Конституционный совет формируется

5. Конституционный совет

Статус этого органа регулируется Конституцией и Указом Президента республики, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном совете» от 29 декабря 1995 г .

Компетенция. Согласно ст. 72 Конституции Конституцион­ный совет:

— решает в случае спора вопрос о правильности прове­дения выборов Президента республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума,

— проверяет до подписания Президентом конституцион­ность принятых Парламентом законов,

— проверяет до ратификации соответствие Конституции международных договоров республики,

— дает официальное толкование норм Конституции,

— дает заключения о соблюдении установленных консти­туционных процедур при досрочном освобождении Президента от должности по болезни и при его отрешении от должности.

Кроме того, Конституционный совет рассматривает обра­щения судов о соответствии Конституции подлежащих приме­нению нормативных актов в случаях, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий при­менению, ущемляет закрепленные Конституцией права и сво­боды человека и гражданина (ч. 2 ст. 72, ст. 78).

В соответствии с п. 11 ст. 53 Конституции Конституцион­ный совет направляет Парламенту ежегодные послания о со­стоянии конституционной законности в республике. Кроме того, по требованию Президента Председатель Конституционного совета обязан представить ему информацию по тому же вопро­су (ст. 19 Указа). В то же время законодательные указания по поводу реакции Парламента на состояние конституционной за­конности отсутствуют как в Конституции, так и в Указе. В Рег­ламенте Парламента от 20 мая 1996 г . установлено, что ежегод­ные послания Конституционного совета о состоянии конститу­ционной законности в стране принимаются им к сведению.

Законы и международные договоры, в соответствии со ста­тьей 74 Конституции, признанные не соответствующими Кон­ституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляю­щими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.

Решения Конституционного совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей террито­рии республики, окончательными и обжалованию не подле­жат. В то же время Конституция содержит весьма оригиналь­ное положение в отношении действия решений Конституци­онного совета. Против его решения в целом или в части могут быть внесены возражения Президента республики, которые преодолеваются 2 /3 голосов от общего числа членов Конститу­ционного совета. В случае непреодоления возражений реше­ние Конституционного совета считается непринятым (ч. 4 ст. 73). Однако Конституция не говорит о том, как же все-таки раз­решается в данной ситуации рассмотренный вопрос.

Формирование и статус членов. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из 7 членов, полномочия кото­рых длятся 6 лет. Переназначение не запрещено. Члены Кон­ституционного совета назначаются с соблюдением принципа разделения властей (по крайней мере, системы сдержек и противовесов) и принципа частичной сменяемости кадров. Пред­седатель и два члена Конституционного совета назначаются Президентом республики, два члена — председателем Сената и два — председателем Мажилиса. Половина членов Конститу­ционного совета обновляется каждые три года. Пожизненными членами Конституционного совета состоят по праву экс-пре­зиденты республики. Председатель наравне с другими члена­ми Конституционного совета принимает участие в голосова­нии по рассматриваемым вопросам, и в случае разделения голосов поровну его голос решает.

В дополнение к конституционным нормам Указ «О Кон­ституционном совете Республики Казахстан» конкретизирует квалификационные требования, предъявляемые к членам этого органа. Кандидат в члены Конституционного совета должен быть гражданином республики не моложе 30 лет, проживающим на территории Казахстана, имеющим высшее юридическое об­разование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Лицо, назначаемое на должность члена Кон­ституционного совета, приносит присягу.

Должность председателя и члена Конституционного сове­та несовместима с депутатским мандатом, занятием иных оп­лачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпри­нимательской деятельности, вхождением в состав руководя­щего органа или наблюдательного совета коммерческой орга­низации.

Конституция устанавливает несколько необычный способ обеспечения неприкосновенности членов Конституционного со­вета, при котором решает этот вопрос другая ветвь власти. Как установлено в ч. 5 ст. 71, председатель и члены Конститу­ционного совета в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам администра­тивного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привле­чены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совер­шения тяжких преступлений.

Процедура. В соответствии со ст. 72 Конституции Консти­туционный совет не вправе рассматривать вопросы и выносить по ним решения по своей собственной инициативе. Он может это делать только по обращению Президента республики, пред­седателя Сената, председателя Мажилиса, не менее 1 /5 от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра.

Согласно ст. 73 Конституции в случае обращения в Кон­ституционный совет по спорам о правильности проведения выборов или референдума вступление в должность Президен­та, регистрация избранных депутатов или подведение итогов референдума приостанавливаются. То же относится к подпи­санию законов или ратификации международных договоров.

Конституционный совет выносит свое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требова­нию Президента может быть сокращен до 10 дней, если воп­рос не терпит отлагательства.

Конституционный совет формируется

Конституционный совет и его состав. Независимость Совета.

Конституционное производство. Основная деятельность Совета.

Структура и состав Конституционного совета.

Конституционный совет состоит из семи членов. Членам Конституционного совета предъявляются следу­ющие требования: они должны быть гражданами Республики Казахстан; не моложе тридцати лет; иметь высшее юридическое образование; иметь стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. В течение срока полномочий члены Конституционного совета несме­няемы.

Председатель и члены Конституционного совета назна­чаются на совместном заседании палат парламента. Утвержденный состав Совета приводится Президентом Республики Казахстан к присяге.

Независимость Конституционного совета. Председа­тель и члены Конституционного совета являются должностными лицами государства, подчиняются только конституции и указу президента о Конституционном совете. Они осуществляют свою деятельность независимо от всех ветвей государственной власти. Какое-либо вмешательство в их деятельность, а также оказание давления или иного воздействия на них в какой бы то ни было форме не допускается и влечет ответственность по закону. Конституционный совет или его члены перед каким-либо органом не отвечают.

Конституционный совет ежегодно направляет в парла­мент послание о состоянии конституционной законности в стране. Но это послание не является отчетом. В указе президента о Конституционном совете прямо сказано, что никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий. Никто не вправе спрашивать мнение председателя и членов Консти­туционного совета по рассматриваемому вопросу до вынесения решения. Председатель и члены Совета не имеют права высказывать свое мнение или давать консультацию по вопросам, являющимся предметом рассмотрения, до вынесения решения. Члены Консти­туционного совета не вправе осуществлять защиту или председательство в суде или иных право приемных органах, оказывать покровительство каким бы то ни было лицам в реализации прав и освобождении от обязанностей.

Председатель и члены. Конституционного совета поль­зуются иммунитетом (неприкосновенностью). Они в течение срока своих полномочий не могут быть аресто­ваны, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Председатель и члены Конституционного совета не подлежат дисциплинарной ответственности. К тому же никто не вправе отстранять члена Конституционного совета от участия в его заседании.

Функции Конституционного совета. Конституционный совет как государственный орган обеспечивает верховен­ство Конституции Республики Казахстан на всей терри­тории республики. Конституционный совет в своей дея­тельности должен руководствоваться: и — конституционными нормами, обеспечивая их незыб­лемость, т.е. беспрекословное соблюдение высшими государственными органами конституционных норм при принятии нормативных правовых актов, осуществлении организационных мероприятий;

л,пг конституционными положениями, утверждающими определенное состояние государства, например унитарную форму государства, политическую стабильность;

— конституционными идеями, принципами, например идеей социального государства, казахстанского патрио­тизма и т. д .

Ко второй группе полномочий Конституционного совета относится проверка конституционности нормативных актов. До подписания законов прези­дентом Конституционный совет рассматривает их и решает вопрос о том, соответствуют ли они консти­туции или нарушают ее нормы. Если Совет обнаружит, что еще не подписанные законы противоречат конституции, то выносит решение, в котором указывается на эти противоречия. Если Консти­туционный совет приходит к выводу, что между­народный договор, подписанный представителем Казах­стана, противоречит конституции, то он предлагает парламенту не ратифицировать его.

К третьей группе полномочий Совета относится дача официального толкования норм конституции, в которых могут быть не совсем ясные положения. В таких случаях неясно изложенные нормы конституции нужно разъяс­нять. Официально их может разъяснять только Конституционный совет.

Конституционное производство и его особенности. Конституционный совет не является судебным органом. Он является государственным органом, несудебными методами обеспечивающим верховенство Конституции Республики Казахстан. Конституционный совет осуще­ствляет свою компетенцию путем конституционного производства. Но это несудебное своеобразное государ­ственное производство, отражающее особенности Конституционного совета в системе государственных органов. Совет, будучи частью государственного меха­низма, не относится и не тяготеет ни к одной ветви государственной власти.

Все это определяет своеобразие конституционного производства. Круг субъектов, по обращениям которых возбуждается конституционное производство, ограничен. Эти субъекты считаются участниками конституционного производства. К ним относятся: Президент РК, предсе­датель Сената, председатель Мажилиса, депутаты парла­мента численностью не менее одной пятой от их общего числа, премьер-министр, суды республики, государ­ственные органы и должностные лица.

Участники конституционного производства пользуются равными процессуальными правами. Они имеют право знакомиться с материалами производства, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, доказывать правильность или неверность обращений, давать устные и письменные объяснения Конституционному совету.

На участников конституционного производства возла­гаются и обязанности. Они должны добросовестно пользоваться своими правами. Сообщение ими Конститу­ционному совету заведомо ложных сведений или не предоставление ему затребованных документов, материалов и другой информации расценивается как неуважение к Конституционному совету и влечет ответственность по закону. Участники конституционного производства должны относиться с уважением к конституции.

Конституционный совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Конституционное производство подлежит прекращению до вынесения итогового решения в случаях, если: субъект отказывается от заявленного им обращения; отменяется или утрачивается юридическая сила акта, конститу­ционность которого оспаривается; если заявленное обращение неподведомственно Конституционному совету.

Конституционный совет принимает решение коллеги­ально. Никто из его членов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение принимается простым большинством голосов.

Итоговое решение Конституционного совета (норматив­ное, ненормативное постановление, заключение) вступает в силу со дня его принятия, является обязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Только президент может внести возражение на итоговое решение в целом или в его части. Возражения президента обсуждаются на заседании Конституционного совета, они могут быть преодолены двумя третями голосов от общего числа членов Совета. Если же Конституционный совет не сможет преодолеть возражений президента, тогда решение считается не принятым.

Для чего нужен Конституционный совет и какие функции он выполняет? 2. В чем проявляются демократические принципы при формировании Конституционного совета? 3. Какие, по-вашему мнению, следует предпринять меры для обеспечения действительной независимости Конституционного совета? 4. Какие существуют особенности в деятельности Конституционного совета?

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ

рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия не путем обсуждения по правилам судебной процедуры, а посредством обсуждения доклада, представленного одним из членов Совета по данному вопросу (т. н. «система досье»). К. с., подобно конституционному суду, формируется, как правило, на смешанных началах: часть членов назначается президентом республики, часть председателями палат парламента или иными органами.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ» в других словарях:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — (Conseil Constitutionnel) Он учрежден во Франции согласно Конституции Пятой республики (Fifth republic) для обеспечения регулярного проведения выборов и референдумов, а также, в определенных случаях, для рассмотрения вопросов о конституционности… … Политология. Словарь.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — особый, квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. Рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия посредством обсуждения доклада,… … Юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — особый квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. К.с. рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия не путем обсуждения по… … Юридическая энциклопедия

Конституционный совет — Фронтон Пале Рояля Конституционный совет Франции (фр. Conseil constitutionnel) создан в 1958 по конституции Пятой республики. Содержание 1 Полномочия 2 Состав … Википедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — специализированный орган предварительного конституционного контроля во Франции. Мавритании, Габоне, Марокко. Мозамбике, Кот д Ивуаре. Казахстане, Сенегале и некоторых других странах. К.с. впервые был учрежден во Франции Конституцией 1958 г.. что… … Энциклопедия юриста

конституционный совет — особый, квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. Рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия посредством обсуждения доклада,… … Большой юридический словарь

Конституционный совет Франции — Conseil constitutionnel … Википедия

Конституционный совет Казахстана — Конституционный Совет Республики Казахстан коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом… … Википедия

Конституционный совет Республики Казахстан — коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоит из 7 членов. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, по два члена соответственно Сенатом и Мажилисом сроком на 6 лет. Пожизненными членами… … Википедия

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Раздел VI Конституционный Совет

Статья 71

1. Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

2. Председатель Конституционного Совета назначается Президентом Республики, и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим.

3. Два члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.

Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

4. Должность Председателя и члена Конституционного Совета несовместимы с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождение в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

5. Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

6. Организация и деятельность Конституционного Совета регулируются конституционным законом.

Сноска. Статья 71 с изменениями, внесенными Законами РК от 21.05.2007 N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования).см. постановления Конституционного Совета РК от 30.01.2003 N 10; от 16.03.2011 № 3.

Статья 72

1. Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:

1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;

2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления;

3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;

4) дает официальное толкование норм Конституции;

5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.

2. Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1)статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции.

Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 3 июля 2000 г. 15/2; постановление Конституционного Совета РК от 13 декабря 2001 г. N 19/2. Статья 72 с изменениями, внесенными Законами РК от 21 мая 2007 г. N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 10.03.2017 № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 73

1. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпункте 1) пункта 1 статьи 72 Конституции, вступление в должность Президента, регистрация избранных депутатов Парламента либо подведение итогов республиканского референдума приостанавливаются.

2. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 72 Конституции, течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается.

3. Конституционный Совет выносит свое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства.

4. Исключен Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 73 с изменением, внесенным Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 74

1. Законы и международные договоры, признанные несоответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие.

2. Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.

3. Решения Конституционного Совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат.

Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 13 декабря 2001 г. N 19/2. Статья 74 с изменениями, внесенными Законами РК от 21 мая 2007 г. N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 10.03.2017 № 51-VI(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Заседание Конституционного совета РК проходит в Астане

Сегодня в Конституционном совете рассматривают поправки в основной закон страны. Законопроект проверяют на соответствие Конституции.

В заседании не участвует председатель Конституционного совета – Игорь Рогов заявил самоотвод. Это связано с тем, что он входил в состав Рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти, а также в Совместную комиссию палат Парламента.

Сегодня проект обсуждали представители Сената и Мажилиса, Правительства, Администрации Президента, КНБ, Генеральной прокуратуры, Верховного суда. Они рассказали о поправках, вносимых в Конституцию.

Нурлан Абдиров, депутат Мажилиса Парламента РК:

— Основная суть предложенной Главой государства реформы заключается в перераспределении властных полномочий Президента, Парламента и Правительства. Верным шагом стало сохранение компетенции Президента по вопросам обороноспособности, внешней политики, госуправления, защиты Конституции и обеспечение работы ветвей госвласти и их взаимодействие. Закрепляется норма о том, что Парламент осуществляет законодательную власть. Значительная часть установленных законом полномочий Главы государства в социально-экономической сфере предлагается передать Правительству.

Марат Бекетаев, министр юстиции РК:

— Законом расширяется роль Мажилиса при формировании Правительства. Премьер-Министр вносит представление Президенту о кандидатурах членов Правительства только после консультации с Мажилисом. При этом Правительство будет слагать свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом. Кроме того, каждая из палат Парламента наделяется правом не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов обращаться к Главе государства об освобождении члена Правительства от должности при неисполнении им закона. В этом случае Президент освобождает его от должности.

Ожидается, что свое решение члены Конституционного совета огласят сегодня во второй половине дня.

Роль Конституционного Совета в совершенствовании действующего права Республики Казахстан (Бахтыбаев И.Ж., член Конституционного Совета РК, доктор юридических наук)

член Конституционного Совета

доктор юридических наук

законодательства и практика его применения»,

г. Талдыкорган, 10.06.11г.

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Позвольте от имени Конституционного Совета Республики Казахстан приветствовать всех участников настоящей конференции и выразить благодарность ее организаторам за приглашение.

Мое выступление посвящено участию Конституционного Совета в совершенствовании действующего законодательства Казахстана.

Конституционный Совет является органом конституционного контроля Республики, обеспечивающим верховенство Основного Закона на всей территории страны. Конституционный Совет своими нормативными постановлениями создает действующие нормы права, а также способствует согласованному взаимодействию на конституционной основе ветвей государственной власти, укреплению конституционной законности и защите гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина. В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Главы Государства от 24 августа 2009 года, отмечено, что одним из важных механизмов обеспечения режима конституционной законности, точной интерпретации принципов и норм Конституции, формирования ориентиров развития национального права и правоприменительной практики является повышение эффективности деятельности Конституционного Совета и исчерпывающая практическая реализация его нормативных постановлений в правовой политике государства.

Принимаемые им нормативные постановления и послания призваны служить правильной интерпретации принципов и норм Конституции различными субъектами общественных отношений, что является гарантией устойчивого и стабильного развития государства. Правовые позиции Конституционного Совета выступают ориентирующими факторами в развитии текущего законодательства и формировании правоприменительной практики.

Безусловно, повышению эффективности исполнения итоговых решений Конституционного Совета в немалой степени способствуют такие консультативно-совещательные органы как Секретариат Совета Безопасности и Совет по правовой политике при Президенте Республики Казахстан.

Президент Республики, высоко оценивая деятельность Конституционного Совета, отметил, что казахстанская модель конституционного контроля, как показала практика, себя оправдала [1] . В целях дальнейшего усиления возможностей Конституционного Совета по защите Основного Закона страны в 2007 году по инициативе Главы государства было внесено дополнение в Конституцию, предусматривающее проверку на предмет конституционности постановлений Парламента и его Палат.

Влияние решений Конституционного Совета на нормотворческий процесс имеет разные формы. Нередко в актах Конституционного Совета обращается внимание субъектов законодательной инициативы на отдельные аспекты правового регулирования, требующие принятия законодательных мер, которые в последующем включаются в Планы законопроектных работ Правительства.

Так, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2008 года № 355 утвержден Комплексный план мероприятий по приведению системы действующего права в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан, который предусматривает ряд мер, направленных на исполнение рекомендаций Конституционного Совета, изложенных в его постановлениях и ежегодных посланиях о состоянии конституционной законности в стране. В развитие данного постановления Правительства, внесены изменения и дополнения в Регламент Правительства Республики Казахстан, согласно которым формирование текущих и перспективных планов законопроектных работ Правительства осуществляется с учетом положений нормативных постановлений Конституционного Совета.

Исполнение решений Конституционного Совета является своеобразным барометром правового государства. Совершенно справедливо указывается в юридической литературе, что если решения органа конституционного контроля не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то торпедируются цели, на достижение которых они направлены — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции [2] .

Следует подчеркнуть особую роль Конституционного Совета в развитии и совершенствовании деятельности органов судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов, а также в становлении уголовно-процессуального законодательства. Можно с полной уверенностью сказать, что многие принципиально важные и новые положения правоохранительного законодательства основываются на позициях, выраженных в постановлениях и посланиях Конституционного Совета.

Именно в постановлениях и посланиях Конституционного Совета сформулированы позиции, которые затем вошли в законодательство в качестве принципов уголовного судопроизводства о разделении процессуальных функций, об обеспечении квалифицированной юридической помощи, права на судебную защиту и равенства сторон перед судом, об обеспечении права на обжалование в суд решений, принимаемых в досудебном производстве, а также решений, принимаемых судом первой инстанции в вышестоящую инстанцию и многие другие.

Вопросам о полномочиях судебных органов («судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики»), судопроизводства с участием присяжных заседателей, статуса судьи (порядок избрания судей Верховного суда; правовые основы независимости судей; запрет на вступление в политические партии, профсоюзы; основания прекращения полномочий) посвящено более 15 постановлений Конституционного Совета, а касательно органов прокуратуры — 5.

В целях реализации правовых позиций Конституционного Совета Парламентом Республики и иными государственными органами страны вносятся изменения и дополнения в действующие законы и иные нормативные правовые акты Республики.

Хотелось бы подчеркнуть особую важность, в этой связи, нормативных постановлений Конституционного Совета от 24 января 2007 года № 1 «О проверке конституционности части первой статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан по обращению Западно-Казахстанского областного суда» и от 18 апреля 2007 года № 4 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 12, пунктов 2 и 8 статьи 62, пункта 1 статьи 76, подпунктов 3) и 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан».

В постановлении от 18 апреля 2007 года № 4 Конституционный Совет разъяснил, что участие присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве является самостоятельным признаком определения подсудности уголовных дел. В связи с этим, отклонение ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей следует признавать нарушением конституционных гарантий, предусмотренных подпунктом 3) пункта 3 статьи 77 Конституции. Право обвиняемого (подсудимого) на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей относится к сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, поэтому оно может быть предоставлено ему не только на стадии предварительного следствия, но и в суде, до назначения главного судебного разбирательства. По рекомендации Конституционного Совета Правительством в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав участников уголовного процесса, а также более полной реализации потенциала суда с участием присяжных заседателей, инициировано внесение соответствующих поправок в действующие законодательные акты.

По представлению Западно-Казахстанского областного суда Конституционным Советом были рассмотрены на соответствие Основному Закону положения части первой статьи 109 УПК, которые, по мнению суда, ограничивают право граждан на обжалование в судебном порядке постановлений органов дознания, следствия, прокурора о возбуждении уголовного дела. В постановлении от 24 января 2007 года № 1 Конституционный Совет указал, что процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, выраженное в форме постановления, является правовым основанием для начала предварительного следствия или дознания, которое может повлечь ограничение прав и свобод человека и гражданина в связи с последующим производством по уголовному делу. В таких случаях непредоставление лицу возможности незамедлительного судебного обжалования этого процессуального решения препятствует восстановлению его прав и свобод в судебном порядке. Вместе с тем, Конституционный Совет отметил, что отсутствие в рассматриваемой статье Уголовно-процессуального кодекса нормы, позволяющей лицу обратиться с жалобой на постановление о возбуждении уголовного дела в суд, не является основанием для признания этой статьи Кодекса неконституционной.

Во исполнение правовой позиции Конституционного Совета, содержащейся в нормативном постановлении от 18 апреля 2007 года № 4, Законом от 10 декабря 2009 года № 227-IV часть третья статьи 546 УПК была изложена в новой редакции, наделяющей обвиняемого правом заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей не только при объявлении ему об окончании предварительного следствия, но и в последующий период, в том числе и на предварительном слушании дела в суде. Этим же Законом приведена в соответствие с нормативным постановлением Конституционного Совета от 24 января 2007 года № 1 часть первая статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса, предоставившая участникам уголовного процесса право судебного обжалования постановления органов уголовного преследования о возбуждении уголовного дела.

В законодательной практике также реализуются выводы ежегодных посланий Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в Республике по совершенствованию действующего законодательства страны. В ежегодных посланиях Конституционный Совет часто обращает внимание парламентариев на необходимость совершенствования правовой системы Республики, принятия новых норм, приведения в соответствие с Основным Законом и решениями Конституционного Совета действующего права Республики.

В соответствии с позицией Конституционного Совета, содержащейся в послании от 20 июня 2006 года, внесены поправки Законом от 11 декабря 2009 года № 230-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощью» в статью 75 УПК. Согласно новой редакции статьи 75 УПК, впредь потерпевший, а в случае смерти последнего — его правопреемники, имеют право на получение за счет бюджетных средств денежной компенсации за имущественный вред, причиненный особо тяжким преступлением, если у осужденного отсутствует имущество, достаточное для возмещения причиненного материального ущерба.

Указанным Законом от 11 декабря 2009 года № 230-IV также, в целях исполнения посланий Конституционного Совета от 27 июня 2005 года и от 29 мая 2007 года, был расширен круг лиц, которым квалифицированная юридическая помощь предоставляется за счет государственного бюджета.

С учетом рекомендаций Конституционного Совета, изложенных в послании от 23 июня 2008 года, Правительством проведена ревизия законодательства для выявления и устранения недостатков норм, определяющих признаки составов правонарушений. По результатам этой работы в Парламент был внесен ряд законопроектов и впоследствии приняты законы Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 354-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» и от 18 января 2011 года № 393-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе», которыми устранены недостатки норм законов, определяющих признаки составов правонарушений.

В развитие рекомендаций о создании системы ювенальной юстиции, содержащихся в ряде решений Конституционного Совета, в частности, в послании от 27 июня 2005 года, образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних и принят Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года № 64-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних». В ряде регионов образованы специализированные ювенальные юридические консультации, а в уголовно-исполнительной системе введены должности специалистов по работе с несовершеннолетними.

Развивая конституционные положения об обеспечении защиты прав и свобод граждан Республики Казахстан национальными судами и правоохранительными институтами, Конституционный Совет в постановлении от 7 мая 2001 года № 6/2 «О представлении Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса «Байконур», статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» установил ряд принципиальных позиций, которые также были восприняты в полной мере уполномоченными государственными органами Республики.

В данном постановлении Конституционный Совет указал, что распространение юрисдикции Российской Федерации на территорию Казахстана и ее граждан нарушает положения Конституции Республики, ущемляет суверенитет Казахстана, осуществление уголовного преследования и правосудия в отношении граждан Республики Казахстан российскими правоохранительными и судебными органами умаляет конституционные полномочия судов, а также специальных органов дознания и следствия и прокуратуры Казахстана. В результате этого создаются условия для неконституционной деятельности на территории Республики органов другого государства. Их деятельность связана с применением комплекса принудительных мер уголовного и административного характера, посягающих на основные права, свободы и законные интересы граждан (применение мер пресечения, производство обысков, выемок и других следственных действий, назначение и исполнение наказаний).

В процессе приведения в соответствие с Конституцией и постановлением Конституционного Совета от 7 мая 2001 года № 6/2 положений межгосударственных договоров по комплексу «Байконур», между правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации 3 октября 2006 года был подписаны протоколы о внесении изменений и дополнений в указанный Договор и Соглашение, согласно которым граждане Республики Казахстан, совершившие правонарушения на территории комплекса «Байконур», будут передаваться правоохранительным органам Республики Казахстан.

Разумеется, существует множество других не менее важных вопросов, непосредственно связанных с темой сегодняшней конференции, которые наиболее актуальны для правоохранительных органов, а значит,- и для общества в целом. Поэтому их обсуждение на столь представительном форуме является весьма своевременным и актуальным, желаю всем нам успехов и плодотворной работы.

Популярное:

  • Федеральному закону 185-фз статья 15 Статья 15 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г. Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию […]
  • Гражданский кодекс рф количество статей Гражданский кодекс рф количество статей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Лицевой счет по беременности Если женщина ждет ребенка: пособия и выплаты Внимание! При использовании материалов с сайта ссылка на источник www.garant.ru обязательна В рамках реализации национального проекта по […]
  • Омская юридическая консультация Об оказании юридической помощи адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи Порядок приема граждан адвокатами, являющимися участниками государственной […]
  • Достоинство личности ст21 5. Охрана чести и достоинства личности В ст. 21 Конституции Российской Федерации записано: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его В […]
  • Статья 131 упк рф ч2 Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: […]