Регистрация прекращения права оперативного управления

Содержание статьи:

Регистрация прекращения права оперативного управления

Действия управления Росреестра по государственной регистрации прекращения права оперативного управления учреждения на здание поликлиники признаны незаконными, поскольку не были представлены документы, подтверждающие, что односторонний отказ от права оперативного управления соответствует целям деятельности учреждения, заданиям собственника, назначению имущества и решению собственника в отношении данного имущества.

Учреждение обратилось в управление Росреестра с заявлением о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) записи о прекращении права оперативного управления на здание поликлиники в связи с отказом учреждения от данного права.

Признавая незаконными действия управления Росреестра по государственной регистрации прекращения права оперативного управления учреждения на указанный объект, суд указал следующее.

Отказ учреждения от права оперативного управления фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением, следовательно, он должен осуществляться с учётом целей деятельности учреждения, соответствовать заданиям собственника и назначению имущества, а также принятому в отношении данного имущества решению собственника.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

Материалами дела подтверждается, что при обращении в управление Росреестра учреждением представлены: заявление и свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на указанный объект недвижимости. Документов, которые в силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации, являются основаниями для государственной регистрации, в том числе, документов, подтверждающих, что отказ от права оперативного управления соответствует целям деятельности учреждения, заданиям собственника и т.д., не предъявлено.
При таких обстоятельствах в силу пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прекращения права оперативного управления следовало отказать.

(Постановление ФАС СЗО от 14.04.2011 по делу № А13-4942/2010)

О прекращении права оперативного управления

О прекращении права оперативного управления

  1. Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону
  2. в составе председательствующего судьи Мельситовой И.Н.
  3. при секретаре Ковачевой Е.А.
  4. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по иску ФИО33 к истец 3-и лица истец истец, истец о прекращении права оперативного управления
  • Добавить комментарий
  • 0
  • В суд обратился истец с иском к истец 3-и лица истец о прекращении права оперативного управления, ссылаясь на следующие обстоятельства.
  • Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.02.2010 года были удовлетворены исковые требования истец к истец о признании права собственности на жилое помещение — квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по . . в порядке приватизации.
  • Решение вступило в законную силу 26 февраля 2010 года.
  • В настоящее время по данным Росреестра по РО на спорное жилое помещение зарегистрировано право оперативного управления за истец. Между тем, в судебном постановлении вопрос о прекращении права оперативного управления не разрешен, что препятствует истцу зарегистрировать право собственности на спорное жилое помещение, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском в котором просит прекратить право оперативного управления на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен . зарегистрированное за истец
  • В судебном заседании представитель истца, поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
  • Ответчик в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения, из которых следует, что он полагает необходимым прекращение права оперативного управления истец.
  • 3-и лица в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дне рассмотрения дела надлежащим образом.
  • Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
  • Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  • Из материалов дела усматривается, что Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.02.2010 года были удовлетворены исковые требования истец к истец о признании права собственности на жилое помещение — квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по . в порядке приватизации.
  • Решение вступило в законную силу 26 февраля 2010 года.
  • В настоящее время по данным Росреестра по РО на спорное жилое помещение зарегистрировано право оперативного управления за истец. Между тем, в судебном постановлении вопрос о прекращении права оперативного управления не разрешен, что препятствует истцам зарегистрировать право собственности на спорное жилое помещение.
  • Спорная квартира, как видно из выписки УФРС, относится к государственной собственности и находится в оперативном управлении истец
  • Однако согласно директиве Минобороны России от Дата обезличена г Номер обезличен и выписке из приказа командира истец Номер обезличен от Дата обезличена года истец была расформирована и ее правопреемником является истец, которая своих прав на данную квартиру не оформила, как и доверенности на имя истец, что препятствует реализации прав истца на приватизацию спорной квартиры.
  • В соответствии со ст. ст. 49.1, 54.1 ЖКРСФСР, ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» право приватизировать занимаемые жилые помещения, предоставлено исключительно нанимателям и лицам, проживающим в них по договору социального найма, который по общему правилу должен быть заключен в письменной форме предоставлено право бесплатно приобрести в собственность в порядке приватизации жилое помещение лишь один раз.
  • Судом установлено, что с истцами был заключен договор социального найма, квартира, в которой он проживает является федеральной собственностью истец имеет право на однократную бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовался и не может реализовать по независящей от него причине.
  • При вынесении решения суд также учитывает, разъяснения Верховного суда РФ, содержащиеся в обзоре судебной практики за второй квартал 2005 года из которых следует:
  • «В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

    Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

    По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

    В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

    Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

    В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

    Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

    Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные Решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется Решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу Решением суда.»

  • Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.»
  • Из решения суда от 10.02.2010 года усматривается, что суд пришел к выводу о том, что истцы приобрели право на приватизацию квартиры, в связи с чем принял Решение о признании за ними права собственности на квартиру.
  • Таким образом, к истцам перешло право собственности на спорное имущество в силу закона и судебного постановления.
  • Данное Решение вступило в законную илу и имеет в силу ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение.
  • В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
  • Между тем вопрос о прекращении зарегистрированного права оперативного управления, которое прекращается с прекращением права государственной федеральной собственности, в соответствии со ст. 299 ГК РФ, судом не разрешен.
  • Учитывая изложенное суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании ст. 235, 299 ГК РФ.
  • Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2011 г. N Ф07-1435/11 по делу N А13-4942/2010 (ключевые темы: государственная регистрация — прекращение права оперативного управления — поликлиника — собственник — центры гигиены и эпидемиологии)

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2011 г. N Ф07-1435/11 по делу N А13-4942/2010

    Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2011 года.

    Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,

    при участии от Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» Линьковой Т.А. (доверенность от 20.01.2011),

    рассмотрев 07.04.2011 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2010 (судья Чередина Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-4942/2010,

    Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее — ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее — Управление Росреестра) по государственной регистрации прекращения права оперативного управления на объект недвижимости — деревянное здание поликлиники, расположенное по адресу: Вологодская область, город Бабаево, улица 1 Мая, дом 63.

    К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» (далее — Учреждение).

    Решением суда первой инстанции от 17.09.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2010, признаны незаконными действия Управления Росреестра по проведению государственной регистрации прекращения права оперативного управления Учреждения на указанный объект недвижимости. Суд обязал Управление Росреестра в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить запись о праве оперативного управления Учреждения на указанный объект недвижимости.

    В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.09.2010 и постановление от 01.12.2010 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что суды неправильно истолковали пункт 1 статьи 235 , статью 296 , статью 298 , пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

    В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит проверить законность решения от 17.09.2010 и постановления от 01.12.2010. Податель жалобы считает, что отказ Учреждения от права оперативного управления является односторонней сделкой, направленной на прекращение права владения, пользования и распоряжения имуществом, для совершения которой необходимо и достаточно воли одной стороны — самого Учреждения. При этом Учреждение исходит из того, что действительность данной сделки не оспаривалась, последствия ее недействительности не применялись, следовательно, отказ Учреждения от права оперативного управления не противоречит статье 298 ГК РФ. Также податель жалобы, ссылаясь на то, что ни пункт 1 статьи 296 ГК РФ, ни часть 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не обязывают Управление Росреестра требовать при регистрации прекращения права оперативного управления решение на это собственника имущества, считает, что при таких обстоятельствах оспариваемое заявителем действие Управления Росреестра является законным.

    В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФАУГИ просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.

    В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

    ТУ ФАУГИ и Управление Росреестра надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

    Как следует из материалов дела, распоряжением ТУ ФАУГИ от 18.04.2005 N 30-р «О передаче имущества» согласован сводный акт приема-передачи основных средств и разрешена передача с баланса государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Устюженском, Бабаевском, Чагодощенском районах Вологодской области» на баланс Учреждения имущества согласно перечню, содержащемуся в приложении N 1, в том числе указанного здания поликлиники, которое закреплена за Учреждением на праве оперативного управления.

    В соответствии с названным распоряжением зарегистрировано право оперативного управления Учреждения на указанное здание поликлиники, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) 29.12.2006 произведена регистрационная запись N 35-35-02/005/2006-256.

    Согласно выписке из реестра федерального имущества от 25.08.2006 здание поликлиники включено в реестр федеральной собственности.

    Учреждение обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 20.01.2010 о внесении в ЕГРП записи о прекращении права оперативного управления на здание поликлиники в связи с отказом Учреждения от данного права.

    На основании представленных документов Управление Росреестра 22.01.2010 осуществило государственную регистрацию прекращения права оперативного управления Учреждения на указанный объект недвижимости.

    ТУ ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что действия Управления Росреестра не соответствуют требованиям статей 296 , 298 ГК РФ, статей 17 , 20 Закона о регистрации и нарушают права и законные интересы Российской Федерации, являющейся собственником спорного недвижимого имущества.

    Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя, поскольку пришел к выводу о том, что государственная регистрация прекращения права оперативного управления Учреждения на находящийся в федеральной собственности объект недвижимости произведена с нарушением законодательства и прав собственника недвижимого имущества. При этом суд исходил из того, что Учреждение, отказавшись от права оперативного управления, фактически отказалось от владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, которое закреплено за Учреждением на основании решения собственника. Суд сделал вывод о том, что регистрирующий орган в нарушение статьи 17 Закона о регистрации неправомерно совершил регистрационные действия в отсутствие документов (согласия собственника имущества), необходимых для государственной регистрации прекращения права оперативного управления.

    Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

    Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

    Отказ от права оперативного управления на закрепленное за Учреждением имущество, совершенный без согласия собственника, не соответствует как назначению имущества, так и заданиям собственника по использованию этого имущества, определенным собственником при его закреплении за Учреждением.

    При таких обстоятельствах односторонний отказ Учреждения от права оперативного управления противоречит закону и не может служить основанием для осуществления государственной регистрации прекращения данного права.

    Учитывая изложенное суд обоснованно признал оспариваемые действия Управления Росреестра незаконными.

    Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

    Руководствуясь статьями 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

    решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу N А13-4942/2010 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» — без удовлетворения.

    Государственная регистрация права оперативного управления организации на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций

    По существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

    Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе, земельные участки.

    В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

    Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления , право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты.

    Согласно ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимость устанавливается Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации).

    В соответствии с пунктом 5 совместного письма Минфина России № 02-02-05/65137, Минстроя России № 26484-ЮР/08 от 17.12.2014 «По вопросу применения законодательства РФ в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ, установившим новый порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» государственная регистрация прав на объект, в том числе права оперативного управления организации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту — Закон № 122-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    В силу положений пункта 2 статьи 8.1 и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности, иные вещные права на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента такой регистрации (с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

    В целях государственной регистрации права оперативного управления на объект организации, являющейся правообладателем земельного участка (и, соответственно, правообладателем созданного объекта), указанная организация (от ее имени иное лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности) обращается с заявлением в орган государственной регистрации (его территориальный орган).

    Перечень необходимых документов, направляемых заявителем в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации прав, определен Законом № 122-ФЗ.

    В целях государственной регистрации права оперативного управления организации (учреждения) на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций путем передачи органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика организации (в случае, если ранее указанные права не были зарегистрированы в установленном Законом № 122-ФЗ порядке), в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя (организации) на объект, может быть представлена копия решения органа, осуществляющего полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования, о закреплении объекта на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организацией.

    При этом для обеспечения принятия такого решения орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организации, либо на основании письменного согласия указанного органа — сама организация представляет соответствующее предложение в государственный орган (орган местного самоуправления), осуществляющий полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

    В случае осуществления на основании пункта 13 статьи 241 Бюджетного кодекса бюджетных инвестиций в объект организацией в рамках полномочий государственного заказчика, переданных ей органом власти, не осуществляющим в отношении указанной организации функции и полномочия учредителя или права собственника имущества Российской Федерации, предложение о закреплении объекта в оперативное управление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти может быть представлено органом власти, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, либо на основании письменного согласия указанного органа — организацией.

    Для консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

    Право оперативного управления

    Оперативное управление — ограниченное вещное право.

    Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

    Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

    Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

    Субъекты права оперативного управления

    По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

    Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

    Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

    Объекты права оперативного управления

    К объектам права оперативного управления относятся:

    1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

    2) денежные средства.

    Содержание права оперативного управления

    1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

    2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

    3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

    а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

    б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

    Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

    4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

    5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

    Момент возникновения права оперативного управления имуществом

    При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

    Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

    Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

    Момент прекращения права оперативного управления имуществом

    Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

    Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

    При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

    Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

    При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

    При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

    Плоды, продукция и доходы

    Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

    Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Государственная регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости

    Регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости производится по тому же общему регламенту, что и госрегистрация возникновения или перехода прав. О том, какие нюансы все же кроет в себе данная процедура, расскажем далее.

    Основания прекращения права собственности на недвижимое имущество

    Право собственности в отношении имущества прекращается в следующих ситуациях (ст. 235 Гражданского кодекса РФ):

    • При отчуждении названного имущества собственником другим субъектам (например, по сделке купли-продажи недвижимости, при дарении и т. д.).
    • При отказе собственника от права (например, от права собственности на земельный участок или долю).
    • В связи с гибелью или уничтожением имущества (например, после сноса здания, см. постановление ФАС Северо-Западного окр. от 28.05.2010 по делу № А56-34920/2009). К этому же основанию можно отнести и утрату объектом свойств, позволяющих использовать его в соответствии с первоначальным предназначением (см. постановление ВАС РФ от 20.10.2010 № 4372/10).
    • В иных регламентированных законом случаях, в т. ч. при принудительном отчуждении имущества в силу закона (см. п. 2 названной статьи). Например, если на недвижимость было обращено взыскание по решению суда и т. д.

    Единый государственный реестр недвижимости включает информацию не только о правах и обременениях, существующих в данный момент, но и о тех, которые уже погашены (подп. 2 п. 2 ст. 7 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Согласно п. 12 Порядка ведения ЕГРН, утв. приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, записи о существовавшем ранее праве погашаются путем присвоения записи реестра статуса «погашенная».

    Список необходимых документов для проведения процедуры

    Основанием для предоставления рассматриваемой госуслуги является обращение правообладателя, его представителя либо иного лица в установленных законом случаях (например, представителя органа госвласти, судебного пристава-исполнителя и т. д.) с комплектом необходимых документов.

    В такой комплект входят:

    • Заявление о госрегистрации прекращения права собственности (его форма и правила заполнения утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920).
    • Документы, подтверждающие личность заявителя (или учредительная документация, если заявителем выступает юрлицо) или его представителя, а также документы, удостоверяющие правомочия представителя заявителя (доверенность или иной приравненный к доверенности документ, приказ юрлица, свидетельство о рождении несовершеннолетнего лица и т. п. — в зависимости от ситуации).
    • Документы — основания для проведения процедуры (согласно положениям ст. 14 закона № 218-ФЗ).
    • Правоустанавливающая документация на объект недвижимости (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, судебный акт и т. д.). Не требуется, если право было зарегистрировано в надлежащем порядке. Такие документы обязательно представляются, например, если надлежит зарегистрировать прекращение ранее возникшего права, госрегистрация которого не была произведена в надлежащем порядке (п. 3 ст. 69 закона № 218-ФЗ), и т. д.

    Выписку из ЕГРН включать в данный комплект документов необязательно, т. к. регистратор может запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия.

    Госрегистрация прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости

    Процедура госрегистрации прекращения права собственности на объект по данному основанию производится:

    • параллельно с процедурой снятия его с государственного кадастрового учета, если права на такой объект недвижимости в надлежащем порядке зарегистрированы в ЕГРН (подп. 3 п. 3 ст. 14 закона № 218-ФЗ);
    • без одновременного кадастрового учета объекта, если в ЕГРН уже имеются сведения о таком объекте недвижимости, но право на него регистрируется в связи с прекращением существования такого объекта (подп. 3 п. 4 ст. 14 закона № 218-ФЗ).

    При этом государственный кадастровый учет объекта в связи с прекращением его существования производится без госрегистрации права, если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на такую недвижимость (подп. 2 п. 5 ст. 14 закона № 218-ФЗ).

    ВАЖНО! Для подтверждения факта прекращения существования объекта недвижимости требуется акт обследования, проводимого кадастровым инженером (п. 1 ст. 23 закона № 218-ФЗ). Порядок оформления такого акта регламентирован приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861. Данный акт также должен быть включен в пакет документации, представляемой для госрегистрации прекращения права собственности или снятия объекта с кадастрового учета (подп. 7 п. 2 ст. 14 закона № 218- ФЗ).

    Судебный акт как основание для регистрации прекращения права собственности на недвижимость

    Одним из оснований для проведения госрегистрации прекращения права собственности на тот или иной объект недвижимости закон называет вступившие в законную силу акты, изданные судом (подп. 5 п. 2 ст. 14 закона № 218- ФЗ). Главное, чтобы из их содержания явствовало, что на основании таких актов надлежит произвести госрегистрацию прекращения права.

    Например, постановление судебного органа о необходимости осуществить возврат объекта недвижимости продавцу служит основанием для госрегистрации прекращения права собственности покупателя и госрегистрации права собственности на этот объект за продавцом (см. п. 65 постановления «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22).

    Кроме того, отсутствие в резолютивной части судебного решения прямого указания о прекращении права собственности на спорный объект предыдущего собственника и аннулировании соответствующей записи в ЕГРН в его отношении не является основанием для отказа в госрегистрации права собственности надлежащего субъекта права в связи с имеющимися противоречиями между заявленными и уже зарегистрированными правами (см. определение ВС РФ от 04.06.2014 № 22-КГ14-1).

    ВАЖНО! Если заявитель представит в комплекте документов для госрегистрации копию решения суда без отметки о вступлении акта в силу или не удостоверенную гербовой печатью суда либо число копий не будет соответствовать установленным требованиям, то на этом основании допустимо приостановление процедуры (п. 1 информационного письма президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 132).

    Государственная регистрация прекращения права собственности: порядок проведения процедуры

    В целом рассматриваемая в статье процедура госрегистрации сходна по своей структуре с процедурой госрегистрации возникновения или перехода вещного права.

    Срок предоставления госуслуги — максимум 12 рабочих дней с момента приема надлежащего пакета документов, при условии что госрегистрация прекращения прав и постановка на учет в ГКН в отношении данного объекта производятся одновременно, а сами документы передаются через многофункциональный центр (подп. 6 п. 1 ст. 16 закона № 218-ФЗ).

    Если документы были удостоверены нотариусом, то срок проведения процедуры сокращается до 3 дней, в случае подачи удостоверенных документов в электронной форме процедура проводится в течение 1 рабочего дня (подп. 9 названной нормы).

    При условии, что право собственности не переходит к новому правообладателю, госпошлина за рассматриваемые регистрационные действия составляет (данные актуальны на январь 2018 года):

    • 2 000 руб. — для физлица;
    • 22 000 руб. — для юрлица (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    При этом надлежит учесть, что размер пошлины может быть скорректирован в зависимости от категории ее плательщика (см., например, подп.15 п.1 ст. 333.35 НК РФ).

    Если же право собственности переходит к новому правообладателю, либо прекращается в связи с ликвидацией либо преобразованием (реструктуризацией) объекта недвижимости, государственная пошлина уплате не подлежит — в силу прямого указания подп.8.1 п.3 ст.333.35 НК РФ (см. также Письмо Минфина РФ от 12.11.2015 №03-05-06-03/65291). Аналогично госпошлина не платится в случае отказа лица от права собственности на объект недвижимости.

    В результате проведения названной процедуры бывший правообладатель в качестве подтверждения внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН получит выписку из ЕГРН.

    Форма получения выписки зависит от формы предоставления документов на госрегистрацию (бумажная или электронная) и соответствующих указаний в заявлении правообладателя.

    Итак, госрегистрация прекращения права собственности на объект недвижимости производится на основании соответствующего заявления от надлежащего лица и комплекта документации, включающего в т. ч. и документы — основания прекращения права.

    Срок поведения процедуры составляет от 1 до 12 дней — в зависимости от необходимости осуществить параллельно с ней и процедуру постановки объекта на государственный кадастровый учет, а также способа подачи документов и оснований для проведения процедуры.

    Все новое и интересное
    для юриста — в нашей
    e-mail рассылке!

    ЮРИСТ?
    Присоединяйся, обсуждай,
    спрашивай — в наших группах!

    Популярное:

    • Договор соцнайма в москве Как заключить договор социального найма? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. По договору социального найма […]
    • Заявление на загранпаспорт нового образца 2014 уфмс Изменены формы бланка заявлений на загранпаспорт нового образца сентябрь 2014 г. С 2014 г. появилась новая форма бланка анкеты-заявления на оформление загранпаспорта, как анкета для […]
    • За сколько лет можно получить налоговый вычет за ребенка Получение налогового вычета за детей при покупке квартиры/дома/жилья Нередки случаи, когда квартира или дом приобретается родителями совместно с их несовершеннолетними детьми, либо же […]
    • Вычет на ребенка в 2018 году в 1с Налоговый вычет на ребёнка в 2018 году Законодательство регламентирует некоторые виды доходов граждан, которые вычитаются из общей суммы при налогообложении. Налоговые вычеты не облагаются […]
    • 228 ч 1 ук рф тяжесть Категория 228 Категория преступления играет большую роль при определении тяжести преступления и назначении наказания. Какова категория 228 (два два восемь) в настоящее время? В […]
    • Земельный участок многодетной маме Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Порядок […]