Искусственный земельный участок доклад

Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте

Подразделы

Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, либо на водном объекте (его части), который находится в федеральной собственности и не расположен на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением случая создания искусственного земельного участка на водном объекте в границах морского порта

Получатели услуги

Заявление о создании искусственного земельного участка (оригинал, 1 экз.).

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
— копия документа, удостоверяющего личность заявителя — для физического лица;
— выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуальных предпринимателей;
— выписка из единого государственного реестра юридических лиц — для юридических лиц;
— проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;
— схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;
— обоснование создания искусственного земельного участка;
— заключения органов государственной власти, органов местного самоуправления о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);
— замечания органов государственной власти, органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);
— документ о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка по итогам работы согласительной комиссии (при наличии).

Срок выдачи разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте составляет тридцать календарных дней с момента регистрации соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов в территориальном органе Росводресурсов.

Результат оказания услуги

Для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской федерации, либо на водном объекте (его части), который находится в федеральной собственности и не расположен на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением случая создания искусственного земельного участка на водном объекте в границах морского порта, необходимы следующие документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организациях:
а) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц.

Документы, перечисленные выше, могут быть представлены заявителем по собственной инициативе.

Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов российской федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов российской федерации, либо на водном объекте (его части), который находится в федеральной собственности и не расположен на территориях субъектов российской федерации, за исключением случая создания искусственного земельного участка на водном объекте в границах морского порта

Искусственный земельный участок доклад

Выдача разрешений на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности или его части в границах морского порта

Государственная услуга по выдаче разрешений на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности или его части в границах морского порта осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта на основании статьи 5 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2012 г. № 559 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте» (интерактивная ссылка), Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части в границах морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 21 февраля 2013 г. № 58. Как получить услугу

Отв.: Управление внутреннего водного транспорта

Клюкин Александр Владимирович, тел. +7 (495) 626-98-69

Крамарь Виктор Григорьевич, тел. +7 (495) 626-11-95

Шайхитдинов Ильнур Ильдарович, тел. +7 (495) 626-98-04

Искусственный земельный участок доклад

Выдача разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка

Выдача разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка в границах морских портов и (или) на основании решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта

Государственная услуга по выдаче разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка в границах морских портов и (или) на основании решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта на основании статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (интерактивная ссылка), Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 г. № 769 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на выдачу разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка» (интерактивная ссылка), Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка в границах морских портов и (или) на основании решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 22 марта 2013 г. № 95. Как получить услугу

Отв.: Управление внутреннего водного транспорта

Клюкин Александр Владимирович, тел. +7 (495) 626-98-69

Крамарь Виктор Григорьевич, тел. +7 (495) 626-11-95

Шайхитдинов Ильнур Ильдарович, тел. +7 (495) 626-98-04

Искусственные земельные участки как объекты земельного права

Дата публикации: 04.04.2016 2016-04-04

Статья просмотрена: 844 раза

Библиографическое описание:

Попова П. Е. Искусственные земельные участки как объекты земельного права // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/archive/110/27600/ (дата обращения: 20.09.2018).

В данной статье рассматривается особый объект земельных правоотношений — искусственные земельные участки и анализируются источники их правового регулирования.

Ключевые слова: земельный участок, объекты земельных правоотношений, искусственный земельный участок, ввод в эксплуатацию.

В настоящее время, практика создания искусственных земельных участков получила широкое распространение не только в Европе, но и в России. Механизм комплексного освоения новых территорий закрепляется на уровне перспективных планов развития и инвестиционных программ, а также специального федерального законодательства.

Но на протяжении долгого периода времени правовое регулирование создания искусственных земельных участков на водных объектах практически не осуществлялось [1, С.470]. Единственным законодательно определенным основанием создания земельного участка, согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являлась строительство или расширение морского порта.

Между тем, ограниченность земельных ресурсов и плотность застройки современных крупных городов уже давно определили необходимость разработки эффективных механизмов правового регулирования общественных отношений, предметом которых являются искусственные земельные участки [2, С.587].

С вступлением в силу 2 августа 2011 года Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на урегулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства, ситуация кардинально изменилась.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» искусственным земельным участком является сооружение, создаваемое на водном объекте (или его части), находящемся в федеральной собственности, путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них [3].

Данное определение закрепляет двойственность правового статуса искусственного земельного участка. Поскольку до момента ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок является объектом капитального строительства, а после ввода в эксплуатацию он признается земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гражданским, земельным и экологическим законодательством.

По существу, создание искусственного земельного участка немногим отличается от возведения объекта капитального строительства, но результат не связывается с образованием капитального объекта — искусственный земельный участок как единый объект распадается на два объекта: объект капитального строительства и земельный участок. [4, С.12] Не давая четких разграничительных признаковзаконодатель тем самым не позволяет выделить специфику образованных земельных участков и попутно ведет к правоприменительным проблемам. [5]

Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»также вносит ряд изменений в различные нормативные правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в части установления особенностей перевода земель водного фонда при создании искусственного земельного участка [6], в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в части установления особенностей кадастрового учета искусственного земельного участка и некоторые иные правовые акты [7].

Таким образом, не смотря на определенные коллизии, законодательно устанавливается, что искусственный земельный участок с момента ввода его в эксплуатацию, признается земельным участком, а значит, является полноценным объектом земельного права [8].

В заключении можно сказать, что в результате целенаправленной деятельности человека по преобразованию окружающей среды создается искусственный земельный участок — территория, которая посредством преобразования становится объектом земельного права и подходитдля целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства.

РОСТОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

публикация научных статей

ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ: ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ.

Данная статья посвящена теоретическим проблемам, существующим в сфере законодательного регламентирования понятия искусственных земельных участков Федеральным законом от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и рассматриваемым в сравнении с ранее существовавшими нормами.

ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ: ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ.

Алексеева Екатерина Аркадьевна,

Южный Федеральный Университет

студентка Юридического факультета

АННОТАЦИЯ:

Данная статья посвящена теоретическим проблемам, существующим в сфере законодательного регламентирования понятия искусственных земельных участков Федеральным законом от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и рассматриваемым в сравнении с ранее существовавшими нормами.

Ключевые слова: искусственный земельный участок, объект капитального строительства, сооружение, гидротехническое сооружение, искусственный остров, земли водного фонда.

Достаточно устоявшимся является представление о земельном участке как об определенной части суши, материка, земли, а значит и неотъемлемой части окружающей среды. Однако ни для кого не секрет, что многие прибрежные страны и города с каждым годом отвоевывают все больше пространства у водных объектов, чаще всего морей, путем намыва или подсыпки грунта. Так, 60 % территории Нидерландов представляет собой польдер, участок земли, созданный искусственно путем осушения озера или болотистой местности. Острова Пальм в ОАЭ представляют собой архипелаг искусственных островов общей площадью 60,35 км². Человечество становится все более изощренным в создании новых территорий. В Японии уже построены острова Огисима и Юмэносима из прессованного мусора, а также осуществляются мероприятия по «выращиванию» на остатках кораллового рифа территории из коралловых ростков с целью последующего признания международным сообществом данного участка и омывающих его вод японской территорией [1, с. 24].

В России, несмотря на огромные пространства страны, вопрос создания искусственных островов с годами тоже становится все более актуальным ввиду нехватки существующей территории прежде всего в приморских городах, в которых преобладает плотная застройка. В Санкт-Петербурге часть города, выходящая к дельте Невы и к Невской губе, расположена на насыпной территории. Специально для г.Сочи разработан инвестиционный проект строительства намывного острова «Федерация», общая площадь которого составит 250 га.

Исходя из вышесказанного трудно отрицать актуальность темы дальнейшей разработки понятия и правовой природы искусственных земельных участков и регламентации процесса их создания.

На сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок создания и освоения уже образованных искусственных земельных участков, является Федеральный закон от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об искусственных земельных участках).

Стоит отметить тот факт, что до вступления в силу указанного закона, понятие искусственно созданного земельного участка (что по сути является искусственным земельным участком) содержалось в Федеральном законе № 261-ФЗ от 08.11.2007г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах в РФ) в редакции, существовавшей до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242 – ФЗ. Анализ ныне существующего определения и определения, закрепленного в Законе о морских портах, позволяет увидеть изменившееся мнение законодателя. Так, в Законе о морских портах искусственно созданным земельным участком признавался земельный участок, то есть прежде всего часть земной поверхности. О рукотворности данного участка говорила дальнейшая характеристика, а именно указание на способ его создания – путем намыва, отсыпки грунта и иных технологий. Кроме того, необходимо учитывать, что действие данного закона ограничено, так его предметом выступаю отношения (в рамках рассматриваемого вопроса) только по строительству, открытию, закрытию морских портов. Таким образом, искусственно созданный земельный участок рассматривался исключительно под призмой территории, необходимой для инфраструктуры морского порта. Порядок его создания и вовсе никак нормативно не закреплялся.

Неким промежуточным этапом разработки понятия является дефиниция, содержащаяся в Пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Пояснительная записка), в которой изначально говорилось именно о территории, а не о земельном участке. От данного термина пришлось отказаться вследствие отрицательной оценки со стороны Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, который посчитал неуместным и нелогичным его применение, поскольку «территория, как обобщенное абстрагированное представление земной поверхности не может быть создана искусственно трудом человека». Но у многих ученых правомерно возникает вопрос: может ли быть вновь созданным земельный участок? На этот вопрос ответ будет дан позже.

В конце концов Закон об искусственных земельных участках заполнил существовавший пробел правового регулирования отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства и дал окончательное нормативное определение понятию искусственный земельный участок. В окончательном варианте оно приобрело дуалистический характер. Законодатель признал искусственный земельный участок сооружением, то есть объектом капитального строительства, который при соблюдении установленных условий может стать земельным участком. Считаю, что таким образом характеристики земельного участка, как неотъемлемой части земной поверхности, были утрачены и стали скорее нормативными – законодатель признает данный объект земельным участком только при соблюдении всех установленных требований со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Проследив эволюцию нормативного развития понятия искусственного земельного участка, мы увидели, как законодатель изменил свою позицию: с земельного участка на сооружение, признаваемое также земельным участком.

Однако, несмотря на существование отдельного законодательного акта, правовая природа искусственного земельного участка до сих пор остается спорной. Так, некоторые ученые полагают, что само название «искусственный земельный участок» является некорректным, поскольку земля — это природный объект, который возник без участия человека, и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан [2, с. 484].

Другие ученые отмечают двойственную природу искусственного земельного участка, который до его ввода в эксплуатацию представляет собой объект капитального строительства, а после ввода – также земельный участок [3, с. 13]. Но говорить о таком сооружении как об объекте капитального строительства также достаточно проблематично. Так, в Пояснительной записке подчеркивается, что искусственно образованная территория не является объектом капитального строительства в общеупотребительном значении, которое закреплено в статье 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Следует согласиться с мнением ученых о том, что понятие искусственного земельного участка шире, чем понятие объекта капитального строительства. Несомненно, главным свойством искусственно созданного участка не является его незавершенность, на что в определении ГрК РФ делается определенный упор. Законодатель, говоря о сооружении в данном случае, скорее имеет в виду его искусственность, непринадлежность к природным объектам, техническую природу. Кроме того, на такой объект после признания его земельным участком распространяются также нормы земельного законодательства по охране и использованию земель [4, с. 146]. Таким образом, следует сделать вывод, что в законодательстве как гражданском, так и земельном отсутствуют нормы, регулирующие правовой режим искусственного земельного участка как сооружения, объекта капитального строительства, обладающего специфическими чертами.

Теоретические проблемы существуют и при разграничении таких понятий как «искусственный земельный участок», «гидротехническое сооружение» и «искусственный остров». Ведь все они являются искусственными объектами, созданными силами человека, а не природы. На каком основании следует проводить границу между данными понятиями, если в некоторых законодательных и судебных актах понятия «искусственный земельный участок», «гидротехническое сооружение» и «искусственный остров» используются как синонимы [5, с. 470].

Законодательно закрепленного понятия искусственного острова как такого не существует. Однако данная дефиниция используется в ряде актов. Особо стоит выделить вышеупомянутую Пояснительную записку, в которой прямо установлено, что понятия искусственный остров и искусственный земельный участок не тождественны. Искусственный остров является особым видом сооружения. Несомненно, определение, которое было изначально предложено в законопроекте говорит об искусственном земельном участке иначе, чем об искусственном острове как сооружении, относя его только к земельным участкам. Однако в действующей редакции при наличии дуалистичности понятия эта грань размывается. В Постановлении Правительства РФ от 19.01.2000г. № 44 «Об утверждении порядка создания, эксплуатации и использования искусственны островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации» об искусственном острове говорится только как об объекте капитального строительства. Законодатель, ставя его в ряд с сооружениями и установками, никак не выделяет какие-либо его свойства как части суши. В СНиПе 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» также ничего не указано.

Последний не помогает в разграничении указанных понятий, так как в соответствии с ним гидротехническим сооружением признается и искусственный остров. В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» дано понятие гидротехнического сооружения, в котором выделяются главные цели создания, такие как защита от наводнений, разрушений берегов, использование водных ресурсов и т.д. Предполагается, что указанные цели могут на практике являться критерием, способным разграничить гидротехнические сооружения и искусственные земельные участки. Однако такие сооружения нередко представляют собой объекты, на которых располагаются административные и технические здания, подъемные механизмы, краны и т.п. [6, с. 36]. К гидротехническим сооружениям относятся также волнозащитные пляжи, возводимые для обеспечения удобного подхода и швартовки судов. Кроме того, технология создания путем намыва искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений может совпадать. Так, Свод правил 45.13330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» регулирует порядок строительных работ по намыву грунта, что является одним из способов создания искусственных земельных участков. Однако в пункте 6.2.2.1 говорится также и о намыве гидротехнических сооружений.

Таким образом, следует сделать вывод, что разграничить приведенные понятия весьма затруднительно на основании действующих норм права, от чего страдает и отношения по их созданию на практике. Однако можно сказать, что искусственный остров является сооружением, не обладающий, в отличие от искусственного земельного участка, правовым режимом земельного участка, так же как и гидротехническое сооружение.

Понятие, закрепленное в Законе об искусственных земельных участках, особо выделяет, что искусственные земельные участки создаются не на поверхности дна водоема, а с использованием предоставляемого водного объекта, а именно земель водного фонда. Согласно ст. 102 Земельного Кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Водный Кодекс РФ не дает определение поверхностным водам, однако в статье 5 он устанавливает единство поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, которые в совокупности образуют поверхностные водные объекты. Таким образом, законодатель рассматривает поверхностные воды и покрытые ими земли как единое и неделимое целое. Поэтому в случае, когда один из элементов выпадает, другой также не может существовать. Так, когда происходит создание искусственных земельных участков эта связь разрывается, и земли водного фонда подлежат переводу в другую категорию. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случае прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных Законом об искусственных земельных участках, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Именно вследствие наличия такой связи между поверхностными водами и земельным участком на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (п.2 ст. 102 ЗК РФ), поскольку в данном случае земли водного фонда переходят в иную категорию земель.

Таким образом, наличие искусственных земельных участков в современных реалиях необходимо. Но юридической науке предстоит еще большая работа по определению места этих участков в системе объектов прав, отграничению их от схожих объектов и установлению механизма правового регулирования.

Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 03.10.2015 2015-10-03

Статья просмотрена: 5479 раз

Библиографическое описание:

Канская Е. В. Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 483-486. — URL https://moluch.ru/archive/99/22160/ (дата обращения: 20.09.2018).

Все мы привыкли отождествлять земельный участок с живой природой, с её составной частью. Однако, человечество уже давно создаёт искусственные земельные участки для различных целей использования: это и Острова Пальм в Дубаи, остров из прессованного мусора и международный аэропорт Кансай в Японии построен на искусственных землях, в России часть территории Санкт-Петербурга расположена на насыпной территории. А по различным оценками, до 40 % территории Нидерланд и до 60 % территории Дании образованы в результате деятельности человека. [1] И это лишь малая часть примеров из множества уже созданных искусственных участков суши, а сколько ещё проектов ждёт своего осуществления!

Всё это свидетельствует об актуальности развития строительства искусственных участков земной поверхности, чему способствует ещё и гораздо более низкая цена таких участков, нежели цена «натуральной» земли. В связи с этим в области правового поля возникает множество вопросов, касающихся оборота искусственных земельных участков и регистрации прав на них.

Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 год № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Итак, под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком». [2] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие земельные участки создаются двумя основными способами: путём отсыпки грунта или намыва; остальные способы создания/возведения искусственных участков суши законодатель не конкретизирует, т. к. существует ещё множество различных способов, в том числе и те, которые будут известны в будущем.

Неотъемлемым признаком искусственно созданных участков суши, как мы можем видеть из вышеупомянутого федерального закона, является ввод их в эксплуатацию и признание их после этого земельными участками. Искусственные земельные участки, как указано в законе, могут либо прилегать к существующим участкам суши, либо быть отделены от них.

Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то в статье 1 можно увидеть понятие природно-антропогенного объекта («природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение»), исходя из которого, можно сделать вывод о том, что искусственный земельный участок подпадает под это понятие тоже. [3] Однако оно гораздо уже, чем определение искусственного земельного участка в федерально законе № 246-ФЗ, из которого можно выделить обязательность ввода в эксплуатацию такого объекта и последующее его признание именно земельным участком. Но в целом, искусственный земельный участок, действительно является природно-антропогенным объектом.

Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости совершенствования понятия «искусственный земельный участок» и закрепления его в одном конкретном законодательном акте. В свою очередь мы можем предложить следующий симбиоз двух понятий, объединённых в одно целое: искусственный земельный участок — это природно-антропогенное сооружение, создаваемое на водном объекте путём намыва или отсыпки грунта, а также иных технологий, которое признаётся земельным участком после ввода его в эксплуатацию.

Интересно отметить, что некоторые учёные категорически против самого термина «искусственный земельный участок», т. к. они считают, что земля — это природный объект, который возник без участия человека и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан, поэтому употребление данного термина является некорректным. И относить искусственные земельные участки к категории природных объектов нельзя, правильнее будет относить их к объектам капитального строительства. Такой позиции, к примеру, придерживается О. И. Красов.

Как уже было сказано, искусственный земельный участок, создаётся на водном объекте и в связи с этим могут быть изменены границы самого водного объекта, а также часть подводного дна, которая может стать уже частью суши вместе с искусственно созданным участком. Поэтому возникает необходимость перевода земель водного фонда в другую категорию. Это закрепляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Как отмечает Н. Н. Мельников, для возведения искусственного земельного участка предоставляется не дно водоёма, а именно сам водный объект, т. к. на землях, покрытых поверхностными водами, не формируются земельные участки в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ. [4, с.48]

Но если земельные участки создаются на водных объектах, то закономерно возникает вопрос об их принадлежности к категории гидротехнических сооружений. Если обратиться к ст. 3 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», то можно выявить важный признак гидротехнического сооружения — это цель его создания, а именно, для предотвращения негативного воздействия вод. Но искусственно созданные земельные участки не всегда выполняют именно эту функцию. [5] Следовательно, отнести земельные участки, созданные человеком, к понятию гидротехнического сооружения можно далеко не всегда.

Т. к. водный объект, взаимосвязанный с искусственным земельным участком всегда находится в динамике и воздействует на его границы, то возникает вопрос о том, как же всё-таки регистрировать права на данный земельный участок. Подобный вопрос возник в суд при рассмотрении дела об отказе регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на пляже, границы которого омывались водами и постоянно менялись. В связи с этим было невозможно установить точные границы земельного участка, поэтому регистрирующий орган отказывался признавать данный искусственный земельный участок объектом недвижимости. По итогам разбирательства суд вынес решение о необходимости руководствоваться технической документацией объекта и его целевым назначением. В данном случае в документации было указано, что пляж возведён для укрепления берегового массива и гашения энергии волн, следовательно, пляж является гидротехническим сооружением, на которое следует признать и зарегистрировать право собственности. [6]

Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом. Так в производстве Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа находилось дело о возврате берегоукрепительного сооружения в государственную собственность. В материалах дела сообщалось, что ОАО приобрело в рамках приватизации берегоукрепительное сооружение в полуразрушенном состоянии. В ходе реконструкции этого сооружения было сооружён новый объект-причал, право собственности, на который было признано за ОАО. В дальнейшем приватизация была признана недействительной, и государственный орган обратился в суд с истребованием предмета сделки обратно. Но суд установил, что возврат прежнего берегоукрепительного сооружения в натуре невозможен вследствие его полной реконструкции. [7]

Также, довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка. Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относительно затона, который арендодатель считал техническим сооружением. Изучив техническую документацию суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водного объекта. [8]

Отметим, что государственная регистрация первичного права собственности на искусственный земельный участок происходит на основании решения о создании такого участка при наличии разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, и в случае, если земельный участок является общей долевой собственность, то для регистрации права необходим договор о создании искусственного земельного участка. Если на искусственном земельном участке находится объект недвижимости, то государственная регистрация права собственности на искусственный земельный участок происходит одновременной с регистрацией права на объект недвижимости на этом участке. При этом на каждый из объектов предоставляется свой кадастровый паспорт. Исходя из этих положений закона и вышесказанного нами, можно сделать вывод о том, что регистрация права на искусственные земельные участки во многом напоминает регистрацию прав на привычные нам объекты недвижимости. Например, для этих двух объектов необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию. Так же, необходимо получить разрешение на создание земельного участка, по аналогии с разрешением на строительство объекта капитального строительства. Но вместе с тем, искусственный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учёт, как и обычный «естественный» земельный участок в привычном для нас понимании. [9]

Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок. Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в закон императивную норму и размещении проекта такого участка в периодических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет». Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение. Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением. А т. к. создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок [10, с.63].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов, касающихся искусственных земельных участков стоит на стыке правового регулирования гидротехнических сооружений и земельных участков. Порой даже в судебных процессах возникают вопросы о том, чем же является предмет спора: гидротехническим сооружением или искусственным земельным участком. И хоть создание подобных участков суши известно уже много веков, законодательство нуждается в более детально и конкретно регулировании этого вопроса, в особенности, конкретизации понятия и признаков искусственных земельных участков. А также в детальном регулировании процедуры создания таких участков, включающую в себя обязательный учёт мнения населения, которое должно широко информироваться о существовании проекта по созданию искусственного земельного участка.

2. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета.2011. № 159.

3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 2002. № 6.

4. Мельников Н. Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал Российского права. 2011. № 5. С.48–56.

5. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 1997. № 144.

6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 января 2007 г. № Ф08–6985/2006, Определение ВАС РФ от 23 апреля 2007 г. № 4113/07.

7. Определение ВАС РФ ВАС РФ от 23 апреля 2010 г. № ВАС-327/08

8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 июня 2008 г. № Ф04–2775/2008(6259-А75–12).

9. Комментарий к статье 22.3 ФЗ — О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // http://narodirossii.ru/?p=5026/

10. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар, 2012. 203 с.

Популярное:

  • Как написать письмо на 1 канал Первый канал телевидение и радиовещание "Первый канал" – самый масштабный и популярный в России, его смотрят 99% населения страны! Это - "Первый"! "Первый канал" - лидер в российском […]
  • Закон 44-фз статья 93 с изменениями Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15 Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации […]
  • Передаются ли кредитные долги по наследству Переходят ли долги за кредит от родителей к детям? Статья 1175. Ответственность наследников по долгам наследодателя ГАРАНТ: См. 1175 ГК РФ 1. Наследники, принявшие наследство, отвечают по […]
  • Казань договор найма жилого помещения Договор найма жилого помещения: особенности и применение 28.01.13 Хотите сдать квартиру физическому лицу? Хотите оформить это в соответствии с законодательством? Тогда вам нужно заключать […]
  • Пошлина за свидетельство о государственной регистрации права собственности Госпошлина за регистрацию права собственности для Росреестра Госпошлина за регистрацию права собственности — это обязательный платеж за государственную услугу по регистрации права […]
  • Организация по защите прав потребителей омск «Очевидно, что страховщики саботируют реализацию закона об ОСАГО. Если 2–3 года назад автовладельцы жаловались на занижение сумм страхового возмещения, задержки выплат и отказы в них, то […]