Правонарушением является наложение взыскания

Право, его роль в жизни об­ще­ства и государства

Сегодня изучим тему №5270 Право, его роль в жизни об­ще­ства и государства по предмету Обществознание, данный текст поможет вам справиться с заданиями по Обществознание. При возникновении дополнительных вопросов задавайте их в комментариях, другие участники скорее всего помогут вам.

1. За­да­ние 17 Нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт, в от­ли­чие от дру­гих ис­точ­ни­ков (форм) права,

1) при­ни­ма­ет­ся ком­пе­тент­ным го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном (долж­ност­ным лицом)

2) обес­пе­чи­ва­ет­ся силой об­ще­ствен­но­го мне­ния

3) фик­си­ру­ет ре­ше­ние суда по кон­крет­но­му делу

4) от­ра­жа­ет пред­став­ле­ние об­ще­ства о спра­вед­ли­во­сти

2. За­да­ние 17 Ме­ха­низм го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния, дей­ству­ю­щий в от­но­ше­нии пра­во­на­ру­ши­те­лей, — это

3) пра­во­вое со­зна­ние

4) юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность

3. За­да­ние 17 Пра­во­на­ру­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся

1) на­ло­же­ние взыс­ка­ния на­чаль­ни­ком на под­чинённого

2) раз­гла­ше­ние го­су­дар­ствен­ной тайны

3) кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние ста­рин­ных монет

4) на­ру­ше­ние слова, дан­но­го другу

4. За­да­ние 17 . Право, в от­ли­чие от мо­ра­ли,

1) охра­ня­ет­ся силой го­су­дар­ства

2) опи­ра­ет­ся на пред­став­ле­ния о добре и зле

3) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

4) опи­ра­ет­ся на об­ще­ствен­ное мне­ние

5. За­да­ние 17 . Ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

1) без­би­лет­ный про­езд в ав­то­бу­се

2) не­упла­та али­мен­тов

3) отказ вер­нуть долг со­се­ду

4) опоз­да­ние на учёбу

6. За­да­ние 17 . Какие тер­ми­ны от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­на­ру­ше­ние»?

1) де­я­ние, ви­нов­ность, об­ще­ствен­ная опас­ность

2) выс­шая юри­ди­че­ская сила, все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние

3) до­го­вор, право соб­ствен­но­сти, воз­ме­ще­ние ущер­ба

4) пра­во­вой обы­чай, су­деб­ный пре­це­дент

7. За­да­ние 17 . Ис­пол­не­ние норм права, в от­ли­чие от норм мо­ра­ли, обес­пе­чи­ва­ет­ся

1) силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

2) мне­ни­ем юри­стов

3) силой об­ще­ствен­но­го мне­ния

4) при­выч­ка­ми и тра­ди­ци­я­ми об­ще­ства

8. За­да­ние 17 . Ба­буш­ка с вну­ком, гуляя в лесу, на­рва­ли букет цве­тов, ко­то­рые за­не­се­ны в Крас­ную книгу. Нормы какой от­рас­ли права ре­гу­ли­ру­ют дан­ную си­ту­а­цию?

1) уго­лов­но­го права

2) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

3) граж­дан­ско­го права

4) тру­до­во­го права

9. За­да­ние 17 . Не под­го­то­вив­шись к кон­троль­ной ра­бо­те по ма­те­ма­ти­ке, двое уча­щих­ся 11 клас­са ре­ши­ли со­рвать её про­ве­де­ние. Они по­зво­ни­ли в по­ли­цию, со­об­щив, что в школе за­ло­же­на бомба. Дей­ствия уча­щих­ся яв­ля­ют­ся

1) граж­дан­ским про­ступ­ком

3) ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком

4) дис­ци­пли­нар­ным на­ру­ше­ни­ем

10. За­да­ние 17 . Среди при­ведённых при­ме­ров про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

1) лож­ное те­ле­фон­ное со­об­ще­ние о го­то­вя­щем­ся тер­ро­ри­сти­че­ском акте

2) не­вы­пол­не­ние фир­мой усло­вий за­ключённого до­го­во­ра

3) рас­пи­тие граж­да­на­ми спирт­ных на­пит­ков в об­ще­ствен­ных ме­стах

4) дача сви­де­те­лем лож­ных по­ка­за­ний в суде

11. За­да­ние 17 . Какая от­расль права ре­гу­ли­ру­ет во­про­сы ро­ди­тель­ских обя­зан­но­стей?

1) граж­дан­ское право

2) тру­до­вое право

3) се­мей­ное право

4) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

12. За­да­ние 17 . К по­ли­ти­че­ским пра­вам (сво­бо­дам) че­ло­ве­ка от­но­сит­ся(ятся)

1) право соб­ствен­но­сти

2) сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ния

3) из­би­ра­тель­ные права

4) сво­бо­да пе­ре­дви­же­ния

13. За­да­ние 17 . Какое право че­ло­ве­ка от­но­сит­ся к эко­но­ми­че­ским пра­вам?

1) право на отдых

2) право соб­ствен­но­сти

3) право на жи­ли­ще

4) право на жизнь

14. За­да­ние 17 . Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­во­во­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие си­сте­мы за­ко­но­да­тель­ства

2) рав­но­пра­вие и ра­вен­ство граж­дан перед за­ко­ном

3) функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

4) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та

15. За­да­ние 17 . К спе­ци­фи­че­ским пра­вам ре­бен­ка от­но­сит­ся(ятся)

1) право на жизнь

2) право жить в семье

3) право соб­ствен­но­сти

4) из­би­ра­тель­ные права

16. За­да­ние 17 . Какая от­расль права за­креп­ля­ет ос­но­вы го­су­дар­ствен­но­го строя?

17. За­да­ние 17 . Что яв­ля­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком?

1) без­би­лет­ный про­езд в метро

2) порча чу­жо­го иму­ще­ства

3) кража про­дук­тов из ма­га­зи­на

4) на­ру­ше­ние тру­до­во­го до­го­во­ра

18. За­да­ние 17 . Право в от­ли­чие от мо­ра­ли

1) яв­ля­ет­ся видом со­ци­аль­ных норм

2) ре­гу­ли­ру­ет по­ве­де­ние людей

3) под­дер­жи­ва­ет­ся силой го­су­дар­ства

4) об­ра­ще­но ко всему об­ще­ству

19. За­да­ние 17 . Что от­но­сит­ся к от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та

2) де­я­тель­ность пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

3) на­ло­го­об­ло­же­ние граж­дан

4) вер­хо­вен­ство за­ко­на

20. За­да­ние 17 . Что от­но­сит­ся к со­ци­аль­ным пра­вам че­ло­ве­ка?

1) право на труд

2) право на жизнь

3) из­би­ра­тель­ные права

4) право соб­ствен­но­сти

21. За­да­ние 17 . От­расль права, ре­гу­ли­ру­ю­щая иму­ще­ствен­ные и лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния граж­дан и фирм

1) се­мей­ное право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

3) тру­до­вое право

4) граж­дан­ское право

22. За­да­ние 17 . Какая от­расль права ре­гу­ли­ру­ет иму­ще­ствен­ные и лич­ные не­иму­ще­ствен­ные права граж­дан?

1) тру­до­вое право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

3) уго­лов­ное право

4) граж­дан­ское право

23. За­да­ние 17 . К сфере пра­во­вых от­но­ше­ний можно от­не­сти кон­так­ты между

1) по­ли­цей­ским, еду­щим в ав­то­бу­се, и пас­са­жи­ра­ми ав­то­бу­са

2) из­би­ра­те­ля­ми на из­би­ра­тель­ном участ­ке и кан­ди­да­том в де­пу­та­ты

3) мо­ло­дым че­ло­ве­ком, не усту­пив­шим место в метро ин­ва­ли­ду, и ин­ва­ли­дом

4) вла­дель­цем угнан­но­го ав­то­мо­би­ля и участ­ко­вым ин­спек­то­ром по­ли­ции

24. За­да­ние 17 . Пра­ви­ло по­ве­де­ния че­ло­ве­ка в пра­во­вой си­ту­а­ции, ко­то­рое долж­но обя­за­тель­но вы­пол­нять­ся

2) со­ци­аль­ная норма

4) по­ли­ти­че­ская норма

25. За­да­ние 17 . На­ру­ше­ни­ем тру­до­во­го права яв­ля­ет­ся

1) про­из­вод­ство и рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­ков

2) уволь­не­ние за не­яв­ку на ра­бо­ту при на­ли­чии боль­нич­но­го листа

3) не­яв­ка из­би­ра­те­ля на из­би­ра­тель­ный уча­сток для го­ло­со­ва­ния

4) под­дел­ка де­неж­ных зна­ков

26. За­да­ние 17 . Что яв­ля­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком?

1) без­би­лет­ный про­езд в метро

2) порча чу­жо­го иму­ще­ства

3) кража про­дук­тов из ма­га­зи­на

4) на­ру­ше­ние тру­до­во­го до­го­во­ра

27. За­да­ние 17 . К сфере пра­во­вых от­но­ше­ний можно от­не­сти кон­так­ты между

1) по­ли­цей­ским, еду­щим в ав­то­бу­се, и пас­са­жи­ра­ми ав­то­бу­са

2) из­би­ра­те­ля­ми на из­би­ра­тель­ном участ­ке и кан­ди­да­том в де­пу­та­ты

3) мо­ло­дым че­ло­ве­ком, не усту­пив­шим место в метро ин­ва­ли­ду, и ин­ва­ли­дом

4) вла­дель­цем угнан­но­го ав­то­мо­би­ля и участ­ко­вым ин­спек­то­ром по­ли­ции

28. За­да­ние 17 . От­расль права, ре­гу­ли­ру­ю­щая иму­ще­ствен­ные и лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния граж­дан и фирм

1) се­мей­ное право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

3) тру­до­вое право

4) граж­дан­ское право

29. За­да­ние 17 . Какая от­расль права ре­гу­ли­ру­ет иму­ще­ствен­ные и лич­ные не­иму­ще­ствен­ные права граж­дан?

1) тру­до­вое право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

3) уго­лов­ное право

4) граж­дан­ское право

30. За­да­ние 17 . Пра­ви­ло по­ве­де­ния че­ло­ве­ка в пра­во­вой си­ту­а­ции, ко­то­рое долж­но обя­за­тель­но вы­пол­нять­ся

2) со­ци­аль­ная норма

4) по­ли­ти­че­ская норма

31. За­да­ние 17 . Пра­во­вые нормы, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм,

1) под­дер­жи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ства

2) ре­гу­ли­ру­ют по­ве­де­ние людей

3) опи­ра­ют­ся на силу об­ще­ствен­но­го мне­ния

4) со­дер­жат об­раз­цы по­ве­де­ния

32. За­да­ние 17 3. Пра­во­вой до­ку­мент, из­дан­ный ком­пе­тент­ным ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти, уста­нав­ли­ва­ю­щий, из­ме­ня­ю­щий или от­ме­ня­ю­щий пра­ви­ла ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, на­зы­ва­ет­ся

1) пра­во­вым обы­ча­ем

2) нор­ма­тив­но-пра­во­вым актом

3) пра­во­во­вым пре­це­ден­том

4) есте­ствен­ным пра­вом

33. За­да­ние 17 4. Пра­во­вой акт, пред­став­ля­ю­щий собой ре­ше­ние по кон­крет­но­му делу, ко­то­рое впо­след­ствии при­ни­ма­ет­ся за общее обя­за­тель­ное пра­ви­ло при ре­ше­нии всех ана­ло­гич­ных дел, на­зы­ва­ет­ся

1) пра­во­вым обы­ча­ем

2) нор­ма­тив­но-пра­во­вым актом

3) пра­во­вым пре­це­ден­том

4) есте­ствен­ным пра­вом

34. За­да­ние 17 5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной чер­той вы­бо­ров в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

1) мно­го­сту­пен­ча­тый ха­рак­тер

2) от­кры­тая по­да­ча го­ло­сов

4) об­ра­зо­ва­тель­ный ценз из­би­ра­те­лей

35. За­да­ние 17 6. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком по­ли­ти­че­ской вла­сти?

1) осу­ществ­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но си­ло­вы­ми ме­то­да­ми

2) рас­про­стра­ня­ет своё дей­ствие на всё об­ще­ство

3) имеет воз­мож­ность при­ме­нять санк­ции

4) поль­зу­ет­ся под­держ­кой боль­шин­ства на­се­ле­ния

36. За­да­ние 17 7. Ад­ми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние по­сле­ду­ет за

1) укло­не­ние от про­хож­де­ния сроч­ной во­ин­ской служ­бы

2) без­би­лет­ный про­езд в об­ще­ствен­ном транс­пор­те

3) кражу до­ро­го­го мо­биль­но­го те­ле­фо­на в ма­га­зи­не

4) не­яв­ка на ра­бо­ту без ува­жи­тель­ной при­чи­ны

37. За­да­ние 17 8. Пра­во­на­ру­ше­ние — это

1) про­ти­во­прав­ное, ви­нов­ное, об­ще­ствен­но опас­ное де­я­ние, при­чи­ня­ю­щее вред об­ще­ству

2) по­ве­де­ние, на­ру­ша­ю­щее при­ня­тые в дан­ном об­ще­стве эти­че­ские пра­ви­ла

3) де­я­ние, на­ка­за­ни­ем за ко­то­рое яв­ля­ет­ся ли­ше­ние сво­бо­ды

4) об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние, участ­ни­ки ко­то­ро­го имеют опре­делённые права и юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти

38. За­да­ние 17 9. Право, как со­во­куп­ность норм, в от­ли­чие от мо­ра­ли

1) обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ну­ди­тель­ной силой го­су­дар­ства

2) яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным ин­сти­ту­том

3) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

4) уста­нав­ли­ва­ет нормы по­ве­де­ния в об­ще­стве

39. За­да­ние 17 0. Какой из при­ведённых при­ме­ров яв­ля­ет­ся при­ме­ром нормы кон­сти­ту­ци­он­но­го права?

1) Пас­са­жи­ры обя­за­ны опла­чи­вать про­езд в об­ще­ствен­ном транс­пор­те.

2) Не­зна­ние офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­ван­но­го за­ко­на не осво­бож­да­ет от от­вет­ствен­но­сти за его не­со­блю­де­ние.

3) Про­из­во­ди­те­ли несут от­вет­ствен­ность за ка­че­ство предо­став­лен­но­го по­ку­па­те­лям то­ва­ра.

4) Граж­да­не обя­за­ны со­блю­дать пра­ви­ла об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка в пар­ках и за­по­вед­ни­ках.

40. За­да­ние 17 1. Право как со­во­куп­ность норм, в от­ли­чие от мо­ра­ли

1) обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ну­ди­тель­ной силой го­су­дар­ства

2) яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным ин­сти­ту­том

3) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

4) уста­нав­ли­ва­ет нормы по­ве­де­ния в об­ще­стве

41. За­да­ние 17 2. Иму­ще­ствен­ные и лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся пра­вом

42. За­да­ние 17 9. Пра­во­вая норма, пред­пи­сы­ва­ю­щая пе­ре­хо­дить до­ро­гу по пе­ше­ход­но­му пе­ре­хо­ду на зелёный свет све­то­фо­ра, от­но­сит­ся к

43. За­да­ние 17 0. Пра­во­вая норма, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм

3) ис­то­ри­че­ски из­мен­чи­ва

44. За­да­ние 17 1. Пра­во­вые нормы, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм,

1) под­дер­жи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ства

2) ре­гу­ли­ру­ют по­ве­де­ние людей

3) опи­ра­ют­ся на силу об­ще­ствен­но­го мне­ния

4) со­дер­жат об­раз­цы по­ве­де­ния

45. За­да­ние 17 2. В при­ведённом пе­реч­не дей­ствий дис­ци­пли­нар­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

1) не­вы­пол­не­ние пра­вил, преду­смот­рен­ных уста­вом школы

2) рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­че­ских ве­ществ на школь­ной дис­ко­те­ке

3) отказ усту­пить место по­жи­ло­му че­ло­ве­ку в транс­пор­те

4) кража до­ку­мен­тов и бу­маж­ни­ка у про­хо­же­го

46. За­да­ние 17 3. Что яв­ля­ет­ся при­ме­ром ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния?

1) без­би­лет­ный про­езд в об­ще­ствен­ном транс­пор­те

2) кража шубы в ме­хо­вом са­ло­не

3) порча иму­ще­ства дру­го­го граж­да­ни­на

4) опоз­да­ние со­труд­ни­ка к на­ча­лу ра­бо­че­го дня

47. За­да­ние 17 5. Какой вид нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го акта при­ни­ма­ет­ся Фе­де­раль­ным со­бра­ни­ем РФ?

48. За­да­ние 17 6. Какой из при­ведённых при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет пра­во­на­ру­ше­ние?

1) Граж­да­нин К. дал взят­ку долж­ност­но­му лицу.

2) Иван вы­сту­пил со сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми в суде.

3) Антон на­пи­сал за­яв­ле­ние в ОВД о го­то­вя­щем­ся пре­ступ­ле­нии.

4) Юлия по­лу­чи­ла по­вест­ку как кан­ди­дат в при­сяж­ные за­се­да­те­ли.

49. За­да­ние 17 7. Ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

1) отказ вер­нуть долг со­се­ду

2) без­би­лет­ный про­езд в ав­то­бу­се

3) не­упла­та али­мен­тов

4) опоз­да­ние на учёбу

50. За­да­ние 17 8. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­зна­кам пра­во­на­ру­ше­ния?

1) за­дер­жа­ние со­труд­ни­ком по­ли­ции

2) воз­буж­де­ние уго­лов­но­го дела

3) за­клю­че­ние сле­до­ва­те­ля

4) об­ще­ствен­ная опас­ность де­я­ния

51. За­да­ние 17 9. Среди пе­ре­чис­лен­ных пра­во­на­ру­ше­ний пре­ступ­ле­ни­ем яв­ля­ет­ся

1) си­сте­ма­ти­че­ское опоз­да­ние на ра­бо­ту

2) без­би­лет­ный про­езд в ав­то­бу­се

3) пе­ре­ход улицы в не­по­ло­жен­ном месте

4) рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­ков

52. За­да­ние 17 0. К какой из пред­став­лен­ных си­ту­а­ций при­ме­ни­ма пра­во­вая норма?

1) Граж­да­нин С. доб­ро­воль­но от­ка­зал­ся от бес­плат­ной путёвки в са­на­то­рий.

2) Граж­да­нин С. вошёл в храм, не сняв го­лов­но­го убора.

3) Граж­да­нин С. про­ехал пе­ре­кре­сток на за­пре­ща­ю­щий сиг­нал све­то­фо­ра.

4) Бу­дучи в го­стях, граж­да­нин С. ис­пач­кал ска­терть со­усом.

§ 3. Административное правонарушение

Административная ответственность является видом государственного принуждения, результатом ее применения становится возникновение неблагоприятных последствий для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности.

В теории мнения о природе и числе оснований расходятся. Так, Д.Н. Бахрах выделяет три основания административной ответственности:

нормативное (систему норм, регулирующих ответственность);

фактическое (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);

процессуальное (акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение). *(258)

Другие авторы склонны выделять лишь два основания: закон как правовое основание и правонарушение как фактическое основание административной ответственности. *(259)

Указанные рассуждения о многогранности основания для привлечения к административной ответственности имеют под собой определенные основания и правильны по сути. Однако следует учитывать, что с точки зрения закона единственным основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Если мы вникнем в структуру термина «правонарушение», то мы поймем, что он уже подразумевает под собой наличие правового основания для привлечения к ответственности.

Законодательное определение понятия «административное правонарушение» дано в ст. 2.1 КоАП РФ, которая определяет: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Кодекс РФ об административных правонарушениях выделяет следующие группы административных правонарушений:

посягающие на права граждан;

посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

в области охраны собственности;

в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

в промышленности, строительстве и энергетике;

в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

в области дорожного движения;

в области связи и информатизации;

в области предпринимательской деятельности;

в области финансов, налогов, сборов и рынка ценных бумаг;

в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

посягающие на институты государственной власти;

в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

против порядка управления;

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

в области воинского учета.

Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются следующими основными чертами:

1. Административное правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия является правонарушение, состав которого сформулирован в ст. 16.16 КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.

2. Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. нарушает нормы действующего административного законодательства. Зачастую в теории подчеркивают, что административная ответственность наступает за нарушения норм не только административного, но и других отраслей права. Однако, в свете существующего соотношения одной из ведущих отраслей права, административного права, и вновь выделившихся в самостоятельные отрасли права отдельных фактически подотраслей административного права данное утверждение представляется несколько условным.

3. За указанное деяние установлена административная ответственность. Административная ответственность, как мы указывали выше, может быть установлена исключительно КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.

4. Указанное деяние совершено физическим или юридическим лицом. Этот признак существенно отличает административное правонарушение от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.

5. В совершении данного деяния обязательно наличествуют признаки вины субъекта. Вина — сознательно-волевое отношение к совершаемому деянию, осуждаемое правом. Отсутствие вины подразумевает неспособность или фактическую невозможность осознать характер и возможные последствия совершаемого правонарушения. В КоАП РФ ответственность юридического лица также связывается с понятием вины, т.е. законодателем предложена условная конструкция вины юридического лица, что представляется несколько спорным, учитывая то обстоятельство, что вина — это субъективное отношение к совершаемому деянию. Ранее привлечение юридического лица к административной ответственности основывалось на идее объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности независимо от доказательств вины юридических лиц.

Следует иметь в виду, что ранее законодательство об административных правонарушениях наделяло административное правонарушение также свойством общественной опасности, свойственной, к слову, и преступлениям (т.е. уголовно наказуемым правонарушениям). Данное свойство административного правонарушения тесно связано с предусмотренной и новым КоАП РФ возможностью освобождения от административной ответственности по признаку малозначительности деяния, что подразумевает малую общественную опасность совершаемого административного проступка.

Общие признаки, свойственные всякому административному правонарушению, определенным образом преломляются в отношении каждого конкретного проступка. Характеристика (вернее, квалификация) административного правонарушения осуществляется посредством такого понятия, как состав правонарушения, совмещающем в себе все ключевые черты административно наказуемого деяния.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. По существу, состав правонарушения — это теоретическая его конструкция, модель, закрепленная в законодательстве.

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов состава, каждый из которых заключает в себе некоторую совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Элементы состава отражают те необходимые условия, при которых вступает в действие санкция соответствующей нормы права. Претворение в жизнь теоретической модели проступка, закрепленной в составе правонарушения, является фактическим основанием для привлечения к административной ответственности, т.е. непосредственно административным правонарушением.

Основные признаки состава административного правонарушения закреплены в административном законодательстве в статьях Особенной части КоАП РФ и законах субъектов РФ. Однако некоторые признаки являются общими для всех административных правонарушений и вследствие этого находят свое закрепление в Общей части КоАП РФ, в главе, посвященной административным правонарушениям. Не трудно заметить, что в Общей части содержатся признаки субъекта и субъективной стороны административных правонарушений, как правило, единые для всех составов, в то время как Особенная часть сосредоточена на признаках объекта и объективной стороны совершаемых деяний.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в действиях которого наличествует состав административного правонарушения.

Статус физического лица в качестве субъекта административного правонарушения характеризуется двумя основными признаками: возрастом деликтоспособности (т.е. способности нести административную ответственность) и вменяемостью (т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения). Данным признакам должен соответствовать каждый субъект административного проступка.

Общий возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, установлен КоАП РФ на уровне 16 лет. Следовательно, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения указанного возраста. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Ряд составов административных правонарушений сформулирован таким образом, что субъект таких правонарушений должен обладать специальными свойствами. В этом случае, для того чтобы деяние было признано правонарушением, и за его совершение к физическому лицу были применены меры административной ответственности, субъект должен обладать соответствующим специальным административно-правовым статусом. Общая часть КоАП РФ содержит ряд правил, относящихся к специальным субъектам административных правонарушений.

Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Юридическое лицо приобретает свойство деликтоспособности с момента государственной регистрации, а следовательно, с момента своего создания может привлекаться к административной ответственности. В случае, если в статьях Кодекса не указано, что установленные ими нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Изменение юридического статуса юридического лица, влекущее его переход в иное организационное состояние следующим образом отражается на деликтоспособности этого юридического лица:

при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу — присоединившее юридическое лицо;

при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических — то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида — вновь возникшее юридическое лицо.

Привлечение к административной ответственности в случае реорганизации осуществляется независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется, прежде всего, виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям. Существуют две формы вины: умысел и неосторожность. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Специальные правила о вине установлены в отношении юридических лиц, которые в силу своей коллективной природы не могут иметь субъективное отношение к совершаемому деянию. КоАП РФ предусмотрена конструкция, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Помимо вины субъективную сторону административного правонарушения формирует цель субъекта правонарушения, если она предусмотрена в качестве специального признака в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Например, в соответствии со ст. 17.2 КоАП РФ вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей влечет наложение административного штрафа.

Объект административного правонарушения — это те общественные отношения, которым наносится вред совершенным противоправным деянием.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности. Помимо общего выделяют также родовой, видовой и конкретный объект административного правонарушения. Родовым объектом является определенная сфера общественной жизнедеятельности, выделение которой можно произвести в соответствии с группировкой норм особенной части КоАП РФ. Так, родовым объектом можно считать общественные отношения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, транспорта, дорожного движения, связи и информатизации и т.п. Видовой объект предполагает выделение более узкой области общественных отношений, как то: общественные отношения в области реализации избирательных прав, общественные отношения в области налогообложения и т.д. Наконец, каждый состав правонарушения содержит указание на конкретный объект посягательства.

Мера причинения вреда объекту правонарушения влияет на возможность освобождения от административной ответственности. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Объект правонарушения как элемент состава следует отличать от предмета правонарушения, являющегося признаком объективной стороны совершаемого противоправного деяния. Предметом правонарушения является конкретный объект материального мира, в отношении которого совершено правонарушение (украденные или поврежденные вещи и т.д.).

Объективная сторона всякого административного правонарушения подразумевает под собой совокупность признаков (наиболее многочисленную), характеризующих внешнее проявление совершаемого правонарушения.

Прежде всего, всякое административное правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Данный признак объективной стороны может дополняться такими юридически значимыми характеристиками, как длящийся характер, неоднократность, систематичность и т.д. Например, со свойством длящегося характера правонарушения, которое подразумевает непрерывность совершения деяния в течение определенного времени (как правило, это длительное неисполнение юридической обязанности), связана проблема возможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством с нарушением Правил дорожного движения в форме отсутствия одного из номерных знаков, может быть привлечено к административной ответственности несколько раз течение одного дня.

Деяние связано с другими признаками объективной стороны и, прежде всего, с последствиями деяния и причинной связью между деянием и последствиями. Далеко не всякий состав административного правонарушения содержит указание на последствия деяния, как на квалифицирующий признак деяния. В этом случае состав правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности не обязательно устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 17.3 КоАП РФ: неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Таким образом, само по себе неисполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.

Однако, существует и ряд материальных составов, обязательным признаком объективной стороны которых являются последствия и причинная связь. Так, ст. 19.16 КоАП РФ установлена наказуемость умышленного уничтожения или порчи удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежного хранения удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшего утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). В данном случае для привлечения субъекта к ответственности за указанное правонарушение следует доказать наличие последствия в виде утраты удостоверения, а также причинную связь между утратой и поведением субъекта административного правонарушения.

Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.

Дисциплинарное правонарушение

Понятие дисциплинарного правонарушения

Отличительным признаком базовых отраслей законодательства является наличие особого вида юридической ответственности – гражданско-правовой, административной, уголовной. Институт дисциплинарной ответственности, в отличие от указанных, является межотраслевым, поскольку регулирует правонарушения, совершаемые в сфере:

  • трудовых правоотношений;
  • отношений, возникающих при прохождении государственной гражданской службы;
  • отношений, возникающих при прохождении военной службы;
  • земельных правоотношений.

Дисциплинарная ответственность – ответственность за нарушение дисциплины, т. е. правил и норм определенной деятельности.

Основанием привлечения лица к дисциплинарной ответственности является совершением им дисциплинарного правонарушения (проступка).

Дисциплинарное правонарушение – неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возложенных на него законом, должностной инструкцией (регламентом), локальным или иным правовым актом обязанностей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Признаки и виды дисциплинарных правонарушений

Общими признаками дисциплинарных правонарушений являются:

  • противоправность, т. е. нарушение чьих-либо прав или законных интересов;
  • виновность (как умышленность, так и неосторожность);
  • возможность совершения как в форме действия, так и в форме бездействия.

Специфика данных правонарушений выражается в том, что они:

  • могут быть совершены только специальными субъектами – лицами, на которые возложена обязанность соблюдать дисциплину;
  • наказуемы специальными мерами ответственности – дисциплинарными взысканиями;
  • закрепляются в большом массиве правовых актов – федеральных и региональных законах, подзаконных актах, локальных актах и индивидуальных договорах.

Принцип недопустимости двойной ответственности означает, что привлечение лица к дисциплинарной ответственности исключает иные формы ответственности (гражданско-правовую, уголовную, административную).

Дисциплинарные правонарушения по трудовому законодательству

Под дисциплиной труда ст. 189 Трудового кодекса РФ понимает подчинение всех работников:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • трудовому законодательству, а также уставам (положениям) о дисциплине;
  • действующим соглашениям и коллективному договору;
  • локальным актам работодателя (правилам внутреннего трудового распорядка, приказам, распоряжениям и пр.);
  • трудовому договору.

Под дисциплинарным правонарушением в трудовом праве понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником обязанностей, закрепленных за ним законом или договором, например:

  • невыполнение нормы труда;
  • несоблюдение правил по охране труда;
  • небрежное отношение к имуществу работодателя;
  • неисполнение обязанностей, входящих в трудовую функцию;
  • несоблюдение правил распорядка и дисциплины (например, прогулы, опоздания, появление на работе в нетрезвом виде).

Дисциплинарные правонарушения по земельному законодательству

Исходя из того, что за ряд земельных правонарушений установлена дисциплинарная ответственность, некоторые ученые относят их к дисциплинарным правонарушениям в широком смысле этого слова.

Субъектами данных правонарушений могут быть:

  • должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления;
  • работники коммерческих и некоммерческих организаций.

Обязательным признаком земельного дисциплинарного правонарушения является привлечение организации или публичного образования – работодателя к административной ответственности за следующие земельно-правовые деликты:

  • проектирование, размещение и эксплуатация объектов, негативно воздействующих на землю;
  • химическое, радиоактивное, производственное загрязнение земель.

Порядок привлечения к ответственности и виды применяемых взысканий определяются при этом по служебному и трудовому законодательству.

Дисциплинарные правонарушения по законодательству о военной службе

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности в данном случае является нарушение воинской дисциплины. Правовым актом, регулирующим вопросы привлечения к ответственности за дисциплинарные проступки в сфере военной службы, является Закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Субъектами военных дисциплинарных правонарушений могут быть:

  • лица, проходящие военную службу по контракту или призыву;
  • лица, призванные на военные сборы;
  • лица, проходящие военную службу в органах государственной власти (Следственном комитете РФ, органах внутренних дел, войсках Росгвардии, учреждениях УИС, ГПС, таможенных органах).

Особенностями дисциплинарной ответственности военнослужащих является:

  • наложение взыскания не освобождает от исполнения нарушенных обязанностей военной службы и возмещения причиненного вреда;
  • наступление дисциплинарной ответственности за ряд административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.5).

Как следует из ст. 28.3 Закона № 76-ФЗ, не являются дисциплинарными правонарушениями такие деяния, которые совершены

  • во исполнение приказа или распоряжения;
  • в условиях необходимой обороны;
  • при задержании преступника;
  • в условиях крайней необходимости;
  • при обоснованном риске;
  • вследствие физического принуждения.

Дисциплинарные правонарушения по служебному законодательству

Государственные и муниципальные служащие также несут дисциплинарную ответственность за правонарушения против интересов службы, т. е. за нарушения своих должностных обязанностей. Основными нормативными актами в данной сфере являются Законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Если порядок применения дисциплинарных взысканий на муниципальной службе регулируется трудовым законодательством, то порядок привлечения к дисциплинарной ответственности на государственной службе – предмет служебного законодательства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Популярное:

  • Заявление в полицию о запросе Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться Прим.: данная статья была опубликована в журнале "Бухгалтерия" 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный […]
  • Признаки договор банковского счета Договор банковского счета: понятие, характеристика и элементы По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), […]
  • Бесплатные занятия для детей от 3 лет челябинск Топ бесплатных кружков Челябинска, куда можно пристроить детей прямо сегодня Осенняя пора — время не только отдавать детей в школу, но и думать о его досуге. Размышляя об этом, многие […]
  • Список общественных организаций янао Демо-сайт UMI.CMS Информация о жизни каждого города Добро пожаловать! Регистрация/вход Вы можете просматривать часть информации без регистрации на сайте. НКО по группам Общественные […]
  • Бесплатный адвокат санкт-петербург Бесплатная юридическая консультация Юридическая консультация бесплатно Вы хотите получить бесплатную консультацию по Вашим делам/вопросам от опытных адвокатов? Если вы ответили на […]
  • Are военный комиссариат архангельской области Военкоматы Архангельска: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Архангельске. С помощью данного списка вы можете с легкостью […]