрудоспособности усыновителям генетически чужого им ребенка, ущемляет права генетических родителей ребенка.

Популярное:

  • Государственный гражданский кодекс рф УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Гражданский кодекс Российской Федерации. Извлечения […]
  • Ск рф фз 120 УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об […]
  • Купля продажа земельного участка ижс Федеральная нотариальная палата Советы нотариуса Ваш населённый пункт Особенности купли-продажи земельных участков Заключение договоров купли-продажи земельных участков регулируется § 7 […]
  • Приемная семья псковская область УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей В Псковской области увеличили выплаты приемным […]
  • Дом земельный участок в чебоксарах Земельные участки в Чебоксарах Стоимость: 850000 Р. 15046.91 $ € 12274.37 Общая площадь: 15 кв.м. Продаю земельный участок (ИЖС) 15сот. в д.Большие Катраси,Северный пер.,13.Участок […]
  • Ст 30 ч 3 ук рф постановление суда Постановление суда надзорной инстанции Иркутского областного суда "Осуждение виновного за покушение на убийство при установлении косвенного умысла повлекло изменение приговора с […]