Коррупционные правонарушения муниципальных служащих

Письмо Минтруда России №18-2/10/2-1490 от 19 марта 2013 г.

I. Организация антикоррупционной деятельности в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий муниципальных образований

С 2008 года в Российской Федерации проводится планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающей новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления. Для государственных и муниципальных служащих установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль за соблюдением антикоррупционных мер.

Теперь перед каждым федеральным государственным органом, государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее – органы государственной власти и местного самоуправления) стоит задача эффективно использовать данные положения законодательства на практике. При этом весь массив норм антикоррупционного законодательства необходимо адаптировать таким образом, чтобы он функционировал в конкретном органе с учетом специфики реализуемых функций. Для этого должны быть использованы как правовые инструменты, напрямую вытекающие из федерального законодательства, так и любые организационные меры, объем которых не ограничен. Во многом возможность выбора организационного механизма возложена на правоприменителя и может различаться.

Для стимулирования активности в данной деятельности в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 (далее – Национальный план противодействия коррупции), пристальное внимание уделяется работе, которая должна проводиться на федеральном и региональном уровнях непосредственно в органах государственной власти и местного самоуправления в целях недопущения коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности. Реализацию мероприятий, направленных на противодействие коррупции, необходимо осуществлять систематически на плановой основе.

В целях обеспечения единого подхода к организации антикоррупционной деятельности в федеральных органах исполнительной власти на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы 15 июня 2012 г. одобрен Типовой план противодействия коррупции федерального органа исполнительной власти. Данный документ содержит комплекс мероприятий, которые прямо предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и поручениями.

Деятельность остальных федеральных государственных органов планируется с учетом положений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, и Национального плана противодействия коррупции.

По итогам анализа информации о работе федеральных органов исполнительной власти по противодействию коррупции, включающей деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий и подразделений кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений выявляются проблемы, связанные зачастую с неинициативным подходом к планированию и организации данной деятельности.

Результаты исследования показывают, что лишь небольшая часть федеральных органов исполнительной власти занимаются самостоятельным методическим сопровождением антикоррупционной деятельности по вопросам, напрямую не предусмотренным вышеуказанными программными документами.

Отсутствие культуры антикорупционного поведения во многом порождает необратимые последствия. В этой связи вопросам идеологии борьбы с коррупцией, правовому просвещению и формированию правильных стереотипов поведения нужно уделять больше внимания.

В целях повышения эффективности организации и методической поддержки деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений подготовлен настоящий комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции, который рекомендуется к использованию органами государственной власти и местного самоуправления. При этом порядок реализации этих мер органам государственной власти и местного самоуправления необходимо устанавливать самостоятельно с учетом специфики их деятельности, на основании данного комплекса мер.

II. Описание мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции

Мероприятия по привлечению государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции предлагается осуществлять по следующим направлениям:

  • привлечение государственных и муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции;
  • активизация участия государственных и муниципальных служащих в работе структурных подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии), осуществляющих функции по противодействию коррупции;
  • стимулирование государственных и муниципальных служащих к предоставлению информации о замеченных ими случаях коррупционных правонарушений, нарушениях требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов;
  • просвещение государственных и муниципальных служащих по вопросам антикоррупционной тематики и методическое обеспечение их профессиональной служебной деятельности.

1. Привлечение государственных и муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции

На начальном этапе разработки акта органа государственной власти и местного самоуправления по вопросу противодействия коррупции сотрудникам подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностным лицам кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – подразделение), рекомендуется обеспечить информирование государственных (муниципальных) служащих о возможности участия в его подготовке. Для обсуждения полученных замечаний и предложений государственных (муниципальных) служащих по проекту нормативного правового акта предлагается при необходимости проводить рабочую встречу (серию встреч), заседания коллегий, соответствующих комиссий, офицерских собраний с участием представителей структурных подразделений государственного (муниципального) органа.

В ходе указанных мероприятий следует обсуждать возможные подходы к формулированию соответствующих норм и те трудности, которые могут возникнуть при их реализации на практике.

Представляется целесообразным проводить обсуждение как тех проектов актов, которые разрабатываются органом государственной власти и местного самоуправления самостоятельно, так и тех, которые разрабатываются на основе типовых нормативных правовых актов и методических рекомендаций.

Рекомендуется не реже одного раза в год проводить обсуждения практики применения антикоррупционного законодательства с сотрудниками органа государственной власти и местного самоуправления. В ходе встречи предлагается обсуждать, прежде всего, те трудности, с которыми государственные (муниципальные) служащие сталкиваются на практике при реализации тех или иных мер противодействия коррупции (представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; определение наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и т.д.).

Высказанные государственными (муниципальными) служащими замечания следует использовать при составлении писем в Минтруд России или государственный орган субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой о разъяснении порядка применения законодательства.

Полученные по итогам направленных запросов разъяснения следует доводить до сведения государственных (муниципальных) служащих по внутренней электронной почте или под роспись, а также размещать в подразделе официального сайта органа государственной власти и местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посвященном вопросам противодействия коррупции.

Подразделению необходимо уведомлять государственных (муниципальных) служащих органа государственной власти и местного самоуправления о возможности принять участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов по антикоррупционной тематике с использованием механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

2. Активизация участия государственных и муниципальных служащих в работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий, а также структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений

В соответствии с пунктом 8 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821, в состав комиссии входят, в том числе государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем. Аналогичный порядок формирования комиссии предусматривается и для муниципальных служащих.

В этой связи представляется целесообразным активно использовать данную возможность и последовательно привлекать к участию в работе комиссии государственных (муниципальных) служащих представителей структурных подразделений органа государственной власти и местного самоуправления.

При этом рекомендуется осуществлять регулярную ротацию, в рамках которой представитель структурного подразделения (за исключением подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения) входит в состав комиссии в течение одного года, после чего его место занимает представитель другого структурного подразделения.

Кроме того представляется целесообразным информировать государственных (муниципальных) служащих о дате предстоящего заседания комиссии и планируемых к рассмотрению на нем вопросах, а также способах направления в комиссию информации по данным вопросам.

В рамках установленных полномочий подразделений рекомендуется рассмотреть вопрос об организации в органах государственной власти и местного самоуправления общественных мероприятий, способствующих привлечению членов трудового коллектива к участию:

  • в создаваемых инициативных группах, занимающихся формированием нетерпимого отношения к коррупции (в воинских коллективах к такой деятельности предлагается привлекать офицерские собрания);
  • в программах наставничества над лицами, впервые поступающими на государственную (муниципальную) службу;
  • в подготовке типовых ситуаций конфликта интересов и иных методических материалов по профилактике коррупции;
  • в социологических опросах, направленных на оценку восприятия антикоррупционных мер и их эффективности;
  • в конкурсах (на ведомственном и межведомственном уровнях) на лучшие творческие работы (письменные, художественные и т.д.) по тематике, связанной с противодействием коррупции;
  • в других мероприятиях такого рода.

3. Стимулирование государственных и муниципальных служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушениях требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов

Стимулирование к сообщению представителю нанимателя (работодателю) информации о фактах коррупции, нарушениях требований к служебному поведению в первую очередь необходимо обеспечить посредством информирования государственных (муниципальных) служащих о существующих механизмах представления уведомления и его защиты, в том числе:

  • закрепить в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные пунктами 6 и 12 Методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
  • разъяснять порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, уделяя особое внимание предусмотренным механизмам защиты заявителей;
  • довести до сведения государственных (муниципальных) служащих, что они имеют возможность уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех ставших им известными фактах совершения коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично.
  • Также действенной мерой станет одновременное закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок и виды поощрения и награждения органа государственной власти и местного самоуправления, специального вида поощрения лицу, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.).

4. Просвещение государственных и муниципальных служащих по антикорруцпионной тематике и методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих

Необходимо разработать памятки по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие государственного (муниципального) служащего с органом государственной власти и местного самоуправления. К числу таких вопросов относятся, в частности:

  • уголовная ответственность за дачу и получение взятки;
  • получение подарков;
  • урегулирование конфликта интересов;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • информирование о замеченных фактах коррупции и т.д.

Представляется целесообразным сформулировать памятки на основе типовых жизненных ситуаций. Памятки должны быть краткими, написанными доступным языком без использования сложных юридических терминов. Также в памятки необходимо включить сведения для правильной оценки соответствующей жизненной ситуации (например, разъяснять, что понимается под взяткой), порядок действий в данной ситуации, ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов.

Размещать памятки рекомендуется в подразделе официального сайта органа государственной власти и местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посвященном вопросам противодействия коррупции в общедоступном формате (например, PDF). Распространять памятки следует как в электронной, так и в печатной форме.

Чтобы способствовать самостоятельному изучению гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, основ антикоррупционного законодательства рекомендуется организовывать в рамках проведения конкурсных процедур анкетирование, тестирование или иные методы оценки знания положений соответствующих нормативных правовых актов.

Кроме того, представляется целесообразной организация различных видов учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) по вопросам противодействия коррупции.

Так, в частности, рекомендуется к проведению обязательный вводный семинар для граждан, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу. В ходе семинара необходимо разъяснить основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению, налагаемые на государственного (муниципального) служащего в целях противодействия коррупции, а также предоставить ему пакет соответствующих методических материалов и контактную информацию должностного лица или подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Вводный семинар рекомендуется провести в течение 30 календарных дней с момента поступления гражданина на должность государственной (муниципальной) службы.

Регулярные семинары (не реже одного раза в год) по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие с органом государственной власти и местного самоуправления. В ходе семинара важно уделить особое внимание порядку действий, которому государственные (муниципальные) служащие должны следовать для соблюдения положений законодательства, в том числе соответствующим административным процедурам, установленным нормативными правовыми актами, а также типичным вопросам, которые возникают в ходе исполнения антикоррупционного законодательства, детальному разбору отдельных наиболее сложных положений нормативных правовых актов и т.д. Регулярный семинар рекомендуется проводить не реже одного раза в год. Данное мероприятие может проводиться подразделениями как самостоятельно, так и с привлечением экспертов из научных организаций, образовательных учреждений. При этом ежегодный мониторинг уровня знаний антикоррупционного законодательства посредством анонимного опроса государственных (муниципальных) служащих позволит сформировать тематику и программы регулярных семинаров, а также покажет эффективность проводимых мероприятий.

Специальные семинары в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции, затрагивающих государственных (муниципальных) служащих. Основной целью такого семинара является ознакомление государственных (муниципальных) служащих с новыми правовыми нормами и подходам к их применению.

Беседа с государственным (муниципальным) служащими, увольняющимися с государственной (муниципальной) службы, чьи должности входили в перечень, установленный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». В ходе беседы государственному (муниципальному) служащему следует разъяснить ограничения, связанные с его последующим трудоустройством, а также предоставить ему соответствующие методические материалы и контактную информацию подразделения.

Одним из дополнительных инструментов реализации отдельных мероприятий, предусмотренных настоящим комплексом мер, может
стать внутренний интернет-портал органа государственной власти и местного самоуправления, который возможно использовать для обеспечения обсуждения государственными (муниципальными) служащими проектов ведомственных нормативных правовых актов.

Кроме того, на внутреннем интернет-портале возможно проведение консультаций с государственными (муниципальными) служащими по вопросам выполнения и реализации требований антикоррупционного законодательства с помощью различных процедур: в режиме он-лайн по выделенному специальному адресу электронной почты, в режиме «вопрос-ответ» посредством размещения ответов на актуальные и часто задаваемые вопросы, в виде проведения он-лайн конференции с участием всех заинтересованных государственных (муниципальных) служащих. Также представляется целесообразным размещать на внутреннем интернет-портале разработанные ведомством формы (заявления), заполняемые государственными (муниципальными) служащими в случаях, предусмотренных антикоррупционным законодательством, методические рекомендации, памятки и разъяснения по вопросам антикоррупционной тематики.

III. Перечень мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции

I. Привлечение государственных и муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке

нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции

Информирование государственных муниципальных служащих о возможности участия в подготовке проектов актов по вопросам противодействия коррупции и проведение при необходимости рабочих встреч (серии встреч), заседаний коллегий, соответствующих комиссий, офицерских собраний с участием представителей структурных подразделений государственных (муниципальных) органов в целях организации обсуждения полученных предложений государственных (муниципальных) служащих по проектам актов.

Проведение не реже одного раза в год обсуждений практики применения антикоррупционного законодательства с государственными (муниципальными) служащими органа государственной власти и местного самоуправления.

Уведомление государственных (муниципальных) служащих органа государственной власти и местного самоуправления о возможности принять участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов по антикоррупционной тематике с использованием механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

II. Активизация участия государственных и муниципальных служащих в работе структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий

Привлечение к участию в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных (муниципальных) служащих представителей структурных подразделений органа государственной власти и местного самоуправления.

Организация регулярной ротации, в рамках которой представитель структурного подразделения (за исключением подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения) входит в состав комиссии в течение одного года, после чего его место занимает представитель другого структурного подразделения.

Информирование государственных (муниципальных) служащих о дате предстоящего заседания комиссии и планируемых к рассмотрению на нем вопросах, а также способах направления в комиссию информации по данным вопросам.

III. Стимулирование государственных и муниципальных служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушений требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов

Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные пунктами 6 и 12 Методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений[1];

Разъяснение порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным (муниципальным) служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, уделяя особое внимание предусмотренным механизмам защиты заявителей.

Доведение до сведения государственных (муниципальных) служащих, что они не только должны уведомлять представителя нанимателя (работодателя) об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, но также могут предоставлять информацию обо всех ставших им известными фактах совершения коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично.

Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок и виды поощрения и награждения органа государственной власти и местного самоуправления, специального вида поощрения лицу, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.).

IV. Просвещение государственных и муниципальных служащих по антикорруцпионной тематике и методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности государственных

и муниципальных служащих

Разработка памяток по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие государственного (муниципального) служащего с органом государственной власти и местного самоуправления.

Организация в рамках проведения конкурсных процедур анкетирования, тестирования или иных методов оценки знания положений основ антикоррупционного законодательства.

Обеспечение организации различных видов учебных семинаров по вопросам противодействия коррупции:

— вводного семинара для граждан, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу;

— регулярных семинаров по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство государственных (муниципальных) служащих и предполагающих взаимодействие с органом государственной власти и местного самоуправления;

— специальных семинаров в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции, затрагивающих государственных (муниципальных) служащих.

Проведение регулярной работы по разъяснению исполнения требований антикоррупционного законодательства государственным (муниципальным) служащими, увольняющимися с государственной (муниципальной) службы, чьи должности входили в перечень, установленный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

[1] Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, разработаны Минздравсоцразвития России и письмом от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 направлены в федеральные государственные органы для использования в работе.

Критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г . и подпунктом «а» пункта 2 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 12 ноября 2014 г. № 45 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведена работа по определению критериев привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений.

На основе предложений федеральных государственных органов и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в соответствии с письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073, судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (прилагается).

В этой связи, подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) рекомендуется использовать указанный обзор в своей деятельности.

Критерии привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений

Минтруд России в своем письме от 21.03.2016 № N 18-2/10/П-1526 провел анализ практики привлечения госслужащих за несоблюдение ограничений и запретов в целях противодействия коррупции.

Так, анализ правоприменительной практики государственных (муниципальных) органов показал, что не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка:

— ненадлежащее соблюдение запрета, неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.);

— ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего;

— заполнение служащим справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в справке, либо когда заполнены разделы, графы справки, не подлежащие заполнению.

Виды применяемых взысканий:

— строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);

— предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

— увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

Практическая реализация положений законодательства, касающегося привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, свидетельствует, что в качестве смягчающих рассматривались такие обстоятельства как: совершение нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые; безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции; содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.

При этом, проведенный анализ выявил, что к отягчающим обстоятельствам были отнесены только следующие:

— представление в ходе проверки недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки;

— одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции;

— наличие неснятого дисциплинарного взыскания;

— нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

Кроме того, в приложениях к письму приведены обзоры ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия, а также малозначительные и несущественные проступки.

Прокуратура Оренбургской области

Сегодня: 19 Сентября 2018 г.

Прокуратура&nbspОренбургской области: Прокуратура области в рамках законодательной инициативы направила на места проекты нормативных актов по вопросам возвращения подарков, полученных муниципальными служащими

Прокуратура области в рамках законодательной инициативы направила на места проекты нормативных актов по вопросам возвращения подарков, полученных муниципальными служащими, привлечения муниципальных чиновников к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения и порядке их увольнения в связи с утратой доверия

В целях обеспечения правового регулирования ряда вопросов в городах и районах области прокуратура области в порядке законодательной инициативы разработала и направила территориальным прокурорам проекты решений Советов депутатов:

— ?Об утверждении Правил передачи подарков, полученных лицами, замещающими выборные должности местного самоуправления или должности муниципальной службы в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями?;

— ?Об утверждении Положения о дисциплинарных взысканиях за коррупционные правонарушения и порядок их применения к муниципальным служащим муниципального образования?;

— ?Об утверждении Порядка увольнения муниципальных служащих муниципального образования в связи с утратой доверия?.

Тексты указанных проектов нормативных правовых актов прилагаются.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕДАЧИ ПОДАРКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЛИЦАМИ,

ЗАМЕЩАЮЩИМИ ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ИЛИ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ____, В СВЯЗИ С ПРОТОКОЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ, СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ И ДРУГИМИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 N 25-ФЗ ?О муниципальной службе Российской Федерации? и статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ ?О противодействии коррупции?, __ Устава __, а также в целях упорядочения процедуры передачи в орган местного самоуправления подарков, полученных выборными должностными лицами местного самоуправления или муниципальными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, Совет депутатов решил:

1. Утвердить прилагаемые Правила передачи подарков, полученных лицами, замещающими выборные должности местного самоуправления или должности муниципальной службы в _____, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее — Правила).

2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

Утверждено решением Совета депутатов

ПРАВИЛА ПЕРЕДАЧИ ПОДАРКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЛИЦАМИ,

ЗАМЕЩАЮЩИМИ ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ИЛИ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ____, В СВЯЗИ С ПРОТОКОЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ, СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ И ДРУГИМИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок передачи (приема, оценки, учета на балансе основных средств, временного хранения и дальнейшего использования) в органе местного самоуправления ___, выборными должностными лицами местного самоуправления или муниципальными служащими ____ (далее — работники), подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее — Правила).

2. Подарки, полученные работниками в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее — подарки), стоимостью свыше трех тысяч рублей согласно пункту 2 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 14 Федерального закона от 2 марта 2007 N 25-ФЗ ?О муниципальной службе Российской Федерации? и статье 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ ?О противодействии коррупции? признаются муниципальной собственностью и подлежат передаче работниками в орган местного самоуправления ____.

3. Работники, получившие подарки, обращаются с заявлением о передаче подарков на имя руководителя органа местного самоуправления ___ в течение трех рабочих дней со дня получения подарка и (или) возвращения из служебной командировки, во время которой был получен указанный подарок.

В заявлении указываются известные работнику реквизиты дарителя, вид подарка и прилагаются документы, подтверждающие стоимость подарка (если таковые имеются).

4. После рассмотрения заявления руководитель органа местного самоуправления ___ (в случаях, когда стоимость подарка превышает три тысячи рублей) передает заявление для исполнения в бухгалтерию органа местного самоуправления ____.

5. Ответственный сотрудник бухгалтерии письменно извещает работника о месте и времени приема от него подарка, осуществляемого на основании акта приема-передачи, который составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Правилам.

6. В случае отсутствия документов, подтверждающих стоимость подарка, его прием от работника производится непосредственно перед проведением заседания оценочной комиссии, которая создается распоряжением органа местного самоуправления ___. В случае если подарок имеет историческую либо культурную ценность или оценка подарка затруднена вследствие его уникальности, для его оценки могут привлекаться эксперты из числа высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

7. Акты приема-передачи подарков регистрируются в Книге учета актов приема-передачи подарков, оформленной согласно Приложению N 2 к настоящим Правилам, по мере поступления. Книга учета актов приема-передачи подарков должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью органа местного самоуправления ____.

8. В случае если стоимость подарка, определенная оценочной комиссией или привлеченными экспертами, не превышает трех тысяч рублей, подарок подлежит возврату работнику, передавшему его в бухгалтерию.

9. Возврат подарка, стоимость которого не превышает трех тысяч рублей, производится в течение пяти рабочих дней со дня его оценки по акту возврата, оформленному согласно Приложению N 3 к настоящим Правилам.

10. Принятый бухгалтерией подарок, стоимость которого, подтвержденная документами или протоколом оценочной комиссии (заключением экспертов), составляет более трех тысяч рублей, учитывается на балансе основных средств органа местного самоуправления ____ в установленном законодательством порядке с открытием инвентаризационной карточки, нумеруемой в соответствии с номером акта приема-передачи, и поступает на временное хранение, осуществляемое в сейфе (металлическом шкафу) в помещении бухгалтерии (или в ином помещении органа местного самоуправления), оборудованном охранной и пожарной сигнализацией.

11. Контроль за соблюдением Правил передачи в муниципальную собственность подарков, полученных работниками, осуществляется руководителем органа местного самоуправления.

Приложение N 1 к Правилам

АКТ

приема-передачи подарка (-ов), полученного выборным

должностным лицом местного самоуправления или муниципальными

служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками

и другими официальными мероприятиями

«____»_________20___ N ________

(Ф. И. О., наименование замещаемой должности,

наименование структурного подразделения органа местного __________________________________________________________________________

самоуправления соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О муниципальной службе Российской Федерации» и Федеральным законом «О противодействии коррупции» передает, а ответственный сотрудник бухгалтерии органа местного самоуправления ____ ,

(Ф. И. О., наименование должности)

принимает подарок, полученный в связи с:

(указывается мероприятие и дата)

Вид подарка _______________________________________________________________

(бытовая техника, предметы искусства и др.)

Сдал __________________________ Принял _______________________

(Ф. И. О., подпись) (Ф. И. О., подпись)

Приложение N 2 к Правилам

КНИГА

учета актов приема-передачи подарков

Привлечение к ответственности муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений

Статьи по теме

Практика реализации положений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, которыми в 2011 г. введено понятие «утрата доверия», свидетельствует о том, что представители органов местного самоуправления и судейского сообщества по-разному подходят к их применению

В рамках проводимой руководством страны политики по противодействию коррупции в конце 2011 г. законодательство о муниципальной службе было дополнено положениями, предусматривающими наказания муниципальных служащих, которые совершили коррупционные правонарушения. Речь идет о внесении Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ изменений в целый ряд статей Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Данные изменения породили целый ряд вопросов. Практика применения, накопившаяся за прошедшие полтора года, свидетельствуют о том, что и руководству органов местного самоуправления, и судам бывает нелегко разобраться в хитросплетениях нового законодательства.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Утрата доверия к муниципальному служащему

Авторы Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», как следует из анализа его содержания, сделали попытку ввести на муниципальной службе новый процессуальный институт привлечения к ответственности служащих, нарушивших антикоррупционную обязанность. При этом в законодательство была введена новая для муниципальной службы категория «утрата доверия».

И первый же вопрос, который возникает при обращении к ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), заключается в следующем: является ли утрата доверия к служащему в указанных ситуациях объективной (т. е. возникающей при любом случае нарушения) или субъективной (т. е. зависящий от усмотрения представителя нанимателя)? Иными словами, если муниципальный служащий нарушил норму антикоррупционного законодательства, в доверии ему должно быть отказано автоматически и он в обязательном порядке подлежит увольнению либо представитель нанимателя имеет право решить – доверять такому служащему в дальнейшем или нет?

Системный анализ закона в действующей на настоящей момент редакции не позволяет ответить на него однозначно. С одной стороны, в нескольких случаях закон прямо указывает, что при совершении определенных коррупционных правонарушениях муниципальных служащий подлежит увольнению.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 указанного федерального закона. По смыслу данного положения совершение правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ (невыполнение обязанностей в связи с конфликтом интересов и в связи с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответственно), влечет за собой утрату доверия к допустившему данные деяния служащему, что делает невозможным его дальнейшее пребывание на муниципальной службе.

Обращение к самим ст. 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ этот вывод только подтверждает. Так, в соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Часть 5 ст. 15 Федерального закона № 25-ФЗ также устанавливает, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Также здесь можно отметить и ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ, которая, в частности, устанавливает, что муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных данным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Таким образом, как минимум, четыре нормы Федерального закона № 25-ФЗ императивно указывают на обязательность увольнения муниципальных служащих, не исполнивших или исполнивших ненадлежащим образом обязанности в связи с конфликтом интересов и в связи с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В то же время обращение к некоторым другим статьям закона позволяет поставить этот вывод под сомнение. Так, исходя из п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ), трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ. Как видно, данная норма носит не императивный, а диспозитивный характер, так как указывает лишь на возможность расторжения трудового договора с муниципальным служащим при допущении ими ряда нарушений, при том, что эта возможность может быть представителем нанимателя и не реализована (т.е. зависит от его инициативы). При этом законодатель не только посчитал возможным сделать отсылку к ст. 13 и 14 Федерального закона № 25-ФЗ, устанавливающим ограничения и запреты для муниципальных служащих, но и прямо указал на применимость данной нормы к ст. 14.1 и 15 данного закона. Кроме того, следует отметить, что положения п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ вообще не вполне корректны, так как ст. 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ не содержат никаких ограничений и запретов, а устанавливают для муниципальных служащих лишь антикоррупционные обязанности.

Помимо ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ, некоторые положения ст. 27.1 этого же закона также позволяют усомниться с однозначности обязательности увольнения муниципальных служащих, не исполнивших или исполнивших ненадлежащим образом обязанности в связи с конфликтом интересов и представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В частности, ч. 4 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает, что при применении взысканий, предусмотренных ст. 14.1, 15 и 27 Федерального закона № 25-ФЗ, учитываются:

— характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено;

— соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

— предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

В связи с данной нормой возникает вопрос: а зачем собственно устанавливать все приведенные выше многочисленные обстоятельства и как их учитывать, если ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ предусматривает в случае совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ, единственную санкцию – увольнение в связи с утратой доверия? Естественно, в связи с этим можно предположить, что законодатель допускает применение и иных, кроме увольнения, санкций (либо неприменение никаких) к служащим, совершившим рассматриваемые правонарушения, при наличии смягчающих обстоятельств.

Таким образом, системное рассмотрение Федерального закона № 25-ФЗ позволяет привести доводы как за обязательность увольнения муниципальных служащих, не исполнивших или исполнивших ненадлежащим образом обязанности в связи с конфликтом интересов и представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так и против.

Практика применения рассматриваемых положений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции также свидетельствует, что представители органов местного самоуправления и судейского сообщества по-разному подходят к их применению. Выражается это, в частности, в том, что нередко муниципальные служащие, совершившие правонарушения, предусмотренные ст. 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ, и уволенные в связи с утратой доверия, восстанавливаются затем на службе судебными органами.

Манаков А.В. обратился в суд с иском к администрации о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Манаков А.В. работал в администрации сначала в должности юриста, затем на муниципальной должности муниципальной службы в качестве главного специалиста-юрисконсульта и на муниципальной должности муниципальной службы в качестве главного специалиста-юриста администрации . ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы № истец уволен с ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия на основании п. 2 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за ДД.ММ.ГГГГ.

С увольнением истец не согласен, так как указанные сведения были им представлены ДД.ММ.ГГГГ; при увольнении не были учтены характер, тяжесть и обстоятельства несвоевременной подачи сведений, а именно не принято во внимание, что он находился в отпуске в связи со смертью супруги; при увольнении нарушены сроки и порядок наложения дисциплинарных взысканий: распоряжение об увольнении подписано ДД.ММ.ГГГГ, а объяснение истребовано и с распоряжением об увольнении истец ознакомлен только ДД.ММ.ГГГГ; на основании решения избирательной комиссии Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ истец является председателем территориальной избирательной комиссии и в соответствии со ст. 29 п. 19 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не мог быть уволен по инициативе работодателя. В связи с этим Манаков А.В. просит признать распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о расторжении трудового договора незаконным, восстановить его на прежнем месте работы в должности главного специалиста-юриста администрации , взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 12 000 руб.

Представитель ответчика администрации Загора П.Н. исковые требования не признал в полном объеме, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Суду пояснил, что согласно п. 2 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушения, установленного ст. 15 настоящего закона. Полагает, что увольнение Манакова А.В. нельзя считать увольнением по инициативе администрации, так как в случае совершения антикоррупционного проступка в силу требований Федерального закона № 25-ФЗ увольнение неизбежно по инициативе законодателя.

Ссылаясь на п. 4 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ, представитель ответчика пояснил, что при увольнении Манакова А.В. учтены характер правонарушения, которое, по мнению ответчика, относится к категории тяжких, поэтому законодатель установил обязательное увольнение с муниципальной службы. Манаков А.В. мог представить сведения в период с 1 января по 30 апреля включительно как до смерти своей жены, так и в период отпуска. Усугубляет вину Манакова А.В. тот факт, что он юрист, член рабочей группы по противодействию коррупции, знает и обязан выполнять антикоррупционное законодательство; с ДД.ММ.ГГГГ в обязанности Манакова А.В. вменено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, однако экспертизы им не проводились; на день увольнения Манаков А.В. имел три неснятых дисциплинарных взыскания, что подтверждает неслучайность допущенного им правонарушения в области борьбы с коррупцией.

Рассмотрев доводы сторон, суд пришел к выводам, что непредставление муниципальным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является коррупционным проступком, влекущим применение к муниципальному служащему по инициативе представителя нанимателя дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы. Вместе с тем при применении взыскания должны учитываться характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей (ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ). Таким образом, по мнению суда, увольнение с муниципальной службы не является единственным возможным взысканием в случае непредставления муниципальным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом в данном конкретном случае суд посчитал, что причины несвоевременной подачи истцом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются уважительными, а нарушение срока предоставления сведений – незначительным. На основании этого суд принял решение признать распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о расторжении трудового договора с Манаковым А.В. в связи с утратой доверия на основании п. 2 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ незаконным и восстановить Манакова А.В. на работе в администрации на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста-юриста [1].

Как видно, в данном случае представитель администрации муниципального образования привел все доводы об императивном характере норм ст. 15 и 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ. Однако суд указанные положения во внимание не принял, посчитав, что все же исходя из ч. 4 ст. 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ увольнение за совершение данных правонарушений не носит обязательного характера.

Данный вывод суда был поддержан и Судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда[2].

Противоположное по результатам для истца решение было принято Ленинским районным судом г. Курска по иску Шатохиной Л.А. № к администрации о восстановлении на работе и компенсации морального вреда.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июльском номере журнала «Практика муниципального управления»

[1] Решение Ужурского районного суда Красноярского края от 04.07.2012 № 2-663/2012.

[2] Определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого от 22.08.2012 № 33-7264.

Популярное:

  • 20 право постоянного бессрочного пользования земельным участком Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками Информация об изменениях: Федеральным законом от 13 […]
  • Как правильно подать на развод раздел имущества и алименты Развод. Алименты, раздел имущества. Как правильно подать иск в суд? Институт семьи довольно хрупок. Расстаться супруги могут быстро, а вот развестись - это дело хлопотное. Особенно, если […]
  • 938 гк рф Статья 938. Страховщик В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего […]
  • Усыновление и опека детей реферат Усыновление (2) Главная > Реферат >Государство и право Актуальность темы исследования. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) права и свободы […]
  • Имущественный вычет в 2018г Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет в 2018 году через налоговую инспекцию можно оформить только по недвижимости, […]
  • Гвоздев аа Юрист Александр Борисович Гвоздев Волжское военное строительно-техническое училище в 1982 году, диплом «с отличием»; Московский юридический институт (ныне – Московский государственный […]