Комментария к ст 191 Коап

Статья 19.14 КоАП РФ. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих

Новая редакция Ст. 19.14 КоАП РФ

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.14 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством контроля (надзора) за соблюдением правил производства, использования, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих. Правовую основу данных общественных отношений составляет Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Постановление Правительства от 28 сентября 2000 года N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведение соответствующей отчетности» и ряд других актов.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий.

Необходимо отличать данное правонарушение от норм уголовного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение подобных правил. Статья 191 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в том случае, если данные предметы относятся к валютным ценностям. Если же эти предметы являются ювелирными бытовыми изделиями или ломом этих изделий, то нарушение правил обращения с ними квалифицируется по нормам законодательства об административных правонарушениях. Статья 192 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, в случае если это деяние совершено в крупном размере (если стоимость предметов, не сданных или не проданных государству, превышает двести пятьдесят тысяч рублей).

3. Субъектом правонарушения выступают должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.14, уполномочены рассматривать органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих); органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять как должностные лица органов, рассматривающих данные дела, так и должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, является право собственности на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия, их содержащие, а также порядок регулирования отношений по их извлечению, производству, использованию, обращению, получению, учету и хранению. Указанный порядок установлен Федеральным законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а также Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г.

2. Объективную сторону составляют противоправные действия, направленные на нарушение установленного порядка. Контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляет Государственная пробирная палата — федеральное учреждение при Министерстве финансов РФ.

Установленный порядок в рассматриваемой сфере включает в себя: оценку и сертификацию драгоценных камней, драгоценных металлов и продукции из них; лицензирование деятельности по производству, использованию и обращению драгоценных металлов и драгоценных камней; обязательный учет по массе драгоценных металлов и драгоценных камней; обеспечение условий хранения.

Нарушение или неисполнение одного или нескольких из указанных требований и составляют объективную сторону данного правонарушения.

Обязательным элементом объективной стороны рассматриваемого правонарушения является место его совершения. Ответственность наступает только в случаях, если противоправные действия были совершены в организациях, выполняющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.

3. Субъектом комментируемого правонарушения признаются должностные лица организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, и юридические лица.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Комментарии к СТ 5.23 КоАП РФ

Статья 5.23 КоАП РФ. КоАП РФ. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

Комментарий к статье 5.23 КоАП РФ:

1. Новая редакция комментируемой статьи уточняет диспозицию статьи в целях разграничения административной и уголовной ответственности.

2. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом на участие в референдуме и, в частности, с установленным порядком использования избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме).

3. Федеральные законы, регулирующие порядок организации и проведения выборов, референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают в том числе правила изготовления, распространения (передачи) бюллетеней, требования, предъявляемые к их тексту и форме, порядок выдачи их избирателям и участникам референдума, правила использования и заполнения бюллетеней и т.д.

4. Изготовленные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме полиграфическая организация передает по акту членам избирательной комиссии, комиссии референдума, разместившей заказ на их изготовление. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии членов избирательной комиссии, комиссии референдума, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума уничтожают лишние избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, о чем составляется акт по установленной форме, который подписывается всеми присутствующими. Избирательная комиссия, комиссия референдума, получившая тираж бюллетеней, передает их в установленные законом сроки по акту нижестоящим комиссиям, те, в свою очередь, — нижестоящим, вплоть до участковых.

5. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии), выражающихся в сокрытии неучтенных остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

6. Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, является основанием для привлечения виновных к уголовной ответственности по ст. 142.1 УК РФ.

7. Субъектом административного правонарушения может быть гражданин, например работник, связанный с процессом передачи изготовленных бюллетеней избирательной комиссии, или должностное лицо полиграфической организации, осуществляющей изготовление, выпуск из печати бюллетеней, а также сама указанная организация как юридическое лицо.

8. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

9. Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).

Комментария к ст 191 Коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии:

В определении Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 1583-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Лаврентьева Степана Григорьевича на нарушение его конституционных прав статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывалось:

«…оспариваемое законоположение, рассматриваемое в единстве с иными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.5 , часть 1 статьи 1.7 и часть 1 статьи 2.2 ), предполагает привлечение к административной ответственности граждан и должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, лишь за указанные в ней действия, совершаемые вопреки федеральному закону или иному нормативному правовому акту, и только тогда, когда лицо осознавало их самовольность, предвидело вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Следовательно, закрепление законодателем административной ответственности за самоуправство направлено на обеспечение установленного федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядка осуществления прав и само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан».

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Ст. 2.3 КоАП РФ

1. По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

— достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191 ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

— вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

2. Частью 2 установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:

— на момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

— дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ;

— комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;

— в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время — Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.

Комментарии к СТ 7.5 КоАП РФ

Статья 7.5 КоАП РФ. Самовольная добыча янтаря

Комментарий к статье 7.5 КоАП РФ:

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является государственная собственность. В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы, являются государственной собственностью.

2. Предмет правонарушения — янтарь — природная ископаемая смола хвойных деревьев различных оттенков от светло- до темно-желтого цвета. Янтарь — ценный поделочный материал для изготовления украшений и других изделий. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается добыча и сбыт янтаря, не отнесенного в установленном порядке к драгоценным камням. Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8 утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням. В этом акте определены основные критерии отнесения указанных образований к драгоценным камням, что означает распространение на них требований Федерального закона от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 214, за нарушения которых предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 191, 192 УК РФ).

3. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют два альтернативных противоправных действия: самовольная добыча и сбыт незаконно добытого янтаря.

4. Самовольной признается добыча янтаря, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии). В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О недрах» установлен лицензионный порядок предоставления недр для добычи полезных ископаемых. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. Документы, определяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной ее части. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватываются как добыча янтаря без лицензии, так и аналогичные действия, совершенные за пределами границ предоставленного горного отвода.

5. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается сбыт только незаконно добытого янтаря (продажу, обмен как самим лицом, самовольно добывшим янтарь, так и другими лицами), что влечет административную ответственность в случаях его реализации как в натуральном, так и (или) переработанном виде (украшения и другие изделия из янтаря).

6. Субъективная сторона данного административного правонарушения предполагает умышленную форму вины. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица добывающих, перерабатывающих или сбытовых предприятий и организаций, юридические лица.

7. Незаконно добытый янтарь подлежит изъятию и зачислению в доход федерального бюджета.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

4. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

Комментарии к ст. 191 УПК РФ

1. С участием педагога возможен допрос любого несовершеннолетнего, старше 14 лет. Но для того чтобы в таком допросе принял участие педагог, нужно, чтобы этого захотел следователь (дознаватель и др.).

2. По усмотрению следователя (дознавателя и др.) допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога, гласит ч. 1 коммент. ст. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) рекомендуется отражать письменно в материалах уголовного дела. Это может быть постановление , в котором будет закреплено решение следователя (дознавателя и др.) о необходимости привлечения к допросу несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагога. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) дозволительно фиксировать в самом протоколе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего).

Выносить постановление считают необходимым некоторые авторы. См., к примеру: Гуев А.Н. Указ. соч. С. 317.

3. Участие педагога при производстве допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) заключается в возможности полной реализации его процессуального статуса. А значит, как минимум ему должна быть предоставлена возможность присутствовать при допросе от его начала и до конца оформления протокола этого следственного действия, наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы следователя (дознавателя и др.)) за ходом допроса, делать по поводу произведенных следователем (дознавателем и др.) действий, заданных вопросов и (или), правильности и полноты записей в протоколе допроса подлежащие занесению в протокол заявления и замечания, требовать дополнения протокола следственного действия и внесения в него уточнений, удостоверять правильность содержания протокола допроса.

4. Рекомендуется также предоставлять педагогу возможность с разрешения следователя (дознавателя и др.) задавать несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) вопросы. Следователь (дознаватель и др.) вправе отвести вопрос педагога, но, так как он имел место в ходе производства следственного действия, а согласно ч. 4 ст. 166 УПК в протоколе следственного действия описываются все процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, следователь (дознаватель и др.) обязан отразить в протоколе допроса заданный педагогом вопрос.

5. В качестве педагога для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может быть приглашен гражданин с педагогическим образованием (все равно — высшим или средним), работающий по специальности в образовательном учреждении. Соответственно педагогом с позиции коммент. ст. будет лицо, состоящее на определенной должности, обладающее правовым статусом учителя, преподавателя или даже воспитателя дошкольного учебного заведения.

6. Если на допрос приглашен педагог, в протоколе допроса должны быть отражены: его фамилия, имя, отчество, образование, должность, место работы и адрес места жительства. Причем рекомендуется выяснять, какие отношения сложились, если таковые имеются, между педагогом и допрашиваемым, «не существует ли условий, препятствующих участию данного педагога в проведении следственного действия» .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003. С. 473.

7. Педагогу разъясняются его права и обязанности, ответственность и порядок производства допроса.

8. В частности, педагогу разъясняются следующие его права:

1) знать свои права и обязанности (ч. 1 ст. 11 УПК);

2) делать заявления (замечания), задавать вопросы и давать пояснения на родном языке или языке, которым он владеет;

3) пользоваться помощью переводчика;

4) заявлять ходатайства;

5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя и др.) и суда, ограничивающие его права;

6) быть уведомленным о применении технических средств;

7) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;

8) требовать дополнения протоколов следственных действий и внесения в них уточнений;

9) удостоверять правильность содержания протокола следственного действия;

10) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

11) при наличии к тому оснований заявлять самоотвод (ч. 1 ст. 62 УПК);

12) делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания;

13) задавать вопросы допрашиваемому с разрешения следователя (дознавателя и др.) или суда;

14) получать вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме случаев исполнения их в порядке служебного задания (п. 4 ч. 2 ст. 131 УПК);

15) на возмещение понесенных расходов по явке;

16) реализовать иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом возможности.

9. При допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагог оказывает содействие следователю (дознавателю и др.) «в установлении психологического контакта с допрашиваемым, правильной оценке его поведения и показаний», «оберегает психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией» .

См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Спарк, 2002. С. 379.

10. Привлеченный к участию в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагог также обязан:

1) по инициативе следователя (дознавателя и др.) давать пояснения по поводу задаваемых им вопросов и получаемых от несовершеннолетнего ответов;

2) явиться по вызову следователя (дознавателя и др.) или в суд (ч. 4 ст. 58 УПК);

3) участвовать в производстве допроса, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю (дознавателю и др.) в получении достоверных показаний свидетеля (потерпевшего); постановке допрашиваемому вопросов, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию;

4) не разглашать без разрешения данных предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве педагога, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК;

5) представлять заключение и давать показания в порядке ст. 80 УПК.

11. В случае разглашения данных предварительного расследования педагог может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 310 УК.

12. В допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может принимать участие и его законный представитель.

13. Таким образом, во-первых, прежде чем у лица появится право участвовать в допросе, оно должно стать законным представителем в уголовно-процессуальном смысле этого понятия. Во-вторых, к участию в допросе законный представитель допускается в случае заявления им соответствующего ходатайства, которое должно найти письменное отражение в документе, приобщаемом к материалам уголовного дела. И, наконец, в-третьих, законный представитель вправе принять участие лишь в том допросе, где представляемый им несовершеннолетний свидетель (потерпевший) является допрашиваемым. С одной стороны, это правило позволяет законному представителю заявить ходатайство об участии не только в допросе, но и в очной ставке. С другой стороны, если несовершеннолетний свидетель (потерпевший) приглашен на допрос в ином качестве — не как допрашиваемый, требование законного представителя об участии в таком допросе может быть не удовлетворено.

14. Часть 2 коммент. ст. закрепляет гарантии правдивости показаний, которые будут получены при допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) «в возрасте до шестнадцати лет».

15. В ч. 2 коммент. ст. закреплено по крайней мере две обязанности следователя (дознавателя и др.). Во-первых, разъяснить не достигшему 16 лет свидетелю (потерпевшему) его права, предусмотренные ст. 56 или ст. 42 УПК. Во-вторых, обратить его внимание на необходимость говорить правду. После реализации данного правила в протоколе допроса делается отметка о разъяснении свидетелю (потерпевшему) прав, предусмотренных вышеуказанными статьями. В протоколе допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) следует также отражать факт разъяснения допрашиваемому прав, предусмотренных коммент. ст., а также правил ст. 51 Конституции РФ.

16. Согласно ст. 51 Конституции РФ рассматриваемый нами свидетель (потерпевший) не обязан свидетельствовать против самого себя и близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК.

17. Допрашиваемому несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) должны быть разъяснены все его права и обязанности.

18. Показания не достигших 16 лет свидетелей (потерпевших) могут быть по своему содержанию очень специфичны . Дословное их восприятие не позволяет правильно понять их суть. Иногда лишь использование помощи специалиста, знакомого с детской психологией, поможет правильно понять, что именно хотел сообщить ребенок. В этой связи рекомендуется при допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) в протоколе допроса фиксировать показания максимально дословно. Не нужно сведения, сообщаемые не достигшим 16 лет свидетелем (потерпевшим), излагать в протоколе своими словами, следует, насколько это возможно, фиксировать те обороты речи, которые он сам употреблял. Соблюдение данного правила позволит получать информацию не только о преступлении, но и об уровне развития свидетеля (потерпевшего). Эти данные позволять правильно оценить его показания.

О психолого-криминалистических особенностях допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) см. подробнее: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 395 — 396; и др.

19. См. также комментарий к ст. ст. 42, 56, 189, 190 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на стадии предварительного расследования. Комментарий к ст. 191 УПК; Рыжаков А.П. Допрос: основания и порядок производства: Научно-практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 127 — 285.

Популярное:

  • Воинская часть кгб молодечно 14-й отдельный полк правительственной связи КГБ Республики Беларусь (войсковая часть 04152) (Молодечно) В июне 1943 года в городе Свердловске на базе 53 Отдельного запасного полка связи […]
  • Права и обязанности военнослужащих по призыву Права и обязанности военнослужащих по призыву Права рассматриваемой категории граждан закреплены в ст.25 Основ. Наряду с Основами нормы об охране здоровья военнослужащих и членов их семей […]
  • Судебная власть должна быть ответственна перед Судебная власть в правовом государстве (Ерболатов Е.Е., судья Специализированного межрайонного экономического суда Павлодарской области) экономического суда Павлодарской области Ерболатов […]
  • Ооо должность юрист Должности по трудовому кодексу - юрист или юрисконсульт? В нашем современном обществе существует великое множество различных профессий. Каждая профессия в той или иной мере находит свою […]
  • Покупка доли участника ооо Выкуп доли в уставном капитале общества: шаг за шагом Эксперт службы Правового консалтинга специально для ГАРАНТ.РУ О порядке выкупа доли в уставном капитале одним участником общества у […]
  • Пленум семейный кодекс Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (с изменениями и […]