Принудительная регистрация ип

Содержание статьи:

Как происходит прекращение деятельности ИП

В ситуации, когда физическое лицо, которое зарегистрирован как предприниматель, не желает более вести бизнес, он должен оформить прекращение деятельности ИП. В связи с тем, что существует множество причин и оснований для закрытия деятельности, следует придерживаться как общих рекомендаций о порядке проведения данной процедуры, так и ориентироваться по ситуации, учитывая некоторые особенности, которые мы рассмотрим ниже.

Не всегда желание закрыть свое дело субъект предпринимательства принимает самостоятельно. В силу законодательных изменений или отказа в продлении лицензии на определенные виды работ и деятельности, ИП бывает вынужден прекратить работу по своей специфике. Но поскольку не каждый готов быстро переориентироваться на другое направление бизнеса, получается, что деятельность предпринимателем не ведется фактически, но документально и по реестрам, он все еще субъект хозяйствования, который имеет определенные обязательства перед государством по уплате налогов и сборов.

Что нужно для закрытия ИП

Для того, чтобы было надлежащим образом оформлено прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, нужно сформировать пакет документов:

  • Заявление на ликвидацию ИП на основании принятого им решения. Заполняется по форме № Р26001, которую можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
  • Заполненное письменно заявление нужно заверить у нотариуса (а точнее подпись в нем), если субъект предпринимательства не планирует наведаться в налоговую лично. Если ИП передает все документы на регистрацию закрытия своего бизнеса лично, по предъявлении им своего паспорта, нотариальное заверение подписи не нужно.
  • Нужно оплатить государственную пошлину в размере 160 рублей, и также предоставить в регистрирующий орган. Сформировать квитанцию на оплату также можно на сайте ФНС, после чего, оплатить в ближайшем отделении банка.
  • Вместе с вышеуказанными материалами, можно предоставить в налоговый орган документальное подтверждение предоставления своевременно сведений в ПФР. Но, если ИП не предоставит указанный документ, налоговая сможет запросить нужные сведения самостоятельно.

Это общий порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, если его желание ликвидировать бизнес принято самостоятельно. Бывают ситуации, когда происходит принудительная аннуляция регистрации ИП, или внесение записи о его ликвидации по решению судебных органов. Следует заметить, что по законодательству, ни один орган государственной власти или местного самоуправления не вправе принимать подобные решения, относительно предпринимателя, но только суд.

Ликвидация ИП по решению суда

Принудительно оканчивает свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо в таких случаях:

  • при признании ИП банкротом;
  • если принято решение о принудительной ликвидации;
  • на основании принятого приговора, постановления или определения органов суда, если в связи с ним предпринимателю назначено наказание в виде запрета на право занятия определенной деятельностью в обусловленный срок, либо же вообще лишение права заниматься предпринимательством.

Прекращение статуса индивидуального предпринимателя происходит и в случае окончания действия или аннулирования документа, который давал право физическому лицу временно пребывать на территории Российской Федерации. А также окончание срока действия свидетельства или разрешения, дающего право на временное проживание на территории страны данного гражданина. Таким образом, оканчивается предпринимательство иностранных граждан.

Банкротом признается тот ИП, который не может удовлетворить требования всех своих кредиторов на протяжении трех месяцев, с момента наступления срока выполнения денежных обязательств. Следует заметить, что для того, чтобы арбитражный суд признал субъект предпринимательства банкротом, необходимо наличие не только задолженности, но, во-первых, размер долгов ИП должен превышать 10 000 рублей, а во-вторых, его имущества не должно хватать для удовлетворения всех требований кредиторов.

Принудительно, по решению суда, может происходить закрытие предпринимательской деятельности по заявлению регистрирующего органа или контролирующего (например, прокуратура, антимонопольный комитет и т.п.) о том, что ИП систематически нарушает законодательство, или не находится по указанному месту регистрации, а также, что утратил статус временно пребывающего гражданина. В таком случае, регистрирующий орган вносит сведения о ликвидации при вступлении указанного судебного акта в законную силу.

Иные правовые основания прекращения ИП

Кроме указанных выше причин, также предприниматель может лишиться своего статуса, если окончился срок его пребывания на территории страны. Подразумевается при этом отказ уполномоченного органа продлить разрешение на временное пребывание и проживание в Российской Федерации.

Законодатель устанавливает окончание срока документов, позволяющих пребывать и проживать на территории страны как основания прекращения предпринимательской деятельности. Такое может случиться, если физлицо отказалось продлить такие документы по собственной инициативе, или пропустило сроки на восстановление документов, а также при отказе в продлении. Отказ в выдаче таких документов происходит только в случаях, установленных законом, если имело место нарушение данным гражданином норм закона и правил, установленных для иностранных граждан или лиц без гражданства.

Подобные правовые последствия, ведущие к лишению физлица права заниматься предпринимательской деятельностью, устанавливаются приговором суда, постановлением или определением при нарушении ИП норм законодательства. Указанные судебные акты могут на некоторое время ограничивать проведение определенных видом деятельности, либо же вообще, лишать предпринимателя права вести бизнес на протяжении установленного в таком судебном акте, сроков.

В случае возникновения подобных ситуаций, возникает вопрос, как закрыть предпринимательскую деятельность, и нужно ли являться лично в органы для оформления утраты статуса ИП. На практике, даже если субъект предпринимательства не совершил никаких активных действий, происходит автоматическая аннуляция свидетельства, или же регистрация прекращения предпринимателя по факту вступления судебных актов в силу, или уведомления органов ФНС о том, что указанное лицо утратило право пребывать на территории страны, происходит по принятому судебному акту.

Процедура прекращения предпринимательства в добровольном порядке

Если основанием для закрытия бизнеса служит волеизъявление субъекта хозяйственной деятельности, это возлагает на ИП обязательство по проведению всех процедур самостоятельно, в том числе, посещение налоговой и фондов, центра занятости и банка для закрытия счета. Разберемся, как закрыть деятельность ИП самостоятельно, и по какому порядку это происходит.

1 этап – сбор необходимых документов: заявление и квитанция об уплате государственной пошлины; это основные и главные установленные законодателем документы, на основании которых происходит прекращение предпринимательства;

2 этап – не стоит забывать о том, что при наличии наемных сотрудников, их также следует уведомить о том, что предстоит увольнение по указанной причине (прекращения бизнеса); поскольку центр занятости должен быть предупрежден о том, что ИП увольняет своих сотрудников по причине ликвидации хотя бы за две недели, то и сами работники должны быть предупреждены под личную подпись о грядущем расторжении трудовых договоров в этот же срок;

3 этап – увольнение сотрудников, порядок такой процедуры регулируется Трудовым кодексом РФ, и не возлагает на предпринимателя обязательств по дальнейшему трудоустройству или выплате дополнительных компенсационных выплат, кроме тех, что указаны в трудовом договоре и законе;

4 этап – снятие с учета в фондах и центре занятости в качестве работодателя; происходит этот этап после увольнения последнего работника; предприниматель получает справку о том, что уже не числится как работодатель в ФСС, ПФР и центре занятости;

5 этап – оплатить все задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами; с этой целью, рекомендуется запросить у фондов акты сверки взаиморасчетов, и квитанцию об уплате задолженности; и, хотя законодатель позволяет предпринимателю ликвидироваться при наличии задолженности, все-таки рано или поздно оплатить ее придется;

6 этап – индивидуальный предприниматель прекращает деятельность по факту внесения записи в Единый реестр о регистрации факта закрытия ИП; налоговый орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт такой регистрации и после этого, физическое лицо более не является предпринимателем;

7 этап – закрытие счета и уведомление об этом налоговой и Пенсионного фонда, а вместе с этим, предоставление в указанные службы, квитанций об уплате задолженностей по налогам и обязательным страховым платежам.

Что происходит после закрытия ИП

После того, как собраны все документы, поданы в уполномоченный налоговый орган по месту регистрации, проведены все надлежащие проверки, сданы квитанции об оплате госпошлины и задолженности перед бюджетом, предприниматель на шестой рабочий день, получает документ о том, что произошло прекращение предпринимательской деятельности. Однако не стоит забывать, что само наличие такого документа не освобождает бывшего ИП, уже как физлицо, от ответственности по всем своим невыполненным обязательствам. Это говорит о том, что любой контрагент или кредитор, имеет право, в любой момент обратится в суд к гражданину с исковыми требованиями о погашении задолженности или выполнении обязательства в натуре.

После ликвидации ИП, ему также должно быть выдана справка о снятии его с учета в Пенсионном фонде. Все остальные документы, которые были у субъекта хозяйствования во время ведения его бизнеса, остаются у него на руках. Их не нужно никуда сдавать. Рекомендовано хранить данные документы, по меньшей мере, хотя бы года четыре. Ведь налоговая может проверить все платежи и сделки ИП уже после того, как он прекратит быть предпринимателем.

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или как говорят ликвидация или закрытие индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ.

Закрытие (ликвидация) индивидуального предпринимателя может осуществляться по следующим основаниям:

  • в случае, если сам предприниматель принял решение о прекращении предпринимательской деятельности;
  • в связи со смертью физического лица — индивидуального предпринимателя;
  • в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа (для иностранных граждан);
  • в принудительном порядке по решению суда, в котором назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • в связи с банкротством индивидуального предпринимателя.

Добровольная ликвидация

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по собственному решению осуществляется в следующем порядке:

1. В первую очередь необходимо сдать отчетность за последний период предпринимательской деятельности в налоговую инспекцию и оплатить налоги. Если есть кассовый аппарат, то необходимо снять его с учета в налоговой инспекции.

2. Оплатить страховые взносы в виде фиксированного платежа на пенсионное страхование, а также все страховые взносы с зарплат наемных работников (если они были). Рекомендуем в Пенсионном фонде получить справку об отсутствии задолженности. Если останется задолженность перед Пенсионным фондом, налоговая инспекция не внесет запись в ЕГРИП о прекращении деятельности, то есть не «ликвидирует».

3. Закрыть банковские счета оформленные на индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо обратиться в банк, подписать заявление на закрытие счета. Как только банк закроет счет, то в течении 7 дней уведомить об этом налоговую инспекцию и фонды (Пенсионный фонд и фонд социального страхования). Фонд социального страхования необходимо уведомлять только в том случае, если индивидуальный предприниматель стоит в нем на учете (требуется только при наличии наемных работников у ИП).

4. Подготовить заявление на прекращение предпринимательской деятельности по форме Р26001 (скачать).

Заявление заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета, либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Заявление удостоверяется подписью индивидуального предпринимателя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Свидетельствование подписи индивидуального на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если физическое лицо представляет документы в регистрирующий орган непосредственно (лично индивидуальным предпринимателем), либо через многофункциональный центр, либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника многофункционального центра.

5. Оплатить государственную пошлину в размере 160 рублей (основание ст.333.33, п.1, подп.7 Налогового Кодекса РФ) на счет налоговой инспекции по месту жительства. Оплатить можно безналичным переводом или наличным через отделение Сбербанка. В Москве госпошлину можно оплатить в МИ ФНС №46 по г.Москве через терминал, установленный в самой налоговой.

6. Подать документы на закрытие (ликвидацию) ИП в налоговую инспекцию по месту жительства.

Подача может производиться непосредственно в налоговую инспекцию (лично или через представителя по нотариальной доверенности), либо путем направления почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (на конверте рекомендуется сделать пометку «РЕГИСТРАЦИЯ»), либо через многофункциональный центр, либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Подаются следующие документы:

1. Заявление по форме Р26001 (скачать); Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.

2. Квитанция (платежное поручение) об оплате государственной пошлины;

3. Справка из пенсионного фонда об отсутствии задолженности (рекомендуется, но не обязательна).

Если документы подаются лично предпринимателем, то при себе обязательно иметь паспорт. Если документы подаются по доверенности, то доверенное лицо предоставляет саму доверенность и предъявляет свой паспорт.

При подаче документов налоговая инспекция выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. В случае подачи документов через многофункциональный центр расписка в получении таких документов выдается многофункциональным центром, если иной способ получения расписки не указан заявителем.

При отправке документов в налоговую инспекцию по почте расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

7. Регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателся осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов (статья 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При добровольном прекращении предпринимательской деятельности государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Налоговая инспекция выдает свидетельство о прекращении деятельности в качестве ИП.

Смерть индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с его смертью осуществляется на основании сведений, поступивших из органов ЗАГСа в налоговую инспекциию. Сама государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с даты его смерти.

Аннулирование или окончание срока действия разрешения не временное проживание или вида на жительство иностранного гражданина

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом (иностранным гражданином) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием резрешения на временное проживание или вида на жительство или окончанием срока действия этих документов осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

В таком случае государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования или окончания срока действия разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Принудительная ликвидация и ликвидация в связи с банкротством

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанной копии решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Во всех этих случаях государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2012 г. N Ф08-4245/12 по делу N А32-27269/2011 (ключевые темы: единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей — отказ в государственной регистрации — прекращение деятельности — 129-ФЗ — принудительный порядок)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя — Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару — Порчанко А.Н. (доверенность от 07.08.2012), в отсутствие заинтересованного лица — индивидуального предпринимателя Солдатова Эдуарда Евгеньевича (ОГРНИП 304231002800140; ОГРНИП 308231123900031), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2012 (судья Непранов Г.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 (судьи Ильина М.В., Глазунова И.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А32-27269/2011, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее — инспекция) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительной записи в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП) от 26.08.2008 за основным государственным регистрационным номером 308231123900031 о регистрации Солдатова Э.Е. в качестве индивидуального предпринимателя.

Решением от 31.01.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием вины Солдатова Э.Е. в нарушении требований пункта 4 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) могут быть предметом исследования при рассмотрении требования о прекращении деятельности Солдатова Э.Е. в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке (такое требование при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлялось; полномочиями на изменение предмета и основания иска (заявления) суд не обладает), а не в рамках дела о признании недействительной регистрационной записи, где регистрирующий орган фактически оспаривает собственные действия по внесению данной записи.

В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, наличие у Солдатова Э.Е. двойной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя противоречит действующему законодательству. ЕГРИП является федеральным информационным ресурсом, необходимость указания достоверных сведений в котором связана с обращением к данной информации третьих лиц. Недостоверные сведения нарушают права неопределенного круга лиц. Инспекция не обладала и не могла обладать сведениями, что Солдатов Э.Е. является индивидуальным предпринимателем, состоящим на учете в ИФНС России N 2 по г. Краснодару, поэтому у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию отменить оспариваемые акты и удовлетворить заявленные требования.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Солдатов Э.Е. в установленном порядке зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.01.2003, о чем в ЕГРИП внесена запись от 28.01.2004 за основным государственным регистрационным номером 304231002800140 о внесении сведений о лице, зарегистрированном до 01.01.2004.

На основании заявления Солдатова Э.Е. от 18.08.2008 о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р21001) инспекция приняла решение от 26.08.2008 N 2797.8 о государственной регистрации Солдатова Э.Е. в качестве индивидуального предпринимателя; в ЕГРИП внесена соответствующая запись от 26.08.2008 за основным государственным регистрационным номером 308231123900031.

Ссылаясь на то, что наличие у Солдатова Э.Е. двойной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя противоречит действующему законодательству, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 4 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и 439» установлено, что государственный реестр формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами.

В силу пункта 4 статьи 22.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае предусмотренном пунктом 4 статьи 22.1 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании ненормативных актов рассматриваются арбитражным судом по заявлениям заинтересованного лица с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли этот нормативный акт, решение.

Таким образом, решение государственного органа может быть оспорено иным заинтересованным лицом. Действующим законодательством, в том числе статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставлено право государственному органу, оспаривать в судебном порядке свое собственное решение (требования закона при повторной регистрации Солдатова Э.Е. в качестве индивидуального предпринимателя нарушены самим заявителем).

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, инспекцией избран ненадлежащий способ защиты, поскольку требование заявлено тем же уполномоченным органом, который осуществил регистрацию (требование о прекращении деятельности Солдатова Э.Е. в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляемой на основании внесенной в ЕГРИП записи ОГРНИП 308231123900031 от 26.08.2008, инспекцией не заявлено).

Доказательств нарушения прав регистрирующего органа (в соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования могут быть удовлетворены только при наличии одновременно двух условий: несоответствие совершенной записи закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя), оспаривающего совершенные им же регистрационные действия, не представлено.

Довод заявителя о том, что инспекция не обладала информацией о более ранней регистрации Солдатова Э.Е. в качестве индивидуального предпринимателя, обоснованно отклонен судебными инстанциями.

Ведение государственного реестра индивидуальных предпринимателей возложено на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы, в связи с чем, при получении заявления Солдатова Э.Е. о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, инспекция обязана была выявить факт не утраченной государственной регистрации данного лица в качестве индивидуального предпринимателя и отказать в осуществлении оспариваемых регистрационных действий на основании подпункта «в» пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Ссылка заявителя на то, что у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, противоречит пункту 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ. Наличие не утраченной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является основанием для отказа в государственной регистрации такого лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются кассационным судом. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по делу N А32-27269/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Новый порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

С 1 января 2004 г. вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». Им установлен новый порядок приобретения физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей (предпринимателей без образования юридического лица — ПБОЮЛ).

Напомним, что нормы ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», подписанного Президентом РФ 8 августа 2001 г. (далее — Закон о государственной регистрации), до 1 января 2004 г. распространяются на отношения, связанные с государственной регистрацией только юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (ст. 1). В отношении же государственной регистрации индивидуальных предпринимателей действует Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, которое утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 . Таким образом, налицо ситуация, когда хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица, регистрируют органы МНС РФ, а предпринимателей без образования юридического лица — по-прежнему регистрационные палаты при местных органах власти. Естественно, такое положение вещей можно оправдать только его временным характером, а потому унификацию порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует рассматривать как закономерную и весьма своевременную меру.

Прежде всего отметим, что Федеральный закон N 76-ФЗ расширил сферу действия Закона о государственной регистрации, включив в нее отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а потому изложил название Закона о государственной регистрации в новой редакции: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Хотя к деятельности индивидуальных предпринимателей на основании п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются нормы Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (т.е. в гражданско-правовых отношениях можно говорить о единстве норм, регламентирующих правовой статус коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей), в публично-правовых отношениях, к которым относятся отношения по государственной регистрации хозяйствующих субъектов, такой закономерности нет: здесь различия проявляются наиболее отчетливо. Поэтому, если ранее Законом о государственной регистрации предусматривалось ведение одного государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, с 1 января 2004 г. государственных реестров будет два: Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей содержит следующие сведения:

— фамилия, имя и отчество; пол; дата и место рождения индивидуального предпринимателя;

— место жительства в Российской Федерации;

— данные паспорта гражданина РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации) либо вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является соответственно иностранным гражданином или лицом без гражданства);

— вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

— дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

— дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

Как видно из приведенного перечня, в реестр включено достаточно сведений о предпринимателе, которые могут быть использованы в противоправных целях: государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в нем сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Любое лицо, внеся установленную плату и направив запрос, в течение 5 дней может получить сведения в виде выписки из реестра, копий документов, содержащихся в реестре, а также справки о соответствии/несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в реестре. Поэтому с целью исключения возможных нарушений прав граждан абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Однако эта норма не применяется при предоставлении сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Такое исключение сделано с целью недопущения ущемления прав кредитора со стороны недобросовестного должника-предпринимателя, который мог скрывать свое место жительства, что делало бы невозможным предъявление кредитором иска в суд (в соответствии со ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика).

Вместе с тем Законом о государственной регистрации установлено два правила, обеспечивающих в данном случае интересы и индивидуального предпринимателя. Во-первых, содержащиеся в государственном реестре сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Во-вторых, регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Для этого в регистрирующий орган, которым на основании Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 является Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы (инспекции), представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

— копия паспорта гражданина РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является соответственно иностранным гражданином или лицом без гражданства);

— копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

— копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

— подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

— нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении таким лицом брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении его полностью дееспособным (в случае если лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

— документ об уплате государственной пошлины.

Перечисленные документы представляются заявителем непосредственно или направляются почтой с объявленной ценностью и описью вложения. При этом следует иметь в виду, что в последнем случае все копии документов необходимо заверить в нотариальном порядке; этого не требуется, если заявитель представляет копии документов непосредственно в регистрирующий орган с приложением подлинника соответствующего документа. Однако в любом случае подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена.

Заявителю выдается (высылается) расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (получения документов регистрирующим органом — в случае, если они направлены по почте). В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации нарушение регистрирующим органом этого срока дает право лицу, чьи права нарушены, в судебном порядке требовать возмещения ущерба. Однако практическая реализация этого права затруднена двумя обстоятельствами: необходимостью доказать, во-первых, вину регистрирующего органа и, во-вторых, размер ущерба (причем подлежит возмещению только реальный ущерб, без упущенной выгоды). Сказанное справедливо и применительно к отказу в государственной регистрации .

———————————
Здесь заметим явную небрежность законодателя: в п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации записано, что «регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации. » (т.е. буквально любым отказом — как правомерным, так и неправомерным). Дабы устранить возможные недоразумения, необходимо внести дополнение, указав формулировку «необоснованный отказ».

Законом о государственной регистрации в дополнение к двум ранее существовавшим основаниям для отказа в государственной регистрации (непредставление всех необходимых для государственной регистрации документов либо их представление в ненадлежащий регистрирующий орган, которые являются общими и применяются в равной мере как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям) установлено, что не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1). По своей правовой природе — это дополнительные основания для отказа в государственной регистрации, которые распространяются только на физических лиц, направивших заявление о регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.

———————————
И здесь отметим небрежность законодателя: буквально хочется прочесть «не завершился год» либо «не подошел к концу год». Однако норму следует толковать именно как «один год».

Одна из целей принятия Федерального закона N 76-ФЗ — необходимость выявления «мертвых душ», т.е. ПБОЮЛ, которые по тем или иным основаниям прекратили свою деятельность, но не направили заявления о прекращении их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому ст. 3 Федерального закона N 76-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г., в течение одного года, т.е. в срок до 1 января 2005 г., обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы согласно перечню, приведенному в п. 1 этой статьи, в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона о государственной регистрации, для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей необходимых сведений.

В случае неисполнения индивидуальным предпринимателем этой обязанности (т.е. при ненаправлении необходимого комплекта документов до 24 часов 31 декабря 2004 г.) его регистрация в качестве ПБОЮЛ утрачивает силу с 1 января 2005 г. Иными словами, с этой даты он теряет право заниматься предпринимательской деятельностью. Однако это не означает невозможность приобретения статуса индивидуального предпринимателя в дальнейшем. В этом случае физическое лицо должно заново проходить процедуру государственной регистрации.

Нововведения Закона о государственной регистрации коснулись и оснований прекращения регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Общей тенденцией является расширение перечня таких оснований и их конкретизация.

Предусмотренные Законом основания можно разделить на три группы: а) по решению самого индивидуального предпринимателя в добровольном порядке; б) при наступлении указанных в Законе юридических событий, с которыми связана физическая невозможность действовать в качестве ПБОЮЛ; в) по инициативе третьих лиц.

При принятии индивидуальным предпринимателем решения о прекращении своей деятельности в качестве ПБОЮЛ государственная регистрация осуществляется на основании направляемых им в регистрирующий орган двух документов: заявления по форме, установленной Правительством РФ, и квитанции об уплате государственной пошлины.

Во вторую группу входит единственное основание — смерть лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае государственная регистрация осуществляется при поступлении в регистрирующий орган в установленном порядке сведений о регистрации факта смерти физического лица. Представляется, что в аналогичном порядке должна осуществляться государственная регистрация и при объявлении индивидуального предпринимателя умершим (соответствующим документом будет являться решение суда об объявлении гражданина умершим).

В последней группе, помимо таких оснований, как принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); вступление в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; аннулирование документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа, особо хочется выделить возможность прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Этот вопрос приобретает особую актуальность, поскольку согласно сложившейся арбитражной практике «нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств». Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации), по мнению ВАС РФ, здесь неприменима. По этим основаниям Президиум ВАС РФ указал, что подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а в случае возбуждения такого дела оно должно быть прекращено . Примечателен тот факт, что в обоих случаях иски о ликвидации ПБОЮЛ заявляли территориальные органы МНС РФ за неоднократные нарушения индивидуальными предпринимателями налогового законодательства. Как изменится арбитражная практика после 1 января 2004 г.?

———————————
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 25 августа 1998 г. N 6641/97; п. 15 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), от 13 января 2000 г. N 50.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации территориальные органы МНС РФ вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений, представление недостоверных или искаженных сведений, направление в составе документов для государственной регистрации подложного паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении и т.п. Таким образом, как и ранее, территориальные органы МНС РФ не могут принудительно ликвидировать ПБОЮЛ за нарушения им налогового или иного законодательства, не связанного с регламентацией отношений, возникающих в процессе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Соответствующие полномочия органы МНС РФ могут реализовать только при выявлении нарушений, возникших в процессе государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Означает ли принудительная ликвидация окончательную и бесповоротную невозможность для физического лица заниматься предпринимательской деятельностью в будущем? Анализ п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации позволяет прийти к выводу, что физическое лицо после принудительной ликвидации его как индивидуального предпринимателя вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в этом качестве лишь спустя один год со дня принятия регистрирующим органом решения о принудительной ликвидации. Здесь правомерно поставить вопрос: есть ли легальная возможность продолжить осуществление предпринимательской деятельности в течение указанного годичного срока? Да, есть, поскольку физическое лицо может заниматься предпринимательской деятельностью не в качестве ПБОЮЛ, а зарегистрировав общество с ограниченной ответственностью, в котором выступит единственным учредителем (ст. 87 ГК РФ, ст. ст. 2, 7 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Популярное:

  • Судебная практика о вступление в наследство через суд Вступление в наследство: порядок прохождения процедуры по закону и по завещанию. Судебная практика Поскольку вступление в наследство – это тема довольно актуальная для населения, в статье […]
  • Заявление на возврат госпошлины с госреестра Как вернуть госпошлину из Росреестра Как вернуть госпошлину из Росреестра? И возможно ли это? Росреестр оказывает государственные услуги. За государственную услугу взимается плата — […]
  • Адвокат налоговые споры Налоговые споры в Перми. Суды с налоговой АДВОКАТ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ В ПЕРМИ. СУДЫ С НАЛОГОВОЙ Налоговые споры можно разделить на несколько видов. В зависимости от инициатора спора: […]
  • Новый закон о ипотеке для военнослужащих Какие изменения произошли в программе «Военная ипотека» в 2018 году? С 2006 года военнослужащие России имеют возможность стать участниками накопительно–ипотечной системы (НИС). Данная […]
  • Согласование аренды земли Где и как можно арендовать земельный участок для строительства? Когда покупка земельного участка не по карману, можно взять его в аренду у государства или частного лица. На арендованном […]
  • Мтс как проверить задолженность по лицевому счету Как узнать задолженность по лицевому счету МТС Каждый сотовый оператор предоставляет своим клиентам инструменты для получения информации о балансе индивидуального лицевого счёта. В […]