Ответственность военнослужащих за административные правонарушения

Содержание статьи:

Статья 2.5 КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Новая редакция Ст. 2.5 КоАП РФ

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Комментарий к Статье 2.5 КоАП РФ

Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие — в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с послед. изм.) к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с послед. изм.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех служащих органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Другой комментарий к Ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье определяются особенности привлечения к административной ответственности такого субъекта как военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

В ней выделяется два вида таких субъектов:

военнослужащие, т.е. лица, проходящие военную службу в кадрах Вооруженных Сил РФ, и призванные на военные сборы граждане. Они несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»). Следовательно, названные субъекты за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинскими уставами и специальными нормативными актами.

2. КоАП РФ закрепляет ряд составов правонарушений, за совершение которых названная категория лиц несет ответственность на общих основаниях (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Но несмотря на то, что за указанные правонарушения военнослужащие и иные указанные в статье лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном КоАП РФ, к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

3. Законодатель сузил круг лиц, которые за административные правонарушения несут ответственность по дисциплинарным уставам, исключив из их числа работников железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации. Кроме того, он ограничил меры наказания, которые не могут применяться к названной категории субъектов административной ответственности. Если прежнее законодательство устанавливало, что к ним не могут применяться административный арест, штраф, лишение права управления транспортными средствами, то теперь не может быть применен в качестве меры наказания только административный арест, а штраф может применяться лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В каких случаях наступает административная ответственность военнослужащих?

Правовой статус военнослужащих отражен в ст. 28 ФЗ «О статусе военнослужащих» и других Федеральных законах. Административная ответственность военнослужащих наступает при совершении ими административных правонарушений. Особенность военного статуса состоит в том, что подобные противоправные действия могут вызывать не только административную, общегражданскую ответственность, но и дисциплинарную, характерную исключительно для служащих ВС РФ.

Особенности административной ответственности военнослужащих

Административной ответственности военнослужащие могут быть подвергнуты не по всем статьям КоАП, некоторые из статей в обязательном порядке заменяются дисциплинарными взысканиями. Это связано с невозможностью исполнения таких наказаний, как: административный арест, исправительные работы, штрафные санкции и лишение водительского удостоверения. Противоправные поступки, которые должны быть наказаны подобными мерами, осуждаются по дисциплинарному уставу, решение принимает командование после получения протокола о правонарушении из государственных и административных органов. Наказать военнослужащего могут за проступки следующего характера: пограничные нарушения, санитарно — эпидемиологические проступки, несоблюдение закона о выборах и референдумах, нарушение противопожарных правил вне части, где проходит служба.

Особо рассматриваются нарушения ПДД, совершенные на служебном транспорте вне расположения части. Лишение водительских прав и вынесение штрафных санкций возможно после получения протокола ГИБДД. Решение воинской комиссии отображается во внутреннем служебном протоколе, посылаемом в инспекцию ГИБДД. В случае несогласия государственной автоинспекции с вынесенным постановлением, дело передается на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

Следует учитывать, что при рассмотрении административного проступка служащие смежных сфер, таких как: таможенная, разведывательная, инженерная, пожарная службы отвечают за подобные нарушения по воинскому уставу и на них накладывается дисциплинарное взыскание.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности

Информация доводится до военного комиссара или непосредственного начальника нарушителя. Задерживать военнослужащего не имеют права, его передают военному патрулю. После возвращения в часть виновник помещается на гауптвахту, если содеянное носит характер серьезного проступка. Так же поступают с военным, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Административный протокол должен быть доставлен в часть не позднее 3 суток с момента его оформления. Затем собирается комиссия и инициируется внутреннее расследование. Виновный должен написать рапорт, объяснив мотивы и свое видение события. После вынесения решения составляется протокол, в котором указаны меры воздействия. Виновному может грозить гауптвахта, понижение в звании или должности, лишение материального поощрения. Решение отображается в личном деле виновного и может быть аннулировано при примерном поведении, отсутствии нарушений в течение года с момента проступка.

Военнослужащие срочной службы не могут быть подвергнуты материальному взысканию, штрафные санкции заменяются им нарядами вне очереди, запретом на краткосрочные отпуска и увольнительные за пределы части. Наказание заносится в личную карточку солдата, при повторных нарушениях наказание может усугублено вплоть до перевода в особую дисциплинарную часть.

Если военнослужащий не согласен с вынесенным осуждением, он может подать жалобу вышестоящему начальству или обратиться с исковым заявлением в военный гарнизонный суд. Сделать заявление допускается в течение месяца после оформления протокола. После принятия ходатайства о рассмотрении дела, суд обязан в 10-дневный срок вызвать на заседание виновного и представителя руководства части для дачи пояснений по инциденту. В случае, когда законом допускается вынести наказание в гражданском производстве, военнослужащий одновременно может получить служебное взыскание по военному ведомству. Обжаловать двойное наказание можно в крайних случаях, если представлены смягчающие вину факты и показания свидетелей.

Согласно ДУ РФ военнослужащий не может быть привлечен к административной ответственности, если после совершения проступка прошло больше года. Исключения составляют случаи, когда военнослужащий совершил проступок в отпуске, отсутствовал в части по болезни или был в командировке. В подобных случаях, ответственность распространяется на срок с момента поступления в часть соответствующих документов. Проведение дознания может быть организованно по представлению военной прокуратуры или следствия.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

СТ 2.5 КоАП РФ

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Комментарий к Ст. 2.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Данная статья устанавливает дифференцированную ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, в качестве субъектов административного правонарушения.

2. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены следующие виды военнослужащих:

— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты);

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим (ст. 2).

Согласно ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

По общему правилу совершение военнослужащим административного правонарушения является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в соответствии с общевоинскими уставами. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.

3. К иным лицам, которые за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности прохождения службы в соответствующих органах, относятся сотрудники органов внутренних дел РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, а также порядок их наложения определены Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377. Порядок и условия прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются также Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (см. также Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденную Приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76).

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенной службы регламентирована Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396.

4. Приведенный в ч. 2 комментируемой статьи перечень составов административных правонарушений, за совершение которых лица, подпадающие под действие дисциплинарных уставов и положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях, значительно расширен по сравнению с КоАП РСФСР. Он охватывает наиболее серьезные нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об охране окружающей среды и природопользования, о безопасности дорожного движения, а также нарушения в области налогов, сборов и финансов, таможенного дела, в области защиты государственной границы и некоторые другие.

Кроме этого, расширен перечень административных наказаний, которые могут быть применены к лицам, совершившим перечисленные выше нарушения. Если прежнее законодательство исключало возможность применения к ним административного ареста, штрафа и лишения права управления транспортными средствами, то теперь к ним не может быть применен только административный арест (ч. 2 ст. 3.9), а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и административный штраф (ч. 6 ст. 3.5). Военнослужащих — иностранных граждан нельзя также подвергнуть административному наказанию в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.10).

В случаях, когда указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, отнесенные к компетенции органов судебной власти, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (ч. 2 ст. 23.1).

5. Тот факт, что административные правонарушения, за которые военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях, одновременно могут содержать признаки дисциплинарного проступка, ставит вопрос о допустимости применения к виновному лицу сразу двух мер наказания: административного наказания и дисциплинарного взыскания. Например, в силу ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются грубыми дисциплинарными проступками, которые корреспондируют с нормами ст. ст. 12.24, 12.26 КоАП РФ. Представляется, что исходя из принципа дифференциации административной и дисциплинарной ответственности, которые, являясь видами юридической ответственности, реализуются посредством применения к виновным принудительных мер, имеющих характер наказания, назначение лицу за одно и то же противоправное деяние двойного наказания нецелесообразно.

6. Военнослужащие, которым не может быть назначено ни одно из административных наказаний, предусмотренных санкцией статьи Особенной части КоАП РФ, по которой они несут административную ответственность на общих основаниях, подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Так, если административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.8 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, в санкциях которых значится административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с данным Кодексом не может применяться административный арест, совершено военнослужащим по призыву, к которому ни одно из этих наказаний не может быть назначено (ч. 2 ст. 3.9, ч. 6 ст. 3.5), то материалы дела подлежат направлению командиру части, где виновный проходит военную службу, для наложения на него дисциплинарного взыскания. При этом дисциплинарная ответственность подлежит применению не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, которые определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.

Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

К последним относятся имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденномУказом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (статьи 26 и 28), в соответствии с которыми военнослужащие, независимо от воинского звания и воинской должности, равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Особенность ответственности рассматриваемых категорий граждан за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу они несут за их совершение дисциплинарную ответственность.

Административная ответственность для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, на общих основаниях наступает лишь за административные правонарушения, прямо указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Эти нарушения перечислены в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ. К ним относятся:

— административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (статьи 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, в основном касающиеся нарушения прав граждан при подготовке и проведении выборов и референдумов);

— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3);

— административные правонарушения в области охраны собственности (статьи 7.29 – 7.32, 7.32.1 в сфере исполнения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

— административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8);

— нарушение требований пожарной безопасности, а также правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статьи 11.16 и 20.4 – в части нарушения правил (требований) пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

— административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12);

— административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15);

— административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16);

— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (статья 17.7);

— отдельные административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (статья 14.9, часть 3 статьи 14.32, касающиеся установления ограничения конкуренции);

— ряд административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти (статьи 17.3, 17.8, 17.9, части 1 и 3 статьи 17.14, 17.15);

— некоторые административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (статьи 18.1 – 18.4);

— административные правонарушения против порядка управления (части 2.1 и 2.6 статьи 19.5, статьи 19.5.7, 19.7.2, часть 5 статьи 19.8);

-неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (часть 1 статьи 20.25).

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и лицами, имеющими специальные звания, рассматриваются в пределах компетенции судов и иных уполномоченных на это органов, установленной главой 23 КоАП РФ.

При этом, когда КоАП РФ предусмотрен судебный порядок привлечения к административной ответственности, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются военными судами согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Старший военный прокурор 1-го отдела организационного управления Главной военной прокуратуры старший советник юстиции А. В. Чиранов

Статья 2.5 КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (действующая редакция)

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 2.5 КоАП РФ

1. Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников ОВД, а также порядок их наложения определены соответственно ст. 38, 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов регламентирована Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 (см. также Инструкцию о порядке применения отдельных положений Дисциплинарного устава в таможенных органах Российской Федерации, утвержденную Приказом ГТК России от 24 августа 2001 г. N 850).

О дисциплинарной ответственности лиц Военно-Морского Флота см. разд. IV Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. N 715.

2. Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены следующие виды военнослужащих: а) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы; б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву: сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта; в) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

3. Статус военнослужащего обусловлен исполнением обязанностей военной службы — особой разновидности федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках ФСБ, во внутренних войсках МВД, в железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим.

О статусе сотрудника милиции и работника УИС см. соответственно п. 2, 4 комментария к ст. 19.3.

Административная ответственность военнослужащих

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность реализуется в форме применения к правонарушителю административных взысканий: предупреждения; административного штрафа; возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишения специального права, предоставленного физическому лицу; административного ареста; административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификации. Перечисленные виды административных взысканий применяются судом или уполномоченными на то органами исполнительной власти.

Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех отраслях государственного управления, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т. д. На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения.

В случаях, предусмотренных в законе, административные наказания могут налагаться судом.

Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и, как правило, на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической (в том числе и административной).

Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан (особые дисциплинарные требования к поведению военнослужащих, последовательное единоначалие в организации военного управления).

Упомянутые особенности предусмотрены ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами. Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения: законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и в виде административного штрафа.

Военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

Административным правом четко регламентируется только материальная ответственность военнослужащих.

Стечение тяжелых обстоятельств при неявке в срок на службу будет рассматриваться в качестве уважительной причины неявки, исключающей уголовную ответственность военнослужащего.

В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных.

Тем не менее, административное право, хотя и своеобразным образом, но проявляет себя и в этой области.
Материальная ответственность военнослужащих за вред, причиненный ими.

Популярное:

  • 1961 ч1 коап рф 1961 ч1 коап рф Судебный участок №1 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани 19 августа 2014 года г. Рязань Мировой судья судебного участка № 1 судебного района […]
  • Кто составляет протокол осмотра ГЛАВА IIIПРОТОКОЛ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ Рис. 13. Окно 12. Рис. 12. Дверь Наличник; 2. Дверная коробка;Четверть дверной коробки; 4. Наличник; 5. Ролик; 6. Ригель; 7. Дверная ручка; 8. […]
  • Закон 94-фз статья 55 Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ Федеральный закон от 21 […]
  • Рарог Уголовный кодекс рф Рарог Уголовный кодекс рф Еще не зарегистрированы? Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов. […]
  • Беспалов юф защита прав ребенка Занятие № 2. Права несовершеннолетних детей. 1. Личные неимущественные права ребенка. 2. Имущественные права ребенка. 3. Гарантии осуществления прав ребенка. Литература: нормативные […]
  • Система гарант уголовный кодекс Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня […]