Признаки обособленного подразделения и филиала

Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Обновление: 21 сентября 2016 г.

Все отечественные юридические лица имеют возможность открыть одно или несколько обособленных подразделений. Таковыми являются как филиалы и представительства, так и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Порядок их открытия и требования, предъявляемые к ним, а также их определения в достаточной степени описаны в действующих законодательных актах российского права. Попробуем разобраться, чем отличается филиал от обособленного подразделения.

Общие положения об обособленных подразделениях

Гражданский кодекс Российской Федерации допускает создание и существование юридических лиц, которые наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности принимают участие в предпринимательской деятельности или создаются для достижения конкретных целей (ст. 48 ГК РФ).

Все организации РФ имеют право и обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Важно учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.

Надо помнить, что обособленное подразделение должно находиться по адресу, отличному от адреса основной организации, и иметь стационарные рабочие места, т. е. рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Обособленное подразделение юридического лица – это филиал, представительство или стационарное рабочее место (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом обособленном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, указываются в едином государственном реестре юридических лиц, для чего организация, их создающая, должна представить в налоговую инспекцию заполненные заявления по утвержденным формам № Р13001, № Р13002 или № Р14001.

Виды обособленных подразделений

Гражданское законодательство называет два структурных подразделения: филиал и представительство. Иных структурных подразделений, обособленных от основной организации, нормы ГК РФ не содержат.

Но перечень подразделений, обособленных от основных организаций, содержится также и в других законодательных актах.

Так, налоговое законодательство прямо указывает на возможность признания обособленными частями основной организации любой территориально обособленной структуры, имеющей стационарные рабочие места.

Рабочим местом, в том числе и стационарным, является место, которое контролирует организация и в котором работник выполняет свои трудовые функции (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

В настоящий момент список структур, которые могут быть признаны обособленными, является открытым и не исчерпывается только филиалом и представительством.

Каждый вид структурных подразделений имеет не только свои отличительные черты, но и общие.

Попробуем разобраться, в чем отличие филиала от обособленного подразделения.

Отличия филиала

Понятие филиала закреплено в п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, согласно которому филиал не только удален территориально от основной организации, но и выполняет все или часть функций основной организации, а также осуществляет функции представительства.

Следует отметить, что понятия представительства и филиала различны. Такие различия уже следуют из определений обоих структурных подразделений, которые приводятся в гражданском законодательстве.

Рассмотрим основные отличия филиала от обособленного подразделения в таблице, приведенной ниже.

Содержание указанной таблицы позволило нам разобраться, в чем разница между филиалом и обособленным подразделением.

Как наглядно видно из таблицы, различия между разными видами обособленных структурных подразделений гораздо шире, чем только различия в названиях.

Существующие между разными видами структурных подразделений различия имеют принципиальный характер и заключаются, в основном, в функциях, для выполнения которых создается соответствующее обособленное структурное подразделение, а также в целях, для достижения которых создается структурное подразделение.

Также следует помнить, что между обособленными структурными подразделениями существуют определенные общие черты, например, они не являются юридическими лицами, сведения о них не нужно отражать в уставах организаций, их руководители могут действовать только на основании доверенности, а сами структурные подразделения — только на основании положений. Каждое обособленное подразделение должно иметь стационарные рабочие места.

Делая выбор между филиалом или обособленным подразделением, следует определиться с функциями, которые будет выполнять соответствующая структура, а также с целями, для достижения которых она создается. Более того, органу основной организации, принимающему решение об открытии обособленных подразделений, также нужно принимать во внимание следующее: планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерии обособленными подразделениями, а также будут ли такие подразделения наделяться имуществом и будут ли им открываться расчетные счета.

В качестве заключения к данной статье можно отметить, что право выбора конкретного обособленного подразделения принадлежит исключительно организации, его создающей. Но при принятии окончательного решения о форме обособленного подразделения просто необходимо детально изучить особенности каждого из возможных.

Признаки обособленного подразделения и филиала

Вопрос здесь именно не в наличии постоянных рабочих мест — требования НК, а в обособленности и определенной структурной независимости данного подразделения от основного юр. лица — требования ГК. То есть в принципе для признания подразделения филиалом оно должно повторять, хотя бы и в минимальных размерах структуру самого юр.лица (отделы, группы, подразделения), обеспечивая выполнение всех или части функций юр. лица, а для признания представительством — повторять структуру или иметь в штате сотрудников, целью деятельности которых является представление и защита интересов — юристы, менеджеры по рекламе, гарантийные мастерские и т.п.. (представительство к вашей ситуации не применимо точно). И вся эта мини структура должна еще венчаться ркуоводителем соответственно филиала или представительства, который выступает как подобие руководителя всего юр.лица, с чуть сокращенными функциями, и имеет доверенность.
Если на вашей торг. точке сидит продавец, но нет менеджера по закупкам, техноголога, к точке прикреплен автотранспорт и тп. (не знаю что у вас за фирма), и этот продавец подчиняется только вашим предписаниям.

По моему Ваш случай явно не подпадает ни под филиал, ни под представительстов — нет обособленности и структурной независимости.

Для создание филиалов и представиительст необходимо издание соответствующих распорядительных актов предприятия, внесения сведений в устав, уутвержедние положений, наделение имуществом, кот. учитываеся либо на отдельном балансе либо входит в баланс предприятия
Т.е. нет распорядительных документов об их создании нет и филиалов. И соответственно «признать» обособленное подразделение филиалом невозможно.
Алексу- непонятно что Вы имееете ввиду под «Структурной независимостью»
А обособленность как раз есть

Вов- Вы должны состоять на учете в том налоговом органе , где расположены Ваши обособленные рабочие места — посмотрите код причины постановки- по-моему они разные у филиалов и иных об.подр.

Структурную независимость я описал. То есть филиалом не будет например какой-то отдел юр.лица, находящийся по другому адресу, а это мини или усеченная копия структры основного юр лица.

Не могли бы вы как специалист ответить тогда на вопрос о соотношении обособленного подразделения и филиала? (о представительстве вы написали)
И еще о правомерности отказа налоговой а применени УПС организацией в связи с наличием у неё по другому адресу пресловутой палатки, которая была признана ИМНС филиалом?
(Посмотрите первое сообщение)

Заранее благодарен. С уважением.

Вы меня простите, но это нам всем давно понятно. Вопрос уже не в этом. Прочитайте внимательно.

Извините, за резкость. но как-то после такого собщения чуствуешь, что вроде как тут идиоты собрались, которые НК читать не умеют, и 8 сообщений переливают из пустого в порожнее. А может и правда со стороны виднее:)

Еще раз извините, Павел.

Уважаемый Алекс! При постановке на учет отдельной структуры предприятия, налоговые органы, при определении статуса этой структуры, руководствуются тем пакетом документов, который представляет предприятие, но, и, естественно, смотрят соответствие представленных документов нормам действующего законодательства. Насколько мне известно из моей практики, разница между филиалом и обособленным структурным подразделением довольна тонка. Во-первых, ранее (сейчас, после передачи функций регистрации налоговым органам, порядка не знаю, к сожалению), филиалы с обособленным балансом подлежали гос.регистрации в рег.палате. Во-вторых, филиал обязан иметь руководителя, а обособленное структурное подразделение нет; яркий пример — строительство вахтовым методом, которое тоже признается об.стр.под-ем. В-третьих, создание филиала должно быть отражено в учредительных документах, а создание об.стр.под-я отражается лишь приказом руководителя фирмы, и прочие незначительные признаки, как то наличие бухгалтерии, виды осуществляемой деятельности и т.д. Но могу сообщить, что, для налоговых органов, в целях налогообложения, по большому счету, нет большой разницы в том, чем будет признана отдельная структура — филиалом без обособленного баланса или об.стр-м под-ем — принципы налогообложения данных структур одни и те же.
По-поводу того, правомерно ли поступают налоговые органы, отказывая в применении упрощенки фирме, имеющей доп.палатку, считаю, что не правомерно, поскольку в действующем законодательстве для предприятий, которым позволено применять УПС перечислены признаки, которыми должны обладать данные предприятия. Насколько мне помниться, наличие у предприятия обособленного стр-го под-я, при соблюдении всех остальных условий, не должно являться для налоговых органов поводом для отказа в применении фирмой УПС.

С уважением, Александр.

Спасибо Вам, Александр, большое за подробный и обоснованный ответ, тем более ответ человека не просто познавшего это все на практике, а так сказать находившегося «по другую сторону баррикад». Честно говоря, четко написано — приятно читать, жаль, что такие разумные люди как вы становятся «бывшими» налоговиками. Еще раз спасибо за ответ.

А теперь опять вопрос к Вам:

Так ведь действительно с п. 1 ч. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УПС организации, имеющие филиалы и представительства, но каковы пределы полномочий ИМНС — может ли она признать фактически имеющийся у юр. лица филиал и потребовать его указания в учр. документах, в том числе в судебном порядке?

Если нет, то тогда в данном случае мы просто исходим из формального признака — нет в учр. документах филиалов — значит их нет на самом деле, значит УПС возможна. Там ведь не сказано, что и имеющих обособленное подразделение в смысле НК. Нет. Значит ставим это ОП на учет и идем (с боем)применять УПС.

На мой взгляд, а это я уже писал — палатка это не представительство совсем, но и до уровня филиала не дотягивает, а потому не охватывается ГК.

Всем еще раз спасибо, удачи.

Уважаемый Алекс!
Хочу Вам сообщить, что, как правило, полномочия ИМНС в части судебных разбирательств практически безграничны; ИМНС, при наличие в штате грамотного юриста, конечно же сможет направить заявление в суд о признании имеющейся у предприятии отдельной структуры, не отраженной в учредительных документах, филиалом или представительством или признании созданного об-го стр-го под-ния филиалом или представительством. Однако в моей практике таких случаев не встречалось. Связано это прежде всего с тем, что количество организаций, состоящих на налоговом учете в каждой территориальной ИМНС очень большое и из-за нехватки штата у налоговых органов не доходят руки для решения подобных вопросов. В случае же всё-таки судебного разбирательства по данному вопросу, имея хорошего адвоката, фирме будет довольно легко доказать, что отдельная структура является обособленным стр-м под-ем, а не филиалом или представительством, поэтому, предприятие сможет вполне правомерно применять УПС, так как Вы уже отметили, наличие об-го стр-го подразделения не лишает права организацию применять УПС.
Поэтому, для того, чтобы подобные ситуации не происходили, организации, создающей отдельную структуру и применяющей УПС, необохдимо издать приказ о создании об-го стр-го подразделения, встать на учет по месту осуществления деятельности и применять УПС.
Еще раз хочу отметить, что не может ИМНС лишить орг-цию, имеющею об.стр.под-ние права применять УПС, несмотря на то, что, порядок постановки на налоговый учет об.стр.под-ния такой же, как и порядок постановки филиала или представительства (не смотря на то, что структуры эти абсолютно разные), поскольку и порядок постановки организации на учет по месту нахождения земельного участка, недвижимого имущества или транспортного средства такой же. Так не может же ИМНС лишить права организацию, состоящую на налоговом учете по месту нахождения имущества или земельного участка, применять УПС?

С уважением, Александр.

Большое спасибо за разъяснения.

А чем все кончилось, то? А то вопрос был задан, дискуссия разгорелась, а практического результата — ноль!? Да, и интересно побороли ли вы ИМНС или она Вас, а то вдруг будет подобная ситуация, а мы и не знаем что делать.

Всем большое спасибо за участие в дискуссии!
Извините, что сам участия в ней не принимал — был в отъезде.
Наше обособленное подразделение — не просто торговая палатка, а нормальный стационарный магазин, помещение арендуем.
События происходят в Москве, вопрос о том, становиться ли на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразденения или нет, не стоял: сразу же встали на налоговый учет по месту нахождения подразделения.
Речь идет о возможности применения УСН.

Алексу: склоняемся к тому, чтобы не «бодаться» с налоговой (себе дороже будет) — по месту обособленного подразделения сделаем самостоятельное предприятие.

Спасибо Vov, за ответ.

Да, бодаться с ними тяжело, да и не выгодно. А выход действительно правильный — организовать юр. лицо, да и все проблемы. Никто из предпринимателей не хочет трудностей, проверок, да и зачем прибыль терять?
Жаль, что бодаться с ИМНС никто не жаждет — обнаглеют же вконец. Мне кажется, давно уже зреет мысль о действительно независимой от государственных органов и сильной организации предпринимателей, которая защищала бы их интересы в таких ситуациях. А так, о каком равноправии в суде можно говорить? Одно дело выиграешь, а они тебя в придирках закопают. Тут наверное либо идти до победного конца, либо не рыпаться, а все умело обходить. Но.

Кстати, АлександрШ, вот Вам и ответ. На мой взгляд, эта ситуация по крайней мере удручающая.

А Вам Vov, удачи.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2018.

Обособленное подразделение юридического лица – 2017-2018

Обособленное подразделение юридического лица — 2017-2018 может быть организовано как филиал, представительство или в иной форме. Мы расскажем, что такое обособленное подразделение юрлица, каковы его основные признаки, как проводится его регистрация.

Что такое обособленное подразделение

Вопрос об организации обособленного подразделения (далее по тексту – ОП) юрлица возникает в том случае, когда место фактического ведения деятельности отличается от юридического адреса названного лица.

Гражданское законодательство выделяет только 2 вида ОП организации – это представительство и филиал (ст. 55 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

В то же время в ст. 11 ч. 1 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ дается расшифровка самого определения «ОП юридического лица», при этом главными критериями являются:

  • территориальная обособленность такого подразделения от самой организации;
  • существование оборудованных стационарных рабочих мест в таком подразделении.

Списка видов ОП налоговое законодательство не предлагает.

Указанное понятие употребляется и в ст. 40 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, где, помимо филиалов и представительств организации, названы «иные обособленные подразделения».

Основываясь на системном анализе законодательства, можно сделать вывод, что создание других ОП, не являющихся ни представительством, ни филиалом, возможно.

Признание ОП таковым происходит независимо от того, имеются или нет сведения о нем в уставных или других внутренних документах юрлица. При создании ОП головная организация не должна вносить изменения в названную документацию, в отличие от данных по созданию филиалов и представительств, которые обязательно отображаются в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Стационарное рабочее место как признак ОП

Рабочее место признается стационарным, если:

  • Организуется на срок более 1 месяца (ст. 11 НК).
  • Работник находится на нем или должен прибывать туда в связи с работой (ст. 209 ТК). Не принимается во внимание факт периодичности пребывания сотрудника на таком месте, длительность нахождения непосредственно на оборудованном месте, способ организации работ (например, для осуществления трудовых функций на период командировки – см. письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176, от 19.12.2008 № 03-02-07/1-522).
  • Работодатель реализует над ним контроль в той или иной степени (об этом может свидетельствовать, например, наличие у работодателя прав владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующей недвижимостью – постановление ФАС Московского окр. от 02.03.2009 № КА-А40/817-09).
  • Оно служит для реального исполнения работником его служебных обязанностей (например, постановление 9 ААС от 08.10.2007 № 09АП-10255/07-АК по делу № А40-10267/07-141-57).
  • С работником установлены трудовые отношения (ст. 20 ТК). Например, постановление ФАС Московского окр. от 29.01.2008 № КА-А40/14894-07 по делу № А40-10267/07-141-57.

Таким образом, не могут быть признаны стационарным рабочим местом, например, складские помещения, для работы в которых не предусмотрено постоянной штатной единицы. Также факт организации удаленного рабочего места не является основанием для организации ОП.

Регламент создания ОП

В законодательстве не содержится прямых указаний на то, в каком конкретно порядке должно создаваться ОП организации.

При этом можно использовать следующий алгоритм:

  1. Принятие решения об организации ОП. Необходимо определить, не является ли по всем признакам создаваемое ОП филиалом или представительством, т. к. для них предусмотрен иной порядок регистрации.
  2. Анализ характеристик создаваемого рабочего места.
  3. Выпуск приказа о формировании ОП.
  4. Осуществление корректировок в правилах внутреннего трудового регламента организации.
  5. Представление в органы Федеральной налоговой службы РФ информации о создании ОП – в продолжение 1 месяца с даты организации ОП (абз. 2 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Информирование органов ФНС производится посредством направления юрлицом извещения по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
  6. С 01.01.2017 необходимо сообщать в налоговый орган о наделении ОП полномочиями по производству выплат физ.лицам (п.п. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@. В этом случае уплата страховых взносов и предоставление отчетности по выплатам, сделанным ОП, производится по месту его нахождения (п.п. 7, 11 ст. 431 НК РФ).

Признаки, указывающие на создание филиала или представительства

При создании ОП головной организацией могут быть совершены действия, в которых контролирующие органы могут усмотреть признаки создания филиала или представительства, что может стать причиной привлечения организации к ответственности за нарушение регламента постановки на налоговый учет или привести к незапланированным налоговым последствиям.

В положении об ОП необходимо прописать, что данное ОП не является филиалом или представительством, а также не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме – для этого можно составить перечень функций, которые может выполнять ОП.

Даже если в уставе организации имеется указание о возможности создания филиалов и представительств, это ещё не означает, что все создаваемые ОП непременно будут являться именно филиалами или представительствами.

Признаками филиала или представительства также являются:

  • наличие в ОП собственного руководителя, действующего на основании доверенности;
  • выполнение ОП представительских функций и функций по защите интересов юрлица (ст. 55 ГК).

Регистрация ОП

Юрлица должны быть поставлены на учет в подразделениях ФНС по месту нахождения всех своих ОП (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК).

ФНС самостоятельно производит постановку российских юрлиц на учет по месту проведения деятельности таким юрлицом через свои ОП (кроме филиалов и представительств) на основании предоставляемых такими юрлицами сообщений по форме № С-09-3-1 о создании ОП (п. 4 ст. 83 НК).

Срок, отведенный для осуществления указанной процедуры, – 5 рабочих (подп. 6 ст. 6.1 НК) дней с даты принятия указанного сообщения органом ФНС (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК).

По окончании проведения названной процедуры выдается соответствующее уведомление и свидетельство.

Таким образом, организации необходимо своевременно представить сообщение о создании ОП по своему месту нахождения, и данная информация будет передана соответствующим налоговым органам, к которым территориально относится организованное ОП. По аналогичной схеме будет произведена и постановка на учет последующих ОП, открываемых организацией.

Уведомление налогового органа о любых изменениях, произошедших в ранее переданных в ФНС данных об ОП, должно производиться в продолжение 3 рабочих дней с момента перемены в соответствующих параметрах (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК). Указанное извещение направляется головной организацией в органы ФНС по месту учета такого юрлица (абз. 3 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Для этого также используется форма № С-09-3-1.

Несвоевременная передача в органы ФНС названной документации влечет наложение штрафа на налогоплательщика в размере 200 руб. за каждый поданный с указанным нарушением документ (п. 1 ст. 126 НК).

Итак, законодательством не ограничена возможность юрлица создавать, помимо филиалов и представительств, и иные ОП. Организованное ОП должно быть поставлено на учет в органах ФНС по месту нахождения такого ОП. Признаки ОП обозначены гражданским, налоговым и трудовым законодательством.

Филиалы, представительства, иные обособленные подразделения (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 30.08.2017

Филиал, подразделение с точки зрения гражданского законодательства

Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица.

Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Исходя из положений абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ отражение в уставе юридического лица сведений о филиалах и представительствах является необязательным.

Статья 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) конкретизирует порядок создания ООО филиалов и представительств. Так, установлено, что ООО может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом ООО.

Создание ООО филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований Закона N 14-ФЗ и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации — также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Филиал и представительство ООО не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом.

Филиалы и представительства ООО осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

В АО, как следует из подп. 14 п. 1 ст. 65 Закона N 208-ФЗ, создание филиалов и открытие представительств АО относятся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Создание филиала (представительства), согласно ст. 55 ГК РФ, предполагает совершение ряда действий:

— утверждение создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве);

— наделение филиала (представительства) имуществом;

— назначение руководителя филиала (представительства);

— указание филиала (представительства) в ЕГРЮЛ.

В случае если обособленное подразделение не содержит вышеуказанных признаков филиала (представительства), перечисленных в ст. 55 ГК РФ, то оно таковым не является. Например, суды могут признать, в частности, что созданный филиал таковым не является в смысле ст. 55 ГК РФ, если, в частности, головной офис и филиал находятся в пределах одной административно-территориальной единицы или организация не наделила филиал имуществом (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014 по делу N А27-15408/2013).

Положение о филиале (представительстве)

Одновременно с решением о создании филиала или представительства должно быть принято положение о филиале (представительстве), на основании которого он должен действовать (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998).

В законодательстве не установлены специальные требования к сведениям, которые обязательно должны присутствовать в положении о филиале (представительстве). Целесообразно предусмотреть в положении о филиале (представительстве), в частности, следующие положения:

— о правовом статусе филиала (представительства), о функциях, которые выполняет созданный филиал (представительство);

— правах и обязанностях филиала (представительства);

— порядке наделения филиала (представительства) имуществом;

— порядке управления филиалом (представительством);

— порядке осуществления филиалом (представительством) финансово-хозяйственной деятельности;

— контроле за ведением филиалом (представительства) финансово-хозяйственной деятельности;

— работниках филиала (представительства);

— порядке прекращении деятельности филиала (представительстве) при ликвидации.

Наделение филиала (представительства) имуществом

Исходя из определения филиала (представительства) в ст. 55 Гражданского кодекса РФ не следует, что они должны быть выделены на отдельный баланс и иметь отдельный расчетный счет.

В законодательстве не содержится определение понятия «отдельный баланс». Письмами Минфина России от 02.06.2005 N 03-06-01-04/273 (п. 2), от 29.03.2004 N 04-05-06/27, УМНС России по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 было разъяснено, что под отдельным балансом следует понимать совокупность показателей, которые установлены организацией для своих подразделений и отражают ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату. Перечень показателей для формирования отдельного баланса организация определяет самостоятельно.

Однако некоторые суды указывают, что структурное подразделение юридического лица не подпадает под понятие «филиал» или «представительство», если оно, в частности, не имеет самостоятельного баланса и расчетного счета (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2008 по делу N А43-26550/2007-1-427, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2004 N А74-462/04-К2-Ф02-2841/04-С1, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 N А42-969/03-23, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 N 18АП-3954/2007).

Выделение филиала (представительства) организации на отдельный баланс определяется положением о филиале (представительстве).

Для выделения на отдельный баланс юридическое значение имеет лишь факт ведения налогоплательщиком отдельного обособленного имущественного учета по обособленному подразделению (Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 N КА-А40/12070-09). Таким образом, если в филиале (представительстве) организации ведется учет имущества и источников его образования обособленно от учета имущества и источников его образования головной организации, то указанное означает, что филиал (представительство) фактически выделен на отдельный баланс.

Для обобщения информации обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), в частности расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п., предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При этом предусмотрено, что к этому счету могут быть открыты субсчета:

— «Расчеты по выделенному имуществу» (применяется для учета операций по передаче основных средств от головной организации филиалу, т.е. по наделению филиала имуществом);

— «Расчеты по текущим операциям» (применяется для отражения прочих операций с филиалом).

Например, головной организации передачу объекта основных средств, если обособленное подразделение (филиал, представительство) — получатель выделено на отдельный баланс, следует отразить с помощью проводок:

Дебет 79.1 Кредит 01 (03) — отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного в структурное (обособленное) подразделение, выделенное на отдельный баланс;

Дебет 02 Кредит 79.1 — отражена сумма начисленной амортизации по основному средству, переданному в структурное (обособленное) подразделение, выделенное на отдельный баланс.

Обособленное подразделение (филиал, представительство), выделенное на отдельный баланс, которое является получателем основных средств, поступление из головной организации объекта основных средств отражает с помощью проводок:

Дебет 01 (03) Кредит 79.1 — отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, полученного из головного отделения;

Дебет 79.1 Кредит 02 — отражена сумма начисленной амортизации по основному средству, полученному от головной организации.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы) (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Организации, у которых есть обособленные подразделения, должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения головной организации. По мнению Минфина России, не установлено обязанности представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений (Письмо от 18.08.2009 N 03-03-06/1/527).

Расчетный счет обособленного подразделения

Порядок открытия банковских счетов урегулирован Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее — Инструкция).

Пунктом 4.4 Инструкции предусмотрено, что для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, для совершения операций его обособленным подразделением (филиалом, представительством) в банк представляются:

1) документы, указанные в п. 4.1 Инструкции, а именно:

— учредительные документы юридического лица. Юридические лица, действующие на основе типового устава, утверждаемого Правительством РФ; действующие на основе типовых положений об организациях и учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством РФ, и разрабатываемых на их основе уставов; действующие на основе типового положения и устава, представляют указанные документы. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления представляют законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном законодательством РФ порядке решения об их создании и правовом статусе;

— выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;

— карточка (за исключением случаев, предусмотренных п. 1.12 Инструкции);

— документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

— документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

— положение об обособленном подразделении юридического лица;

— документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного подразделения юридического лица.

Для открытия счета обособленному подразделению организации в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1.11 Инструкции N 153-И).

Оформление полномочий руководителя филиала (представительства)

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона N 14-ФЗ). При этом по смыслу ст. 55 ГК РФ, а также учитывая Письмо ВАС РФ от 02.11.1994 N С1-7/ОП-742 «О заключении договоров обособленными подразделениями» и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996, руководители представительств и филиалов, назначенные юридическим лицом, действуют от имени самого юридического лица на основании его доверенности. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть обязательно удостоверены доверенностью ему как физическому лицу и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Это связано с тем, что доверенность оформляет отношения, вытекающие из договора поручения, то есть гражданско-правового договора, участниками которого могут быть субъекты гражданского права. Поэтому стороной соответствующих сделок будет считаться юридическое лицо, от имени которого сделку заключил его представитель, действующий на основании доверенности, но никак ни сам филиал или представительство.

В рамках предоставленной доверенности руководитель филиала (представительства) вправе принимать самостоятельные решения по конкретным вопросам, касающимся организации деятельности подразделения, включая кадровые, финансовые и иные вопросы.

Руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу, если передоверие разрешено доверенностью. Соблюдения нотариальной формы для доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, юридическим лицом, руководителем филиала и представительства юридических лиц не требуется (п. 3 ст. 187 ГК РФ) (п. 129 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ»).

Уведомление ИФНС об открытии филиала (представительства)

В настоящее время отражение в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным. Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ.

В соответствии с подп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения о представительствах и филиалах юридического лица.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ законодательные и иные нормативные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ.

ФНС России в Письме от 06.03.2015 N СА-4-14/3666@ обратила внимание, что в настоящее время законодательством о государственной регистрации юридических лиц предусмотрена возможность внесения в том числе в ЕГРЮЛ сведений о создании филиала или открытии представительства путем представления в регистрирующий орган:

— как документов, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, в том числе заявления по форме N Р13001;

— так и заявления, предусмотренного п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, по форме N Р14001.

По нашему мнению, заявление по форме N Р14001 может быть представлено, когда организацией было принято решение о создании филиала (представительства) для внесения в ЕГРЮЛ записи об этом.

Заявление в ИФНС может представить сам заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности (с приложением такой доверенности или ее нотариально заверенной копии).

Представить заявление в ИФНС можно одним из следующих способов:

— либо непосредственно (лично) самим заявителем (его представителем);

— либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

— либо почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

— либо в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг;

— либо с помощью нотариуса. Нотариус может передать документы в налоговую инспекцию в форме электронных документов, подписанных его электронной подписью.

Налоговые последствия создания филиала (представительства), иного ОП

Организация, которая создала обособленные подразделения, в том числе филиал или представительство, подлежит постановке на налоговый учет.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).

Таким образом, обособленное подразделение, которое является филиалом или представительством, подлежит постановке на налоговый учет автоматически налоговой инспекций на основании сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

А постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Так, подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения указанной организации. Для этого организация должна подать в ИФНС заявление по форме N С-09-3-1 «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях», утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговой инспекцией по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Для этого вместе с сообщением по форме N С-09-3-1 необходимо представить еще и уведомление по форме N 1-6-Учет (утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) о выборе инспекции в налоговый орган по месту нахождения организации. В таком случае организация встает на учет только по месту нахождения выбранного подразделения (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Отметим, что в налоговом законодательстве понятию «филиал» определение не дано. При этом в налоговом законодательстве различаются понятия «филиал» и «обособленное подразделение».

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку Налоговым кодексом РФ иное не предусмотрено, понятие «филиал» следует применять в том значении, в каком оно используется в ГК РФ, в частности ст. 55 ГК РФ. При этом если обособленное подразделение не содержит признаков филиала или представительства, перечисленных в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, то оно таковым и не является (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2009 по делу N А32-9663/2008-70/25, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2008 по делу N А42-1739/2008).

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в ст. 11 НК РФ, не признается для целей НК РФ обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702).

Налоговый кодекс РФ дает определение понятию «обособленное подразделение». Обособленное подразделение организации, согласно ст. 11 НК РФ, — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, обособленное подразделение — подразделение организации, которое должно отвечать одновременно двум признакам:

— быть территориально обособленным от организации;

— иметь оборудованные рабочие места на срок более одного месяца.

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных признаков обособленного подразделения не ведет к созданию организацией обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@).

Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, которое определяется его адресом, отличным от адреса указанной организации (Письма Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702, от 11.12.2015 N 03-02-07/1/72669). Правоприменительная же практика в ряде случаев исходит из того, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (Постановления ФАС Уральского округа от 22.12.2014 N Ф09-7407/14, от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А05-7419/2014, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А56-37487/2012).

Статьей 209 Трудового кодекса РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15-АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).

В случае если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения организации, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения организации (Письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15).

При сопоставлении понятия «обособленное подразделение организации», приведенного в ст. 11 Налогового кодекса РФ, и понятия «филиал», раскрытого в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, видно, что понятие «обособленное подразделение организации» является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 по делу N А05-9537/2010).

Обособленное подразделение организации не во всех случаях может быть признано филиалом или представительством, поскольку не все создаваемые юридическими лицами обособленные подразделения обладают определенными Гражданским кодексом РФ признаками филиала или представительства.

Создание организацией обособленного подразделения в виде филиала или представительства, отвечающего понятию ст. 55 Гражданского кодекса РФ, или обособленного подразделения, отвечающего понятию ст. 11 НК РФ, будет иметь для организации различные последствия не только с точки зрения особенностей их постановке на налоговый учет.

Например, организация, которая создала филиал, не вправе применять такой специальный режим налогообложения, как УСН (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом обратим внимание, что согласно подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в редакции до 01.01.2016) не вправе были применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Федеральным законом от 06.04.2015 N 84-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2016 года упоминание о представительствах было исключено. Таким образом, организация, применяющая УСН, не вправе применять упрощенную систему налогообложения только при создании филиалов. А вот в случае, если организация создала обособленное подразделение, не является филиалом и отвечает понятию обособленного подразделения, которое содержится в ст. 11 НК РФ, такая организации вправе применять УСН (Письмо Минфина России от 29.10.2015 N 03-11-06/62392, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 N А05-9537/2010).

Уплата налогов и страховых взносов обособленными подразделениями организации

Уплата НДС организацией, имеющей ОП

Что касается НДС, то исчисление и уплата этого налога по месту нахождения обособленных подразделений главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не предусмотрены. В связи с этим, а также на основании п. 2 ст. 174 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе. На это обратил свое внимание Минфин России в Письме от 01.02.2016 N 03-07-11/4411.

Уплата налога на прибыль организацией, имеющей ОП

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и уплачивать авансовые платежи и суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения.

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Уплата налога на прибыль и авансовых платежей по налогу осуществляется исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. Она определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода (абз. 4 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, нематериальных активов) при определении указанного показателя не учитывается (Письма Минфина России от 23.05.2014 N 03-03-рз/24791, от 02.04.2012 N 03-03-06/1/172).

Амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается.

В случае если невозможно определить место фактического использования амортизируемого имущества применительно к конкретному обособленному подразделению, то, по мнению Минфина РФ, остаточную стоимость этого имущества стоит учитывать при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества головной организации (Письмо Минфина России от 23.01.2017 N 03-03-06/1/3007).

Таким образом, часть налога на прибыль, которая перечисляется по месту нахождения обособленного подразделения, определяется следующим образом:

Налог на прибыль, перечисляемый по месту нахождения ОП = Налоговая база по налогу на прибыль в целом по организации x Доля налоговой базы по налогу на прибыль, которая приходится на ОП x Ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет.

Доля прибыли, которая приходится на ОП, рассчитывается следующим образом:

Доля налоговой базы по налогу на прибыль, которая приходится на ОП = (Удельный вес среднесписочной численности работников (либо удельный вес расходов на оплату труда) ОП + Удельный вес остаточной стоимости ОС ОП) : 2.

Из разъяснений Минфина России (Письма от 06.07.2005 N 03-03-02/16 (доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 14.07.2005 N ММ-6-02/575@) и от 30.09.2008 N 03-03-06/2/131) следует, что остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ (Письмо Минфина России от 02.07.2013 N 03-03-06/1/25274).

При расчете доли налога на прибыль обособленного подразделения удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП рассчитывается следующим образом:

Удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП = Средняя (среднегодовая остаточная стоимость ОС ОП Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость ОС в целом по организации.

Среднесписочная численность работников определяется по данным статистической отчетности.

В настоящее время для этого применяются Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации, утвержденные Приказом Росстата от 26.10.2015 N 498. Удельный вес среднесписочной численности работников подразделения за отчетный (налоговый) период рассчитывается следующим образом:

Удельный вес среднесписочной численности работников ОП = Среднесписочная численность работников ОП : Среднесписочная численность работников в целом по организации.

Сумма расходов на оплату труда определяется в соответствии со ст. 255 НК РФ. Удельный вес расходов на оплату труда рассчитывается следующим образом:

Удельный вес расходов на оплату труда ОП = Расходы на оплату труда ОП : Расходы на оплату труда в целом по организации.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Если организация и ее обособленное подразделение находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за свое обособленное подразделение.

При указанном порядке уплаты налога организация вправе представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в налоговый орган только по месту нахождения головной организации (Письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781).

Пример. Распределение между головным отделением и обособленным подразделением организации авансового платежа по налогу на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет.

ООО зарегистрировано в г. Москве и имеет обособленное подразделение в г. Санкт-Петербурге. Прибыль ООО за I квартал составила 300 000 рублей.

Для примера укажем, что пониженная ставка по налогу на прибыль в региональном законодательстве не предусмотрена.

ООО в учетной политике определило, что для распределения доли прибыли, приходящейся на ОП и на головную организацию, используется показатель среднесписочной численности работников (абз. 4 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Данные об остаточной стоимости основных средств организации и ОП, а также о среднесписочной численности сотрудников приведем ниже в виде таблицы.

Популярное:

  • Явка с повинной после задержания Явка с повинной как доказательство и ее новые перспективы В Стандарте участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве должна быть учтена новая ситуация Верховный Суд РФ поставил […]
  • Статья 91 упк рф Комментарий к СТ 91 УПК РФ Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого Комментарий к статье 91 УПК РФ: 1. Задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, […]
  • Закон о повышении предельного возраста военнослужащих Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе Статья 49 . Предельный возраст пребывания на военной службе См. комментарии к статье 49 настоящего Федерального закона Информация […]
  • Мировой суд лунино пензенской области Мировой суд лунино пензенской области П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 25 ноября 2013г. р.п. Лунино Мировой судья судебного участка в границах […]
  • Закон 94-фз статья 55 Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ Федеральный закон от 21 […]
  • Отказ от инн бланк Образец Заявления об отказе от использования ИНН (вариант РНЕ) Заявление приведено на сентябрьской 2000г. листовке РНЕ, которая кроме его текста содержала также весьма спорное […]