Международное законодательство об образовании дискриминация в образовании

Международное законодательство об образовании дискриминация в образовании

Право на образование и основные международные стандарты прав человека

Право на образование, подобно любым иным правам, гарантированным Международным биллем о правах человека, взаимосвязано со всеми правами человека. В силу своего характера и особенностей право на образование, закрепленное в статьях 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, выходит за сферу применения этих статей и связано со многими другими не предусмотренными ими аспектами. Положения Статей 13 и 14 Пакта связаны с целым рядом положений в области прав человека, содержащихся в других документах.

Право на образование тесно связано с гражданскими и политическими правами на свободу выражения своего мнения, мысли, совести, религии, а также политических убеждений. В этой связи утверждалось, что право на образование входит в категорию первого поколения прав человека. Право на образование связано также с социальными правами человека, поскольку оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного общества и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходимым для того, чтобы стать членом общества.

Кроме того, право на образование и право на культурное развитие (ст. 15 Пакта об экономических, социальных и культурных правах) настолько тесно взаимосвязаны, что их невозможно отделить друг от друга. Образование необходимо для того, чтобы человек знал культуру, историю и непроходящие ценности того общества, в котором живет. Образование имеет также важное значение для человека с точки зрения его участия в культурной жизни этого общества и использования достижений научного прогресса. Для групп, принадлежащих к этническим, религиозным, культурным меньшинствам или коренному населению, образование необходимо не только для расширения кругозора и общения на определенном языке и обмена идеями и убеждениями (культура), но и незаменимо для самой жизни и выживания этих групп. Наконец, право на образование связано с экономическими правами, поскольку образование способствует социальной мобильности и включению в современную экономическую деятельность. Образование позволяет также человеку пользоваться в полной мере всеми возможностями общества. О связи между образованием и экономикой свидетельствует также, с одной стороны, тот факт, что без надлежащего государственного финансирования гарантировать право на образование невозможно. С другой стороны, общеизвестно, что расходы на образование крайне необходимы для долгосрочного экономического и социального развития, поскольку инвестиции в сферу образования способствуют экономическому росту. Важное значение права на образование состоит также в том, что образование дает человеку необходимые профессиональные навыки и подготовку для выполнения определенных видов трудовой деятельности или функций, которые определяют место человека в обществе.

В силу своего многогранного характера право на образование рассматривается как « расширение прав и возможностей», с помощью которых «человек устраивает свою жизнь и , в частности, строит свои отношения с . государством. Главная роль в деле социальной защиты прав. принадлежит образованным гражданам, способным распространять свои идеи и объединяться в защиту своих прав»

Положения о праве на образование, содержащиеся в договорах по правам человека

Универсальные договоры по правам человека

Основные международные стандарты в области права на образование содержатся в различных международных документах. Некоторые из них, такие как резолюции и декларации, не носят обязательного характера, другие, как то договоры и пакты, имеют обязательную юридическую силу. Однако Всеобщая декларация прав человека рассматривается в качестве источника данного права в силу исключительно важного значения данного акта.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.

Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе ООН по поддержанию мира.

Участвующие в настоящем пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:

A) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

Б) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

B) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на
основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

Г) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

Д) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Участвующие в настоящем пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные учреждения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством.

Положения этой Конвенции в части, касающейся права на образование, основаны на положениях Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, наиболее исчерпывающей в этой области среди всех официальных договоров по правам человека. Статья 17. Государства-участники:

поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, и в духе статьи 29;

поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников; поощряют выпуск и распространение детской литературы;

поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или к коренному населению;

поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Статья 28. Государства-участники:

вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

поощряют развитие различных форм среднего образования как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Статья 29. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

развитие личности, талантов и умственных и физических способностей

ребенка в их самом полном объеме;

воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

воспитания уважения к окружающей природе.

В пункте 2 ст.29 гарантируется свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими.

Статья 30. В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию или исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования

В статье 1 приводится определение терминов «дискриминация» и «образование». В статье 2 указывается, что не рассматривается как дискриминация при соблюдении ряда условий создание и сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола или по мотивам религиозного или языкового характера, или если целью учебных заведений является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством.

В статье 3 указаны меры, которые будут приниматься государствами-участниками в целях ликвидации или предупреждения де-юре и де-факто дискриминации, в частности государства обязуются:

1) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;

2) принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения;

3) не допускать, в том что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся гражданам данной страны со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях;

4) не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;

5) предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории,
такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.

В статье 4 содержится программа действий, которую государства-участники должны предпринять в целях выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Эта программа предусматривает разработку, развитие и проведение в жизнь общегосударственной политики, «направленной на осуществление равенства возможностей и отношения в области образования, и в частности:

1) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее
образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от
способности каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;

2) обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;

3) поощрять и развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии способностями каждого;

4) обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии.

Региональные договоры в области прав человека

В статье 2 говорится:

«Никому не может быть отказано в праве на образование. При осуществлении любых функций, которые оно приняло на себя в отношении образования и обучения, государство должно уважать право родителей обеспечивать своим детям такое образование и обучение, которое соответствует их собственным религиозным и философским убеждениям».

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 7 — «Право детей и подростков на защиту» — государства обязуются «добиваться, чтобы лица, которые еще должны посещать школу, не использовались на таких видах работ, которые не дают им возможности завершить свое образование»

В статье 10 перечисляется ряд мер, которые следует принимать в целях обеспечения осуществления права на профессиональное обучение.

В статье 15 — «Право лиц с ограниченной трудоспособностью на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества» — содержатся гарантии, которые «предоставляют лицам с ограниченной трудоспособностью возможности получения профессиональной ориентации, образования и профессионального обучения в рамках общих программ в тех случаях, когда это возможно, или, при отсутствии такой возможности, через государственные или частные специализированные учреждения»

В статье 17 «Право детей и подростков на социальную, правовую и экономическую защиту» — содержатся положения, направленные на «обеспечение эффективного осуществления права детей и подростков на то, чтобы они росли в условиях, способствующих полноценному развитию их личности и их физических и умственных способностей». Государства должны предпринять все надлежащие и необходимые меры: обеспечивающие, чтобы дети и подростки, учитывая права и обязанности их родителей, получали внимание, содействие, образование и подготовку, которые им необходимы, в частности, путем обеспечения создания или сохранения учреждений и служб, достаточных и адекватных для этих целей; обеспечивающие получение детьми и подростками бесплатного начального и среднего образования, а также поощряющие регулярное посещение школьных занятий».

В соответствии с положениями статьи 19 — «Право рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь»- государства обязуются развивать и поощрять обучение национальному языку принимающего государства или, в том случае, если имеется несколько таких языков, то одному из этих языков рабочих-мигрантов и членов их семей, а также развивать и поощрять, по возможности, обучение детей рабочих-мигрантов родному языку рабочего-мигранта».

Хельсинкский Заключительный акт

В Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, принятой Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), государства-участники заявляют о своей решимости соблюдать и осуществлять на практике « 7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». В соответствии с данным руководящим принципом государства обязуются «действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны».

Озабоченности в отношении права на образование упомянуты в других документах СБСЕ, таких, как Итоговый документ Венской встречи 1986 года в разделе «Сотрудничество и обмены в области образования», Парижская хартия для новой Европы 1990 года в разделе «Права человека, демократия и верховенство закона», в которой содержатся положения, касающиеся экономических, социальных и культурных прав, а также защиты прав этнических, языковых и религиозных меньшинств и защиты прав рабочих-мигрантов и их семей; документ Московского совещания, в котором признаются и гарантируются все обязательства СБСЕ в области защиты и улучшения положения женщин; Хельсинкский документ, в котором в разделе «Усиление обязательств и сотрудничества в области человеческого измерения», содержатся положения, касающиеся национальных меньшинств, коренного населения, рабочих-мигрантов, беженцев и перемещенных лиц, а также терпимости и недискриминации.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Женева, 16 ноября- 4 декабря 1998 года

Справочный материал г-на Хосе Л. Гомес дель Прадо

§ 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Международное право — совокупность различных международных договоров (соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы).

Международное право складывается из международного публичного права, которое регулирует отношения между государствами, и международного частного права.

Международное право делится на отрасли, например: космическое, воздушное, морское, образовательное и т.д.

Международное образовательное право состоит из институтов:

1) признания учебных курсов и дипломов;

2) международного воспитания;

3) физического воспитания;

4) разрешения разногласий между государствами в сфере образования;

5) правового положения обучающихся;

6) правового положения педагогов;

7) профессионального образования;

8) общего образования;

9) стандартизации в образовании;

10) борьбы с дискриминацией в области образования;

11) статуса образовательных учреждений.

Международное образовательное право можно разделить на две части: Общую и Особенную.

Общая часть устанавливает задачи законодательства, его принципы, функции, отношения и т.д.

Особенная часть регулирует отношения в сфере образования. Среди нормативных актов, определяющих образовательные отношения, особое значение имеют:

— Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

— Рекомендация о положении учителей (1966 г.);

— Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.);

— Рекомендация о техническом и профессиональном образовании (1989 г.);

— Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира; в духе уважения прав человека и основных свобод (1974 г.).

Дискриминация в образовании

Дискриминация в образовании охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношений в области образования. В ст. 1 Конвенции приводится четыре вида дискриминации:

— закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

— ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц с низшим уровнем образования;

— создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;

— положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Стандартизация в области образования

Стандартизация образования — деятельность по разработке и применению нормативных документов, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач этой области.

Статистика образования — отрасль практической деятельности, включающая сбор, обработку, анализ массовых данных в системе образования и публикацию полученных результатов.

Международная стандартизация образования позволяет совершенствовать мировую систему образования, помогая национальным системам ориентироваться в направлениях развития.

Права, обязанности, ответственность обучающихся

в средних специальных учебных заведениях

К обучающимся в средних специальных учебных заведениях относятся студенты и слушатели. Правоотношения обучающегося с образовательным учреждением возникают на основании приказа директора о зачислении студента для освоения программ профессионального образования. Правоотношения прекращаются фактом выдачи обучающемуся документа об образовании.

Права, обязанности и ответственность обучающегося определяются Законом РФ «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении, уставом ссуза (среднего специального учебного заведения), правилами внутреннего распорядка, договором обучающегося с ссузом на обучение и иными предусмотренными уставом локальными актами.

Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях имеют право:

— на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретение знаний, адекватных современному уровню развития науки, техники и культуры;

— на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;

— на ускоренный курс обучения;

— на получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;

— на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления средним специальным учебным заведением;

— на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

— студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм;

— на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

— выполнять требования устава образовательного учреждения;

— выполнять требования образовательной программы;

— соблюдать правила внутреннего распорядка.

Студенты несут ответственность за невыполнение:

— обязанностей, предусмотренных уставом;

— обязанностей, установленных правилами внутреннего распорядка.

Меры дисциплинарного взыскания, применяемые к студенту, устанавливаются в уставе и правилах внутреннего распорядка. Прежде всего это выговор, строгий выговор, исключение.

Права, обязанности, ответственность работников ссуза

Работники ссуза имеют право:

— на материально-техническое и учебно-методическое обеспечение своей профессиональной деятельности;

— на участие в управлении ссузом в порядке, установленном уставом;

— на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности ссуза, в том числе и через общественные организации и органы управления ссузом;

— на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

— на пользование в установленном уставом ссуза порядке информационными фондами образовательного учреждения, услугами научных, учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений ссуза;

— на выполнение работником других работ и обязанностей, оплачиваемых по дополнительному соглашению.

Работники ссуза обязаны:

— соблюдать устав и правила внутреннего распорядка;

— строго следовать нормам профессиональной этики;

— качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности и работы, указанные в должностных инструкциях, контрактах, квалификационных характеристиках и других нормативных актах;

— обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей деятельности, гарантирующий соблюдение прав обучающихся и способствующий успешной реализации образовательных программ;

— воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению морально-психологического климата в коллективе образовательного учреждения;

— не применять антипедагогических методов воспитания, связанных с физическим или духовным насилием над личностью обучающихся.

Работники ссузов несут дисциплинарную ответственность за невыполнение своих обязанностей по Кодексу законов о труде, уставу, правилам внутреннего распорядка.

Конвенции и соглашения

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования

Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Oбъединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры, собравшаяся в Париже на одиннадцатую сессию и заседавшая с 14 ноября по 15 декабря 1960 года,

напоминая, что Всеобщая декларация прав человека утверждает принцип недопустимости дискриминации и провозглашает право каждого человека на образование,

принимая во внимание, что дискриминация в области образования является нарушением прав, изложенных в этой декларации,

принимая во внимание, что в силу своего Устава Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры стремится установить сотрудничество между нациями для того, чтобы обеспечить повсеместно соблюдение прав человека и равный для всех доступ к образованию,

признавая, следовательно, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных странах, должна не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение в этой области,

получив предложения, касающиеся различных аспектов дискриминации в области образования, т.е. вопроса, включенного пункт 17.1.4 повестки дня сессии,

принимая во внимание принятое на десятой сессии решение о том, что этот вопрос явится предметом международной конвенции, а также рекомендаций государствам-членам,

принимает четырнадцатого декабря 1960 года настоящую Конвенцию.

1. В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности:

а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением Статьи 2 настоящей Конвенции; или

d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

2. В настоящей Конвенции слово «образование» относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется.

Следующие положения не рассматриваются как дискриминация с точки зрения Статьи 1 настоящей Конвенции, если они допускают в отдельных государствах:

а) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;

b) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени;

с) создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени.

В целях ликвидации или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, данное в настоящей Конвенции, государства, являющиеся сторонами этой последней, обязуются:

а) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;

b) принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения;

с) не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся — гражданам данной страны со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях;

d) не допускать — в случаях, когда государственные органы представляют учебным заведениям те или иные виды помощи — никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;

е) предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим граждан.

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, обязуются, кроме того, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования, и, в частности:

а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее образование в различных его формах всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;

b) обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;

с) поощрять и развивать подходящими методами образования лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого;

d) обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии.

1. Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:

а) образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;

b) родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями;

никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;

с) за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что:

i) осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности, и что оно не подрывает суверенитета страны;

ii) уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами; и

iii) посещение такого рода школ является факультативным.

2. Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, обязуются принять все необходимые меры, чтобы обеспечить применение принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи.

При применении настоящей Конвенции государства, являющиеся ее сторонами, обязуются в возможно большей мере учитывать рекомендации, которые Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принять в целях определения мер борьбы с различными аспектами дискриминации в области образования и мер по обеспечению равенства возможностей и отношения в этой области.

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, должны сообщать в периодических докладах, которые они будут представлять Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в сроки и в форме, которые будут установлены Конференцией, о законодательных, административных и других мерах, принятых ими для осуществления настоящей Конвенции, в частности, о выработке и развитии общегосударственной политики, упомянутой в Статье 4, о достигнутых результатах и о препятствиях, на которые натолкнулось претворение этой политики в жизнь.

Если между двумя или несколькими государствами, являющимися сторонами настоящей Конвенции, возникнут разногласия по вопросу о ее толковании или применении и если эти разногласия не будут урегулированы путем переговоров, они будут переданы, по просьбе сторон, Международному суду для вынесения решения в том случае, если не окажется других средств урегулирования разногласий.

Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

Настоящая Конвенция не ущемляет прав, которыми могут пользоваться отдельные лица или группы в силу соглашений, заключенных между двумя или несколькими государствами, при условии, что эти права не идут вразрез с буквой или с духом Конвенции.

Настоящая Конвенция составлена на английском, испанском, русском и французском языках, причем все четыре текста имеют равную силу.

1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации или принятию государствами — членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в порядке, предусмотренном их конституциями.

2. Ратификационные грамоты или акты о принятии сдаются на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

1. К настоящей Конвенции может присоединиться любое государство, не состоящее членом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которое получит от Исполнительного совета приглашение присоединиться к ней.

2. Присоединение происходит путем сдачи акта о присоединении на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Настоящая Конвенция вступит в силу через три месяца со дня сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты или акта о принятии или присоединении, но лишь в отношении тех государств, которые сдали на хранение свои акты о ратификации, принятии или присоединении в указанный день или ранее. В отношении любого другого государства Конвенция вступает в силу через три месяца после того, как оно сдало на хранение свой акт о ратификации, принятии или присоединении.

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, признают, что ее действие распространяется не только на территории их метрополии, но и на все несамоуправляющиеся подопечные, колониальные и другие территории, за внешние сношения которых они несут ответственность; они обязуются консультироваться, если необходимо, с правительствами или с компетентными властями указанных территорий в момент ратификации, принятия или присоединения или еще ранее, чтобы обеспечить осуществление Конвенции на этих территориях, а также нотифицировать Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры о территориях, на которых Конвенция будет осуществляться. Эта нотификация вступает в силу через три месяца после ее получения.

1. Каждое государство, являющееся стороной настоящей Конвенции, может ее денонсировать от своего имени или от имени любой территории, за внешние сношения которой оно несет ответственность.

2. Денонсация нотифицируется письменным актом, который сдается Генеральному директору Организации Объединенных Наций в вопросам образования, науки и культуры.

3. Денонсация вступает в силу через двенадцать месяцев после получения акта о денонсации.

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры сообщает государствам — членам Организации, государствам, не состоящим членами, Организации, упомянутым в статье 13, а также Организации Объединенных Наций о сдаче на хранение всех актов о ратификации, принятии или присоединении, упомянутых в статьях 12 и 13, а также о нотификациях и денонсациях, указанных в статьях 15 и 16.

1. Настоящая Конвенция может быть пересмотрена Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Однако ее пересмотренный текст будет обязывать лишь те государства, которые станут сторонами пересмотренной Конвенции.

2. В случае, если Генеральная конференция примет новую Конвенцию в результате полного или частичного пересмотра настоящей Конвенции и если новая Конвенция не будет содержать других указаний, настоящая Конвенция будет закрыта для ратификации, принятия или присоединения со дня вступления в силу новой Конвенции, содержащей пересмотренный текст.

Согласно статье 102 Устава Организации Объединенных Наций, настоящая Конвенция будет зарегистрирована в Секретариате Организации Объединенных Наций по просьбе Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Составлено в Париже, пятнадцатого декабря 1960 года в двух аутентичных экземплярах за подписью Председателя Генеральной конференции, собравшейся на одиннадцатую сессию, и Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; эти экземпляры будут сданы на хранение в архив Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и надлежащим образом заверенные копии их будут направлены всем государствам, указанным в статьях 12 и 13, а также Организации Объединенных Наций.

Приведенный выше текст является подлинным текстом Конвенции, надлежащим образом принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии, состоявшейся в Париже и закончившейся пятнадцатого декабря 1960 года.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО, настоящую Конвенцию подписали сего пятнадцатого декабря 1960 года.

Популярное:

  • Расчет страховки онлайн 2014 Калькулятор ОСАГО онлайн 2018 Новая версия калькулятора ОСАГО (старая – ниже): Старый калькулятор Точный расчёт для 85 регионов, 13 страховых компаний. Обновлено 22.01.2018 Цена ОСАГО по […]
  • Как оформить личное дело дошкольника Положение о ведении и проверке личных дел муниципального казенного образовательного учреждения "Тейская средняя общеобразовательная шкгола № 3" 1. Общие положения 1.1. Личное дело […]
  • Подать иск в арбитражный суд по почте FLEXA.RU - Поддержка малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга Несколько практических советов для желающих подать исковое заявление в арбитражный суд Ежедневно в арбитражном суде г. […]
  • Закон о гражданстве ст 24 Закон о гражданстве ст 24 Приобретение гражданства на основании ч. 1 ст. 24. slavash2305: Предлагаю к обсуждению вопрос, навеянный темой, освещенной здесь. Статья 24 закона о гражданстве […]
  • Разбор статей ук рф по составу преступления Налоговые преступления Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги […]
  • Адвокат антипина Архангельск. Адвокаты. Адвокатские услуги Адвокат Антипина Л.В. Адрес: Архангельск, ул. Попова, 14, оф. 539 Телефоны: +7 (8182) 28-86-34, +7 (921) 075-66-81 Время работы: […]