Соц жилье для военнослужащих

Жилье для военнослужащих

Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) предусматривает, что право на жилье имеют все военнослужащие-контрактники.

Но, кто-то приобретает право на получение квартиры по истечении первых 5 лет военной службы, кто-то – после 20 лет или после увольнения с военной службы по уважительным основаниям. А некоторые могут воспользоваться только государственными жилищными сертификатами или ипотечным кредитом.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной (предоставление квартиры) в денежную форму расширило возможности военнослужащих самостоятельно принимать решение по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. Возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, даже до окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Наряду с военнослужащим право на получение жилых помещений имеют также члены их семей. К ним, согласно пункту 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих, отнесены:

– дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

– дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

– лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;

– иные члены семьи согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым. Согласно статье 69 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилого помещения по договору социального найма к членам семьи относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители – граждане РФ. А другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, только если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях членами семьи нанимателя в судебном порядке могут быть признаны и другие лица.

Положения статьи 69 ЖК РФ и должны применяться при определении права семьи военнослужащего на предоставление того или иного жилого помещения. Об этом сказано в пункте 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (далее – Постановление N 9).

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем, наряду с нормами Закона о статусе военнослужащих, регулируются жилищным законодательством.

Согласно действующему законодательству любой из военнослужащих по контракту должен быть обеспечен жильем в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место службы. Здесь, конечно, говорится о служебных жилых помещениях. А военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены семей, на первые пять лет службы могут быть размещены в служебных жилых помещениях или общежитиях. Такие помещения закрепляются за учреждениями соответствующих силовых министерств и ведомств.

С военнослужащим, которому предоставляется такое жилье, заключается договор найма служебного помещения, в котором определяется порядок предоставления жилья, его содержания и освобождения. Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба».

После увольнения с военной службы гражданин в некоторых случаях может приобрести право на свое жилье. Но если этого не произошло и (или) военнослужащего обеспечили другим жилым помещением, он должен в трехмесячный срок освободить предоставленное служебное помещение.

Нельзя выселить из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (статья 98 ЖК РФ):

– членов семьи военнослужащих (должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной безопасности, таможенных органов), погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
– пенсионеров по возрасту;

– инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на военной службе.

Предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством РФ, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и НПА субъектов РФ, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим-гражданам РФ, имеющим право не первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

При предоставлении военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма учитывать действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению. Указанные сделки и действия необходимо учитывать за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению

военнослужащего о признании его нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
(в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280)

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года:
выписки из домовых книг;
справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;

д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах «г» и «д» , не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае отсутствия жилых помещений по месту прохождения военной службы им по желанию ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909.

Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; — по состоянию здоровья; — в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление, после увольнения с военной службы — приказ об увольнении в запас или в отставку.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:
а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств — участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);
г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Имею ли я право на бесплатное жилье как военнослужащий, если у жены есть собственность?

Я военнослужащий (сотрудник Федеральной службы безопасности) с 2000 года по настоящее время. Под военную ипотеку не попал. Я женат и имею двух детей, проживаю в Москве в квартире жены, которая является её собственностью (площадь квартиры 75 м). Я с моими детьми зарегистрированы в 2х комнатной квартире (площадь 45 м) в пятиэтажном доме (с этого года вроде попадает под снос) , квартира в соц. найме, находится в Москве (район просп. Вернадского). Так же в квартире зарегистрированы Отец, Мать, брат и его дочь. Я стаю в очереди на улучшения жилищных условий с мая 2005 года в департаменте жилищной политике, так же и мои родители и брат.

Подскажите, имею я право на получения квартиры от своей работы или от города? Или будут учитывать собственность жены?

Ответы юристов (2)

Добрый день, Алексей.

Военные обладают правом на получение благоустроенного собственного жилья.
Но обладают этим правом только те военнослужащие, семьи которых не имеют своих квартир. Также претендовать на получение нового жилья можно в том случае, если нынешнее не отвечает нормам по площади на одного члена семьи, либо признано ветхим.
Жилье военнослужащим выдается при обращении с выпиской о том, есть ли у вас другое жилье.
Также еще перед обращением за получением жилья самостоятельно рассчитайте, соответствует ли ваша квартира норме 18 квадратных метров на 1 человека. Но учитывается общая, а не жилая площадь квартиры.
Перед подачей заявления о получении квартиры также потребуется получить справку о составе семьи.

Если квартира в которой вы проживаете приобретена не во время брака, то вы можете рассчитывать на получение жилья.

При учете Ваших жилищных прав будет рассчитываться площадь, приходящаяся на всех членов семьи в квартире Ваших родителей, где Вы зарегистрированы.

Также будут учитывать квартиру жены, если Вы не разведетесь.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Разъяснения Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)

«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

Право на жилище
25. При рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.

С уважением! Г.А. Кураев

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Постановка в очередь военнослужащих на получение жилья

Подскажите, какие сроки постановки в очередь военнослужащего нуждающегося в жилье, выслуга более 20 лет, увольнение по окончанию контракта

Ответы юристов (12)

Здравствуйте!

Из абз. 12 п. 1 ст. 15
Федерального закона № 76-ФЗ следует, что военнослужащим — гражданам,
обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и
признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51
Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе предоставляются жилые
помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных
граждан:

— в собственность
бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в
котором предусмотрена военная служба;

— по договору
социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания
указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых
помещений в собственность бесплатно утверждены Постановлением
Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «Правила учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в
запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и
сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении
жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства».

Согласно данному
постановлению военнослужащие подают рапорт по команде не
более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с
просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими
постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых
помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются:

заявление на имя
главы муниципального образования;

выписка из личного
дела о составе семьи;

выписка из домовой
книги;

копия финансового
лицевого счета;

выписка из личного
дела о дате и месте призыва;

документы, подтверждающие
право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.

На основе рапорта и представленных в
соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир
(начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом
местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение
жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим
постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий
орган местного самоуправления.

Военный комиссариат
включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или
улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган
местного самоуправления.

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений
или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним
документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

Есть вопрос к юристу?

Согласно ст. 52 ЖК РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5)

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем ( часть 6)

Уточнение клиента

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

13 Мая 2014, 13:07

. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с ОШМ обеспечиваются жилыми помещениями.

При желании получить квартиру не по месту службы они обеспечиваются ею по избранному месту жительства, такая возможность предусмотрена п. 14 ст. 15 ФЗ.

Данным военнослужащим в последний год военной службы может выдаваться ГЖС для приобретения жилого помещения.

В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или в связи с ОШМ при перемене места жительства осуществляется Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи ГЖС. Право на обеспечение жильем на данных условиях предоставляется один раз.

Согласно п.п. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений военнослужащие в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате купли-продажи ранее полученного от государства жилья.
Срок подачи рапорта не более чем 3 года до дня предельной выслуги лет.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»,

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Затем командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства. После чего военкомат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений и направляет копию списка и подлинники документов в орган местного самоуправления (п. 14 того же постановления).

Органы местного самоуправления (жилищный отдел администрации населенного пункта) в месячный срок с момента получения документов из военкомата ставит в очередь и извещает военнослужащего об этом через командира в трехмесячный срок (п. 16 рассматриваемого постановления).

Итого выйдет пару месяцев с момента рапорта до постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье. Но срок уведомления об этом будет отстоять от момента включения в список на три месяца.

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

Это не имеет значения.

Уточнение клиента

Мне довевели что если до принятия решения о постановке на учет нуждающимся произошло увольнение то возможно остаться без жилого помещения

13 Мая 2014, 13:14

Уважаемый Владимир, вот нашел хорошую статью Сергея Коноплева, содержащую ответ на Ваш вопрос.

О сроках постановки на учёт нуждающихся в получении жилых помещений при увольнении с военной службы по различным основаниям

У некоторых возникает резонный вопрос: а когда уже можно становиться на очередь для получения постоянного жилья? Когда подавать заявление (рапорт)?

Ранее данный вопрос чётко регулировался постановлением Правительства РФ 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы… нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»:

9. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Видно, что сроки были оговорены более-менее понятно. Но на сегодня возникает вопрос о правомерности применения данного постановления в связи с фактической утратой им своей актуальности. Чем же руководствоваться сейчас?

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и приказ Министра обороны РФ 2010 года № 1280 не дают указания на точную дату, когда можно подавать документы для постановки на учёт. Однако эта дата является очень важной, т.к. от неё зависит очерёдность предоставления жилья, что следует из пунктов 8, 10-11 приказа МО 2010 года № 1280.

Пункт 1 приказа МО 2010 года № 1280 определяет, что «для признания военнослужащих . имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях… они подают заявление[1]. ».

Таким образом, видно, что срок, когда возникает право на подачу заявления о признании нуждающимся, возникает не ранее возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. (В настоящей статье право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо право на получение жилого помещения в собственность не оговариваются отдельно, а используется для упрощения единый термин «право на получение ЖП по ДСН»).

Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», право на получение ЖП по ДСН возникает у военнослужащего, заключившего контракт о прохождении военной службы до 1998 года, после 5 лет службы по контракту (не считая времени учёбы). Для других военнослужащих – с даты возникновения права на увольнение по одному из трёх льготных оснований (возраст/болезнь/ОШМ) и при выслуге 10 и более лет.

Для увольняющихся по состоянию здоровья

Для военнослужащих, увольняющихся по болезни, право на увольнение по этому основанию возникнет с даты написания ими рапорта об увольнении по болезни и при наличии соответствующего медицинского заключения. Это означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Для увольняющихся по организационно-штатным мероприятиям

Право на увольнение по ОШМ возникает с даты написания военнослужащим рапорта о таком увольнении и при наличии в воинской части соответствующей директивы о проведении ОШМ. Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Если же военнослужащий принципиально не хочет писать рапорт об увольнении по ОШМ (например, не согласен с основанием для увольнения, или просто хочет служить дальше), то считать его увольняющимся по ОШМ можно не ранее истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, т.е. того срока, в течение которого командование должно было решить вопрос о прохождении им дальнейшей службы. Если этот срок истёк, а необходимые и достаточные мероприятия по назначению на другую должность не выполнены, то военнослужащий, вне зависимости от нежелания увольняться по ОШМ, может считаться увольняющимся по этому основанию. Это означает, что при отсутствии рапорта об увольнении по ОШМ и после истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, заявление о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН также может быть подано.

Для увольняющихся по достижении предельного возраста пребывания на военной службе

Право военнослужащего на увольнение по возрасту возникает с достижением им такого возраста.

Согласно пункта 20 приказа Министра обороны 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы. », командир воинской части обязан за 6 месяцев до достижения предельного возраста уточнить желание военнослужащего заключить новый контракт, а за 3 месяца довести своё решение о дальнейшей службе. (На сегодняшний день, если в/с не обеспечен жильём и не желает увольняться без жилья, то отказать ему в дальнейшей службе невозможно. При этом не имеет значение желание самого в/с исполнять обязанности военной службы, а также желание командира на заключение нового контракта).

Если военнослужащий желает продолжить в/службу безотносительно к вопросу о получении жилья (случай редкий, но вполне реальный), то он обязан за 6 месяцев написать рапорт о заключении с ним нового контракта. Если командование согласно на заключение нового контракта, то такого военнослужащего нельзя считать увольняющимся по достижении предельного возраста, и, значит, нельзя считать имеющим право быть принятым на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН.

Если в/с проходит службу сверх предельного возраста по заключённому новому контракту, то считать его увольняющимся по возрасту можно лишь после написания рапорта об увольнении (который можно написать в любое время в период действия такого нового контракта). Из этого же следует, что до написания такого рапорта об увольнении военнослужащего нельзя было считать увольняющимся по возрасту, и, следовательно, у него не возникало права на признание его нуждающимся в получении ЖП по ДСН (подавать заявление о признании нуждающимся было нельзя).

Если же в/с желает продолжить военную службу лишь по причине невозможности уволиться без жилого помещения, то он должен заявить рапортом об увольнении его по возрасту. Одновременно с написанием этого рапорта у в/с возникает право на увольнение по возрасту, и он считается увольняющимся по возрасту.Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

В связи с приведёнными доводами я рекомендовал бы военнослужащим, стоящим перед выбором о необходимости заключать новый «сверхпредельный» контракт лишь для получения жилья, не заключать такой контракт, а, наоборот, настаивать на увольнении по возрасту и писать об этом соответствующий рапорт, чтобы возникло право на получение жилья. Как только такой в/с по его заявлению будет принят на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН, он может смело заключать новый контракт, если это ему зачем-нибудь требуется. Такой контракт не будет влиять на уже возникшее право на получение ЖП по ДСН, а принятый на учёт нуждающихся в/с не может быть снять с этого учёта в связи с заключением им нового контракта, т.к. это не является законным основанием для снятия с учёта. Также нужно помнить, что заключение нового контракта в такой ситуации целиком зависит от желания в/с, и обусловлено следующими правовыми нюансами:

его нельзя заставить заключить такой контракт;

он и без такого контракта по всему спектру прав и обязанностей считается военнослужащим, проходящим службу по контракту;

его нельзя уволить по причине окончания предыдущего контракта и отсутствия нового контракта.

Немного о постановлении Правительства РФ 1998 года № 1054

Что же касается приведённого вначале статьи постановления Правительства РФ 1998 года № 1054, то следует отметить следующее.

Пункт 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержит категоричное положение: «Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации». Это означает, 1) что приказ МО не должен определять порядок признания нуждающимися, и 2) до тех пор, пока не будет принято постановление Правительства, отменяющее № 1054 от 6 сентября 1998 г., либо другое взамен его, то действует это постановление, но в части, не противоречащей нормам высшей юридической силы, либо равной силы, но принятыми позже его. До настоящего времени никакого другого постановления не принято, а значит, применяется это.

Согласно данного постановления, увольняемые по возрасту в/с могут быть поставлены органами местного самоуправления на учёт за 3 года до увольнения с военной службы. Учитывая явное несоответствие между приказом МО 2010 года № 1280 и данным постановлением Правительства по срокам постановки на учёт нуждающихся увольняемых по возрасту, можно попробовать потребовать поставить себя на учёт за 3 года. Если такое требование будет нарушено, то оспорить нарушение можно будет только в суде. С учётом особенностей сферы действия постановления № 1054 (специально для постановки в ОМС), шансы на судебную перспективу весьма малы. Поэтому более реально ориентироваться на алгоритм, описанный применительно к приказу МО 2010 года № 1280.

Также обращаю внимание, что всё вышесказанное о моменте возникновения права на признание нуждающимися в получении ЖП по ДСН относится лишь к тем военнослужащим, которые не были приняты на такой учёт до даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280. К поставленным на учёт нуждающихся в период действия приказа МО 2000 года № 80 всё вышесказанное отношения не имеет.
———————

[1]С 9 ноября 2010 года – с даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280, писать заявление (не рапорт!) о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН необходимо строго по форме, утверждённой этим приказом.

Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства — рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

(п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.)

Как видите сроками в этом случае Вы не ограничены.

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

Главное, чтобы имелся рапорт, поданный не менее чем за 3 года до увольнения. Ходатайство и документы для постановки на учет в ОМСУ могут быть поданы и в данный срок. Рассматривать будут все равно 3 месяца.

Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно»

3. Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом
помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке,
устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — федеральные органы),
заявление по форме согласно приложению
с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта
Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта
Российской Федерации (для городов федерального значения наименование
административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не
указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации,
удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих
личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства),
а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении
военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для
военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями, — о планируемом сроке увольнения с
военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются
федеральными органами;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии
финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи
за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление
дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях
военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
(далее — учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет
принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со
дня представления в уполномоченные органы заявления и документов,
предусмотренных пунктом 3
настоящих Правил (далее — документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы,
указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие
возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до
даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Уточнение клиента

Т.е. при несоблюдении сроков подачи документов военнослужащим его не признают нуждающимся в жилье даже если это действительно так

13 Мая 2014, 13:22

Главное, чтобы имелся рапорт, поданный не менее чем за 3 года до увольнения

«не более чем за три года» Вы хотели сказать

Мне довевели что если до принятия решения о постановке на учет нуждающимся произошло увольнение то возможно остаться без жилого помещения

А на какие нормы ссылались, когда говорили об этом?

В любом случае, права на обращение в суд Вас никто лишить не может

Т.е. при несоблюдении сроков подачи документов военнослужащим его не признают нуждающимся в жилье даже если это действительно так

Судебная практика показывает, что не совсем так, хотя случаи отказов в постановке на учет по причине пропуска сроков есть.

Посмотрите прикрепленный файл, это решение Ростовского гарнизонного военного суда.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Популярное:

  • Заявление на сдачу служебного жилья Документы на служебное жилье военнослужащим В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Приказом Министра обороны РФ от 30 […]
  • Расчет компенсации на жилье военнослужащим Калькулятор жилищной субсидии военнослужащих на 1-е полугодие 2018 года Калькулятор жилищной субсидии на 2-е полугодие 2018 года смотрите здесь=> Данный калькулятор жилищной субсидии […]
  • Ст 179 ук приговор Ст 179 ук приговор Зюзинский районный суд г. Москвы 10 апреля 2017 года вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении жителей столицы: бывшего сотрудника полиции 35-летнего […]
  • Ст 23 федерального закона от 270598 76-фз Охрана труда Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.98 N 76-ФЗ "О СТАТУСЕ […]
  • Простая письменная форма договора дарения квартиры ДОГОВОР ДАРЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА - КВАРТИРЫпроект, образец, форма, бланк, шаблон, примерпростая письменная форма сделки (без нотариуса) 2018 год ДОГОВОР дарения квартиры Россия, город […]
  • Как рассчитать дни при компенсации при увольнении Расчет количества дней для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении Контур.Бухгалтерия — месяц бесплатно! Автоматизированный расчет отпускных в несколько кликов. Экономьте […]