Фз 151 ст 14

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июня, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 29 июля 2017 г., 23 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 июня 2010 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

В России решено развивать микрофинансовую деятельность. Ею занимается юрлицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (кроме бюджетного), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Ведется специальный реестр.

Такая организация предоставляет микрозаем. Его сумма не должна превышать 1 млн руб. Предельный размер индексируется на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).

Установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации. Например, она не вправе привлекать денежные средства физлиц. Запрет не применяется, если последние являются учредителями (членами, участниками, акционерами) организации, предоставляют ей займы на сумму 1,5 млн руб. и более (по одному договору с одним займодавцем).

Микрофинансовая организация также не вправе выдавать займы в иностранной валюте, вести любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и др.

Риски, возникающие в деятельности микрофинансовой организации, можно страховать. Также юрлицо вправе формировать целевые фонды.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 июля 2010 г. N 147, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 27 ст. 3435, в «Парламентской газете» от 9 июля 2010 г. N 36

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 N 151-ФЗ ст 14 (ред. от 18.07.2017)

Статья 14. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 N 151-ФЗ ст 14 (ред. от 23.04.2018)

Статья 14. Регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций

1. Органы государственной власти, Банк России и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность микрофинансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 7.2 настоящего Федерального закона.

3. Банк России осуществляет следующие функции:

1) ведет государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России;

2) получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 292-ФЗ.

4. В отношении микрофинансовой организации Банк России:

1) запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, у иных органов государственного контроля и надзора;

2) запрашивает и получает информацию о микрофинансовой организации из единого государственного реестра юридических лиц;

3) обеспечивает соответствие сведений о микрофинансовой организации в государственном реестре микрофинансовых организаций сведениям об указанной организации в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе сведениям о ликвидации организации;

4) проводит проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, установленном Банком России;

5) устанавливает порядок формирования резервов на возможные потери по займам;

5.1) для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов, может устанавливать следующие экономические нормативы:

а) нормативы достаточности собственных средств;

б) нормативы ликвидности;

5.2) для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций, может устанавливать следующие экономические нормативы:

а) нормативы достаточности собственных средств;

б) нормативы ликвидности;

в) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

г) максимальный размер риска на связанное с микрофинансовой компанией лицо (группу связанных с микрофинансовой компанией лиц);

д) виды и размеры иных финансовых рисков;

5.3) для микрофинансовой организации предпринимательского финансирования может установить отличные от других микрофинансовых организаций значения экономических нормативов;

5.4) осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями экономических нормативов;

5.5) устанавливает методику определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании;

6) требует от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений;

7) дает микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

7.1) имеет право устанавливать своим предписанием запрет микрофинансовой компании на привлечение денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона в случае возникновения хотя бы одного из следующих оснований:

а) нарушение микрофинансовой компанией экономических нормативов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящей части;

б) нарушение микрофинансовой компанией ограничений, установленных пунктами 1 и 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона;

в) наличие просроченных обязательств по привлеченным микрофинансовой компанией в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона денежным средствам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

7.2) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 407-ФЗ;

7.3) направляет микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;

8) исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) осуществляет иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Микрофинансовая организация вправе обжаловать действия (бездействие) Банка России в арбитражный суд по месту нахождения микрофинансовой организации.

151-ФЗ о статусе спасателей

Федеральный закон 151 об аварийно-спасательных службах регламентирует правовые аспекты деятельности спасателей. Предписывается порядок взаимодействия с государственными органами власти и местным самоуправлением. Во внимание берутся предприятия, учреждения и иные юридические лица, с которыми могут взаимодействовать спасатели.

Описание федерального закона 151

Федеральный закон 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» принят 14 июля 1995 года. Структурно он, исходя из названия, подразделяется на две основные группы статей:

  • аварийно-спасательные службы и регулирование их деятельности;
  • статус спасателей, их права и обязанности.

Кроме указанных групп в ФЗ 151 имеются общие и заключительные положения. Первые отвечают за основные понятия и принципы закона, правовые основы, а также виды аварийно-спасательных работ. В заключительные положения включаются аспекты, регулирующие вступление закона в силу, а также изменения, которые следует внести в иные законодательные акты.

Глава об аварийно-спасательных службах включает в себя следующие положения:

  • задачи, которые ставятся перед данными организациями;
  • создание, состав и комплектование;
  • регистрация и аттестация формирований на соответствие законодательным нормам;
  • деятельность аварийно-спасательных служб, организация соответствующих работ, действия в чрезвычайных ситуациях, координация и ответственность;
  • финансирование учрежденных организаций, перемещение и ликвидация;
  • порядок регулирования споров, связанных с деятельностью данных формирований.

Закон 151 ФЗ о статусе спасателей предписывает следующие положения:

  • аттестация сотрудников;
  • права и обязанности;
  • гарантии деятельности;
  • оплата труда и страховые гарантии;
  • предоставление жилых помещений;
  • ответственность спасателей;
  • социальная поддержка членов семей, а также тех граждан, которые не имеют официального статуса, но привлекаются к работам в чрезвычайных ситуациях.

Федеральный закон 151 с момента принятия претерпел ряд изменений. Последние поправки были внесены в июле 2017.

Скачать Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» можно по ссылке. Текст представлен в последней редакции с актуальными изменениями на 2017 год. Такой документ подойдет как специалистам, знакомящимся с правовой основой деятельности спасателей, так и юристам, которые углубленно занимаются изучением закона.

На помощь спасателям все чаще приходят добровольные организации. Регулируется их деятельность ФЗ 100.

Последние изменения 151 ФЗ о статусе спасателей

Поправки в ФЗ 151 последний раз были внесены 18 июля 2017. Коснулись они редакции отдельных статей, а также некоторых дополнений к существующим положениям.

Статья 5 Федерального закона 151 о статусе спасателей согласно внесенным поправкам была полностью изложена в новой редакции. Актуальная версия закона регламентирует виды аварийно-спасательных работ по следующим аспектам:

горноспасательные работы – деятельность, направленная на спасение людей, объектов, инфраструктуры или локализацию распространения аварийной ситуации, в горных районах;

  • газоспасательные работы проводятся в связи с превышением концентрации токсичных, пожаро- или взрывоопасных газов, к таковым не относятся действия по тушению пожаров и горноспасательные работы;
  • противофонтанные работы направлены на предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений – неуправляемого течения и образования открытых фонтанов;
  • поисково-спасательные действия – поиск людей или материальных ценностей, снижение последствий чрезвычайных ситуаций;
  • аварийно-спасательные работы, направленные на тушение пожаров – защита людей и материальных ценностей, а также окружающей среды от распространения пожара, к таковой не относятся действия по ликвидации пожаров в горных выработках;
  • ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций – профилактические и лечебные противоэпидемические действия, направленные на сохранение здоровья граждан и персонала, включая самих спасателей.

Согласно второй части ст 5 ФЗ 151 список видов спасательной деятельности может дополняться в соответствии с решениями Правительства РФ.

Отдельные изменения коснулись статьи 7 Федерального закона о статусе спасателей. В первом и втором абзаце пункта 2 ст 7 были скорректированы формулировки. Статья была дополнена пунктом 2.1 о создании профессиональных аварийно-спасательных служб для горноспасательных операций. Таковые формируются по решению Правительства РФ при согласовании принимаемого решения с федеральными органами исполнительной власти.

В первой части статьи 8 Закона о спасателях была скорректирована формулировка. Поправка коснулась исключения профессиональных аварийно-спасательных служб, направленных на горноспасательные работы, из общей категории спасательных формирований.

Формулировка также была скорректирована в статье 18 Закона «Об аварийно-спасательных работах и статусе спасателей». В пункт 3 внесено уточнение, указывающее теперь на территориальные представительства федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту населения и территорий от аварийных ситуаций.

Изменения в 2018 году

Отдельные изменения, введенные в Закон о статусе спасателей в 2017, вступают в силу 16 января 2018. К таковым относятся следующие положения:

  • в пункте 2 статьи 7 в четвертом абзаце изменится формулировка по тому же принципу, как она поменялась в статье 18;
  • в п 2 ст 10 ФЗ 151 корректируется формулировка – поправка уточняет регламентируемый порядок и указывает на его определение федеральным органом исполнительной власти;
  • статья 11 Закона о спасателях дополнится пунктом 6 об определении порядка деятельности и функционирования профессиональных аварийно-спасательных служб в горноспасательных работах решением Правительства РФ.

Отсрочка вносимых изменений призвана оптимизировать Закон о статусе спасателей, а также наладить взаимодействие с соответствующими федеральными органами.

Фз 151 ст 14

Судья Миронова С.Н. Дело № 33-7949/2018

г. Екатеринбург 26.04.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Калимуллиной Е.Р., судей Протасовой М.М., Мазановой Т.П. при ведении протокола помощником судьи Зуевой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация Управляющая компания Деньги Сразу Юг» к Миколаенко О.И. о взыскании задолженности по договору займа

по апелляционной жалобе ответчика на заочное решение Шалинского районного суда Свердловской области от 29.08.2016.

Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., объяснения представителя истца Конева А.В. (по доверенности от 08.08.2017), судебная коллегия

истец — ООО «Микрофинансовая организация Управляющая компания Деньги Сразу Юг» обратился с иском к Миколаенко О.И. о взыскании задолженности по договору займа от 17.08.2013 № в размере 3920 руб., процентов за пользование займом за период с 17.09.2013 по 25.07.2016 в размере 81692 руб. 80 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2768 руб.

В обоснование исковых требований указано, что 17.08.2013 между ООО «Урал Финанс» и Миколаенко О.И. был заключен договор займа № на сумму 6000 руб., с уплатой процентов за пользование заемными денежными средствами – 732 % годовых (2 % в день от суммы займа за каждый день), подлежала возврату сумма в размере 7920 руб. Заемщик принял на себя обязательства по возврату суммы долга не позднее 01.09.2013.

Обязательства заемщиком не выполнены надлежащим образом, задолженность по договору займа составляет: 3920 руб. — просроченный основной долг, 81692 руб. 80 коп. – проценты по договору.

31.12.2013 ООО «Урал Финанс» передало право требования по договору займа ООО «Управляющая компания Деньги сразу», которое в свою очередь 31.10.2015 договором уступки права требования передало права требования по договору займа – ООО «Микрофинансовая организация Управляющая компания Деньги Сразу Юг».

Заочным решением Шалинского районного суда Свердловской области от 29.08.2016 исковые требования удовлетворены. С учетом определения суда от 31.01.2017 об устранении описки (л.д.73-75), с Миколаенко О.И. в пользу ООО «Микрофинансовая организация Управляющая компания Деньги Сразу Юг» по договору займа от 17.08.2013 № взысканы: 3920 руб. – основной долг, начисленные проценты с 17.09.2013 по 25.07.2016 в размере 81692 руб. 80 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2768 руб.

С таким решением не согласилась ответчик Миколаенко О.И., в апелляционной жалобе указала на незаконность и необоснованность заочного решения, просила его отменить, полагала, что взысканная сумма завышена, решение принято без учета ст. 333 ГК Российской Федерации, без учета материального положения заемщика, которая является пенсионеркой, кроме того в результате пожара был поврежден ее дом.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Конев А.В. возражал против доводов апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции не явилась Миколаенко О.И. Как следует из материалов дела, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено ответчику 06.04.2018 (исх. № 33-7949/2018). Кроме того, в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело при установленной явке.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

В силу п.1 ст. 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Согласно ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», устанавливающего правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации, микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

Судом первой инстанции было установлено и подтверждается представленными по делу материалами, что ООО «Урал Финанс», являясь микрофинансовой организацией, предоставило Миколаенко О.И. (заемщик) заем на согласованных условиях.

В подтверждение передачи денежных средств ответчику, представлен договор займа и расходный кассовый ордер, содержащие подписи заемщика (л.д.12-14).

31.12.2013 ООО «Урал Финанс» уступило право требования по договору займа, заключенного с Миколаенко О.И., ООО «Управляющая компания Деньги сразу» согласно договору № уступки требования (цессии) (л.д. 20-24).

31.12.2015 ООО «Управляющая компания Деньги сразу» уступило право требования возврата суммы задолженности с Миколаенко О.И. ООО Микрофинансовая организация Управляющая компания Деньги Сразу Юг», в соответствии с заключенным договором уступки права требования № (л.д. 15-19).

Факт заключения договора займа и получения денежных средств Миколаенко О.И. не оспаривала. Истцом не оспаривалось, что заемщик 16.09.2013 частично возвратила основной долг и уплатила проценты, остаток невыплаченного основного долга составил 3920 руб.

С учетом изложенного, исходя из того, что обязательства по возврату денежных средств ответчиком до настоящего времени не исполнены, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика долга по договору займа и процентов за пользование заемными денежными средствами.

Доводы жалобы ответчика о необоснованном не применении судом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера процентов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку проценты за пользование займом, предусмотренные ст. 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, не являются штрафной санкцией за нарушение должником своих обязательств, а являются платой за пользование заемными денежными средствами, в связи с чем к процентам за пользование займом не может быть применена ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность снижения неустойки, которая является мерой ответственности за неисполнение должником обязательства и возможность снижения которой зависит от характера и последствий нарушения обязательства.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.09.2017, с учетом доводов апелляционной жалобы ответчика, полагает решение суда подлежащим изменению, исходя из следующего.

Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами (п.3 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок, размер и условия предоставления микрозаймов предусмотрены Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон о микрофинансовой деятельности).

В п. 4 ч. 1 ст. 2 названного закона предусмотрено, что договор микрозайма — договор займа, сумма которого не превышает предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный названным законом.

Исходя из императивных требований к порядку и условиям заключения договора микрозайма, предусмотренных Законом о микрофинансовой деятельности, денежные обязательства заемщика по договору микрозайма имеют срочный характер и ограничены установленными этим законом предельными суммами основного долга, процентов за пользование микрозаймом и ответственности заемщика.

Принцип свободы договора в сочетании с принципом добросовестного поведения участников гражданских правоотношений не исключает обязанности суда оценивать условия конкретного договора с точки зрения их разумности и справедливости, с учетом того, что условия договора займа, с одной стороны, не должны быть явно обременительными для заемщика, а с другой стороны, они должны учитывать интересы кредитора как стороны, права которой нарушены в связи с неисполнением обязательства.

Это положение имеет особое значение, когда возникший спор связан с деятельностью микрофинансовых организаций, которые предоставляют займы на небольшие суммы и на короткий срок, чем и обусловливается возможность установления повышенных процентов за пользование займом. Иное, то есть установление сверхвысоких процентов за длительный срок пользования микрозаймом, выданным на короткий срок, приводило бы к искажению цели деятельности микрофинансовых организаций.

Взыскивая с Миколаенко О.И. в пользу истца проценты за пользование микрозаймом в размере 81692 руб. 80 коп., суд первой инстанции исходил из того, что эти проценты продолжают начисляться по истечении срока действия договора займа, составляющего 15 календарных дней.

Однако такой вывод суда следует признать ошибочным, противоречащим существу законодательного регулирования договоров микрозайма, поскольку фактически свидетельствует о бессрочном характере обязательств заемщика, вытекающих из такого договора, а также об отсутствии каких-либо ограничений размера процентов за пользование микрозаймом.

Согласно договору микрозайма, заключенному между истцом и Миколаенко О.И., срок его предоставления был определен до 01.09.2013 — 15 календарных дней, то есть между сторонами был заключен договор краткосрочного займа.

Согласно условиям договора, за пользование займом заемщик выплачивает займодавцу проценты на сумму займа в размере 6 000 руб. из расчета 2 % в день (732 % годовых), подлежащие уплате в день возврата займа (п.1), в случае нарушения сроков возврата суммы, заемщик уплачивает проценты исходя из 2,5 % от суммы займа за каждый день пользования займом, при просрочке уплаты процентов более чем на 14 дней заемщик уплачивает займодавцу штраф в размере 1000 руб. (п.6).

Согласно п. 1 ч.1 ст. 12 Закона о микрофинансовой деятельности (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», микрофинансовая организация не вправе начислять заемщику — физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа. Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

Соответствующие положения были внесены в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» Федеральным законом от 29.12.2015 N 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и не действовали на момент заключения договора микрозайма от 19.08.2013.

При таких обстоятельствах, учитывая, что проценты по ставке 732 процента годовых или 2 % в день, были предусмотрены договором микрозайма на срок до 01.09.2013, размер взыскиваемых процентов за пользование займом после этой даты подлежал исчислению исходя из рассчитанной Банком России средневзвешенной процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями физическим лицам в рублях на срок свыше одного года, по состоянию на день заключения договора микрозайма.

Таким образом, учитывая частичный возврат суммы основного долга и процентов на 16.09.2013, размер невыплаченной задолженности в сумме 3920 руб., сторонами не оспаривались, сумма процентов за заявленный истцом период с 17.09.2013 по 25.07.2016 составит – 2042 руб. 32 коп. (Расчет: 3 920 руб. х 1 042 дня просрочки х 0,05 % (в день, исходя из средневзвешенной ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам в рублях на август 2013 года, установленная Центральным Банком Российской Федерации 19,5 % годовых). С ответчика в пользу истца подлежат взысканию сумма основного долга в размере 3920 руб. и проценты за пользование займом в сумме 2 042 руб. 32 коп., решение в указанной части подлежит изменению (п.1 ч.1, ч.2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изменение решения суда первой инстанции в части, является основанием для распределения судебных расходов (п. 3 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 88, 91, частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины подлежит изменению, сумма государственной пошлины, взысканной с ответчика в пользу истца уменьшению до 193 руб., пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (иск удовлетворен на 6,96 % от суммы иска 85612 руб. 80 коп.)

Нарушений норм процессуального закона, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

заочное решение Шалинского районного суда Свердловской области от 29.08.2016, в части взыскания с Миколаенко О.И. в пользу ООО «Микрофинансовая организация Управляющая компания Деньги Сразу Юг» начисленных процентов за пользование заемными денежными средствами, государственной пошлины, изменить, уменьшить размер взысканных процентов за период с 17.09.2013 по 25.07.2016 до 2042 руб. 32 коп., общей суммы задолженности до 5962 руб. 32 коп., расходов по оплате государственной пошлины до 193 руб., окончательной суммы взыскания до 6155 руб. 32 коп.

В остальной части заочное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика, без удовлетворения.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Микрофинансовая деятельность — Защита прав потребителей

Breadcrumbs

Микрофинансовая деятельность

Микрофинансовая деятельность

Микрофинансовая деятельность — деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

К иным юридическим лицам, занимающиеся микрофинансовой деятельностью, относятся кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица.

Микрозаем – это заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

Микрофинансовая деятельность регулируется следующими основными нормативными актами:

— Гражданским кодексом РФ;

— Федеральным законом от 02.07.2010г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;

— Федеральным законом от 21.12.2013г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»;

— Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сведения о микрофинансовых организациях заносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций, ведет его Банк России. Ознакомиться с реестром можно на сайте Банка РФ http://www.cbr.ru/.

Условия предоставления микрозаймов (ст. 8 ФЗ № 151-ФЗ)

1. Микрозаймы предоставляются на основании письменного договора.

2. Микрозаймы предоставляются только в рублях.

3. Правила предоставления микрозаймов утверждаются микрофинансовой организацией, должны быть доступны всем потребителям и размещаться в сети «Интернет».

4. Правила предоставления займа определяют порядок подачи заявки на заем и порядок ее рассмотрения, а также порядок заключения договора и выдачи графика платежей. Могут быть предусмотрены иные условия, установленные организацией, но не являющиеся условиями договора.

5. Организации могут предоставлять гражданам целевые микрозаймы.

Микрофинансовая организация не вправе выполнять следующую деятельность:

1. Привлекать денежные средства физических лиц, за исключением лиц:

— являющихся учредителями организации;

— представляющих займы от 1,5 млн. рублей одним займодавцем, при этом сумма уменьшаться в течение всего срока действия договора не должна уменьшаться;

— приобретающих облигации микрофинансовой организации, номиналом не менее 1,5 млн. рублей или профессиональными инвесторами рынка ценных бумаг.

Привлечение денежных средств юридических лиц допускается.

2. Выступать поручителем по обязательствам своих учредителей.

3. В одностороннем порядке изменять процентные ставки по договору, порядок их определения, комиссионное вознаграждение, срок действия договора.

4. Выдавать заемщику микрозаем, если сумма основного долга перед организацией превысит 1 млн. рублей.

5. Законом № 151-ФЗ установлены иные ограничения по деятельности.

Досрочный возврат займа:

При намерении заемщика досрочно погасить сумму займа полностью или частично, потребителю необходимо письменно уведомить микрофинансовую организацию о своем намерении не менее чем за десять календарных дней. Взыскание штрафа за досрочный возврат займа недопустимо (ст. 12 Закона № 151-ФЗ).

На отношения между потребителем и микрофинансовой организацией по договору микрозайма, не урегулированные ФЗ № 151-ФЗ от 02.07.2010г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» распространяются требования Федерального закона РФ № 353-ФЗ от 21.12.2014г. «О потребительском кредите (займе)»(более подробно смотрите стандарты, связанные с получением потребительского кредита).

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Разрешение гражданско-правовых споров по договору микрозайма осуществляется в претензионном и судебном порядке.

2. Административная ответственность.

Регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляется Банком России (ст. 14 Закона № 151-ФЗ).

Статья 15.26.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности:

1. незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая организация»;

2. непредставление микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, в том числе в сети «Интернет»,

3. нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, установленных для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов,

4. осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством РФ о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях,

5. совершение действий микрофинансовой организацией, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством РФ о потребительском кредите (займе) (ст. 15 Закона № 353-ФЗ).

В целях привлечения микрофинансовой организации к административной ответственности за нарушение законодательства, предусмотренные ч.2-5 ст. 15.26.1 КоАП РФ потребителю рекомендуется обращаться с письменной жалобой в Главное управление Банка России по Республике Дагестан.

В целях привлечения микрофинансовой организации к административной ответственности за нарушение законодательства, предусмотренного ч.1 ст. 15.26.1 КоАП РФ (незаконное использование юр. лицом в своем названии словосочетание «микрофинансовая организация») потребителю рекомендуется обращаться с письменной жалобой в территориальные органы Главного Управления МВД России по Республике Дагестан.

Популярное:

  • Долевое участие до 2004 года Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные […]
  • Закон об ооо ст 15 Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 […]
  • Федеральному закону 185-фз статья 15 Статья 15 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г. Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию […]
  • Защита персональных данных закон ha Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 […]
  • Законодательство о занятости молодежи Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в […]
  • Фз 116 ст 9 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О […]