Справка на ввод в эксплуатацию объекта

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Изменения в законодательстве при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Федеральными законами от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 13.07.2007 №216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ.

В частности, обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и другие изменения.

В связи с этим органам местного самоуправления предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления в данной сфере правоотношений (Например, постановления «Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг в сфере градостроительства», «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию», «Выдача разрешений на строительство»).

О прокуратуре

Уважаемые посетители!

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Сопровождение строительства и ввод в эксплуатацию Здания сборочного цеха с конторскими помещениями (Кстовский район, Нижегородская область)

Данная статья является текстовым комментарием к успешно оказанной нами услуге «Юридическое сопровождение строительства». Вы можете ознакомиться с ней подробнее >>>
Или с другими нашими услугами в сфере строительства >>>

Краткая справка о Заказчике

Юридическое лицо – ООО «ПКФ «Автохолод», основными направлениями деятельности которого является продажа и монтаж автохолодильного/климатического оборудования на коммерческий автотранспорт.

Описание проблемы

В целях расширения производственных площадей Заказчиком приобретен земельный участок для строительства здания сборочного цеха с офисными помещениями (основное производство).

Заказчик приобрел на праве собственности земельный участок, расположенный в п.Ждановский, в 50 м. от трассы М7, площадью 4500 кв.м.

В связи с тем, что компания Заказчика никогда ранее не занималась самостоятельно процессом строительства производственных помещений, перед специалистами Прецедент Консалтинг была поставлена первоначальная задача получения разрешения на строительство, а когда процесс строительства будет завершен, необходимо получить всю разрешительную документацию, позволяющую в конечном итоге оформить на имя Заказчика свидетельство о праве собственности на вновь построенный объект.

Подробнее о процессе получения разрешения на строительство Сборочного цеха с конторскими помещениями можно прочитать здесь >>>

Примечание: комплект документов, необходимый для получения разрешения на строительство был подготовлен консультантами Консалтинговой фирмы «Прецедент» ранее. По итогам получено разрешение на строительство объекта.

Методика решения поставленной задачи:

В то время, как Заказчик выполнял строительство объекта – Сборочного цеха с конторскими помещениями (в среднем, этот процесс занял порядка 6-ти месяцев), Консалтинговая фирма «Прецедент» одновременно с юридическим контролем за процессом строительства, осуществляла подготовку документов для последующего ввода объекта в эксплуатацию.

Согласно требованиям Градостроительного кодекса для ввода в эксплуатацию застройщику необходимо предоставить следующую документацию:

  • Акт приемки законченного строительством объекта (между Подрядчиком и Застройщиком)
  • Справка о соответствии построенного объекта требованиям строительных норм и правил;
  • Справка о соответствии построенного объекта проектной документации (обе справки подписываются Застройщиком, Подрядчиком и Организацией осуществляющей тех.надзор);
  • Справки о выполнении тех. условий;
  • Технический паспорт объекта;
  • Исполнительная съемка на объект и инженерные сети.

После выполнения строительно-монтажных работ на линии электроснабжения первоначально в подрядной организации была получены исполнительная документация на построенную линию, в ОАО «Кстовскик РЭС» — справка готовности узла учета, акт разграничения балансовой принадлежности, справка о выполнении т/у. Впоследствии с ОАО «Энергосбыт» заключен договор энергоснабжения.

В МКУ «Кстовские дороги» также получена справка о выполнении т/у.

Далее мы столкнулись с проблемой.

(!) Важный момент: По окончании всех строительно-монтажных работ в органе технической инвентаризации были заказаны работы по инвентаризации построенного объекта. На основании выполненного технического паспорта было установлено, что технические характеристики объекта расходятся с проектной документацией (увеличение площади здания на 100 кв.м., увеличение объема здания на 500 м3). Неизбежным следствием данного факта стала необходимость внесения изменений в рабочий проект и разрешение на строительство.

После внесения соответствующих изменений в проектную документацию, а именно архитектурную и конструктивную часть в Администрацию было подано заявление о внесении изменений в разрешение на строительство, а также продлении срока разрешения. Параллельно в МКУ «Центроград» заказаны работы по исполнительной съемке объекта

Следующим шагом было получение необходимых справок о соответствии объекта СНИПам и рабочему проекту, а также подготовка Акта приемки законченного строительством объекта.

Сотрудниками организации осуществляющей технический надзор, на основании договора подряда, по итогам осмотра выполненного объекта были выданы необходимые справки. Также, между Заказчиком и Подрядчиком подписан акт приемки-сдачи на объект.

Сформированный комплект документов, отправлен в Администрацию. По итогам выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Далее в органе технической инвентаризации заказаны работы по подготовке технического плана на объект и постановке объекта на кадастровый учет.

Получив кадастровый паспорт, приложив разрешение на строительство и разрешение на ввод обращаемся в правление Росреестра за гос. регистрацией права на объект.

С полученным результатом – построенным и введенным в эксплуатацию объектом – можно ознакомиться в нашем специальном видео: ссылка на видео

Конечным результатом для Заказчика явилось быстрое и беспроблемное свидетельство о праве собственности на вновь построенный объект недвижимости. К промежуточным результатам можно отнести следующие:

  • разработка детальной стратегии, позволяющей устранить неизбежные при приемке любого объекта в эксплуатацию сложности;
  • получение квалифицированной консультационной поддержки на всех этапах сотрудничества;
  • получение и согласование всех необходимых для ввода объекта в эксплуатацию документов;
  • получение свидетельства о праве собственности;
  • возможность заниматься своей профессиональной деятельностью, приносящей ежедневную прибыль, без необходимости ежедневно вникать в тонкости процесса проектирования, строительства и регистрации права собственности на вновь построенный объект.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию памятника культуры наследия

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию памятника культуры наследия.

Перечень необходиммых документов для получения ввода объекта в эксплуатацию памятника культуры наследия:

1) Заявление на предоставление государственной услуги.
2) Документ, удостоверяющий личность заявителя.
3) Правоустанавливающие документы на земельный участок.
4) — Акт приемки объекта капитального строительства.
— Акт приемки объекта капитального строительства.
— Акт приемки мусоропроводов и помещений мусоросборных камер.
— Акт приемки кровли.
— Акт приемки фасадов.
— Акт тепловизионного контроля качества ограждающих конструкций (энергетический паспорт).
— Акт приемки системы и выпусков внутреннего водостока здания.
— Акт приемки внутренних систем отопления.
— Акт приемки внутренних систем хозяйственного и горячего водоснабжения.
— Акт приемки системы и выпусков внутренней канализации.
— Акт приемки естественной вентиляции.
— Акт приемки систем приточно-вытяжной вентиляции.
— Акт приемки систем кондиционирования воздуха.
— Акт приемки законченного строительством инженерного сооружения (ЦТП, РТП и др.).
— Акты приемки слаботочных систем и автоматизации инженерных систем (по перечню в соответствии с утвержденным проектом).
— Акт (справка) приемки внутриквартальных водостоков (форма Мосводосток).
— Акт приемки пристенных дренажей и водовыпусков в водостоки.
— Акт об обеспечении объекта теплоснабжением (форма МТК и МОЭК).
— Акт технической приемки водопровода(форма Мосводоканал).
— Акт осмотра дворовой канализационной сети (форма Мосводоканал).
— Справка о выполнении технических условий энергоснабжающей организации (форма МКС Мосэнерго).
— Акт приемки внутренних электромонтажных работ.
— Акт приемки работ по устройству наружного освещения.
— Справка о выполнении работ по телефонной канализации (форма МГТС).
— Акт о выполнении работ по радиофикации.
— Акт о выполнении работ по системам телевидения.
— Акты полного технического освидетельствования подъемно-транспортного оборудования (по перечню в соответствии с утвержденным проектом)(формы специализированных организаций).
— Акт технической приемки локальных систем безопасности объекта (форма ДЖКХ).
— Акт технической приемки магистральных сетей для подключения к системе обеспечения безопасности города (форма ДЖКХ).
— Акты приемки смонтированного технологического оборудования.
— Акт принятых работ по благоустройству и озеленению (зимняя или летняя формы — форма МГСН).
— Акт (справка) о соответствии объекта капитального строительства требованиям приспособления для нужд инвалидов и маломобильных граждан(форма ДСЗН).
— Техническая ключевая справка эксплуатирующей организации, подтверждающая приемку объекта от заказчика.

5) Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.

6) Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

7) Документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

8) Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

9) Документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

10) Технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. 221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости, в случае, если указанный документ (его копия или сведения, содержащиеся в нем) отсутствует в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Справка на ввод в эксплуатацию объекта

Порядок выдачи разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию

Является необходимым условием получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Специализированная организация, имеющая аварийно-диспетчерскую службу и допуски на обслуживание сетей газоснабжения

3) состав и тип газоиспользующего оборудования;

4) тип установленного прибора (узла) учета газа;

5) копия договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении;

6) копия акта об определении границы раздела собственности

Организация, эксплуатирующая сети газоснабжения

-справка или акт органа местного самоуправления о присвоении почтового адреса (для вновь созданных объектов);

-иные документы, которые могут понадобиться кадастровому инженеру для выполнения кадастровых работ.

10 рабочих дней

Является основанием для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости и для государственной регистрации прав на объекты недвижимости

4) разрешение на строительство.

5) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора строительного подряда).

6) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.

7) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, на основании договора, строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).

8) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

9) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

10) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 ст. 54 настоящего Кодекса.

11) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

12) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования.

13) Технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2, 3,4, 10 запрашиваются органами, указанными в части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Документы, указанные в пунктах 2, 5, 6, 7, 8, 9, 13 направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если указанные документы, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Градостроительный кодекс РФ (статья 55)

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию» (с изменениями, утвержденными Постановлением Администрации г. Ижевска от 16.12.2013 №1541/6)

Приказ Министерства регионального развития РФ от 2 июля 2009 г. N 251

«Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство возложены на иные федеральные органы исполнительной власти»

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 74)

Особенности ввода в эксплуатацию жилых помещений

Автор: Артем Ломакин

Задержка ввода в эксплуатацию в несколько месяцев считается на рынке нормальной и практически неизбежной, несмотря на то, что такая практика ущемляет интересы покупателя и нарушает установленные нормы законодательства.

Сегодня темпы строительства на рынке жилой недвижимости в России идут далеко впереди сроков ввода в эксплуатацию жилья, и это происходит при существенном отставании спроса от предложения. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России), прогнозируется рост жилищного строительства: на 2013 год намечен ввод 71 миллиона квадратных метров жилья, на 2014-й – 79 миллионов кв. метров жилья, на 2015-й – 90 миллионов кв. метров жилья.

Вместе с тем, с вводом нового жилья происходит и высокий рост цен на него. По итогам второго квартала 2012 года, Россия стала четвертой (!) страной в мире по темпам роста стоимости жилья. А что касается столичного рынка жилой недвижимости, то Москва стала вторым (!) городом в мире по темпам роста цен на жилье. По мнению участников рынка недвижимости, чтобы строительство недвижимости стало более рентабельным, застройщикам нужно предоставить земельные участки на более льготных условиях.

При этом сегодня имеются достаточные основания, чтобы отметить спад ввода в строй жилой недвижимости в крупнейших по объему ввода жилья регионах, и в первую очередь – это Московская область, являющаяся лидером по этому показателю среди всех регионов РФ.

Задержка ввода жилого помещения в эксплуатацию может зачастую исходить из-за действий государственных органов, выдающих разрешение на строительство или разрешение о вводе дома в эксплуатацию, либо утверждающих акт приемки объекта строительства с несоблюдением установленных сроков, и порой это сопровождается нарушением действующих норм законодательства.

Ранее, до вступления в силу нового Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), вопросы ввода объекта в эксплуатацию не были должным образом урегулированы, и регламентировались лишь региональными подзаконными нормативными актами.

С течением времени Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) г. Москвы была преобразована в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, в котором и был создан отдел службы «одного окна», занимающийся выдачей разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. Срок рассмотрения, оформления и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или аргументированного отказа в выдаче такого разрешения составляет 10 дней со дня сдачи документов.

На интернет-сайте Комитета государственного строительного надзора г. Москвы можно в открытом доступе ознакомиться с бланком заявления на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, рекомендациями по оформлению заявления, а также перечнем документов необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Новый ГрК РФ изменил порядок ввода объекта в эксплуатацию, исключив приемку объектов государственными приемочными комиссиями и предусмотрев единый порядок ввода объекта в эксплуатацию независимо от особенностей отдельных видов объектов.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 698 была утверждена форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Далее, приказом Минрегиона России от 19.10.2006 г. № 121 была утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Касаемо существующих правовых норм по рассматриваемой тематике нашей статьи, хотелось бы привести следующий пример актуальной судебной практики.
Суд удовлетворил заявленные исковые требования компании и признал незаконным отказ местной городской администрации в выдаче разрешения на ввод построенного жилого дома в эксплуатацию.

Как было установлено судом, отвод земельного участка под строительство многоэтажного шестисекционного жилого дома произведен на основании договора аренды земельного участка. Отведенный участок земли использовался обществом строго по целевому назначению с соблюдением границ плана отвода земельного участка и договора аренды. Также обществом добросовестно уплачивалась арендная плата.

В целях подготовки проектной документации строительная компания получила согласование и разрешение соответствующих служб и организаций.

Администрацией города было впоследствии отказано компании в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку заявителем не были представлены документы, касающиеся вопроса выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в частности, документы, свидетельствующие о выполнении технических условий на водоснабжение, канализацию и газификацию, пояснительной записки, схемы, отображающей архитектурные решения, проектная документация, исходно-разрешительная и проектная документация на нежилую пристройку.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесено выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Исследовав представленные в материалах дела документы, суд пришел к выводу, что администрацией города не представлено безусловных доказательств, объективно свидетельствующих о законности и обоснованности оспариваемого отказа.

В статье 55 ГрК РФ установлено понятие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой удостоверение выполнения строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Установлено, что заявителем, в соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, были представлены все документы, необходимые для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, в том числе:

правоустанавливающие документы на земельный участокдоговор аренды земельного участка, зарегистрированный в территориальном отделе Росреестра;
разрешение на строительство жилого дома;
акт приемки объекта капитального строительства;
акт о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации;
акт о соответствии работ, выполненных на строительстве;
справка о выполнении технических условий по водоснабжению;
справка о выполнении технических условий в части прокладки канализационного коллектора;
справки из электроснабжающих и электропродающих организаций о выполнении технических условий по электроснабжению;
заключение Главного управления государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и распоряжение о его утверждении;
акт итоговой проверки Главного управления государственного строительного надзора о соответствии выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

В части документов, свидетельствующих о выполнении технических условий на водоснабжение, канализацию, судом установлено, что соответствующей справкой компания подтвердила выполнение заявителем в полном объеме технических условий, касающихся водоотведения (канализация).

Также судом установлено, что технические условия на газификацию практически выполнены заявителем, что подтверждается представленными заявителем доказательствами, кроме пункта, которым установлено, что пуск газа производится после государственной регистрации права собственности на принятый в эксплуатацию объект газового хозяйства. Вместе с тем, выполнение данного условия без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным, поскольку разными субъектами установлены взаимно исключающие требования, что признается судом обстоятельством, не обеспечивающим сбалансированный учет экологического, экономического, социального и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, что априори противоречит основным ее принципам, установленным в ст. 2 ГрК РФ.

Таким образом, судом было установлено, и материалами дела подтверждено, что компания выполнила все условия, установленные действующим законодательством для получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 ГрК РФ основаниями для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются:
отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи;
несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.

Доказательств наличия оснований, предусмотренных ч. 6 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод жилого дома, судом не установлено, в связи с чем заявление истца подлежит удовлетворению.

Кроме того, суд отмечает, что сторонами в судебном заседании не оспаривался тот факт, что в период осуществления строительных работ жилого дома каких-либо замечаний от уполномоченных органов в области государственного архитектурно-строительного надзора в адрес компании по вопросу несоответствия строительства разрешительной документации, градостроительным регламентам, строительным нормам и правилам, не поступало.

Кроме административных барьеров, присутствуют также и соответствующие риски, которые могут сопровождать застройщиков с момента получения разрешения на строительство и до ввода жилого дома в эксплуатацию. В период строительства объекта возможно, например, повышение рыночной стоимости строительных материалов, что может повлечь за собой необходимость дополнительного финансирования, а соответственно и возможное приостановление работ по строительству объекта.

Ситуация, когда происходит смена инвестора, является еще одним существенным моментом для приостановления установленных сроков строительства. Такая ситуация может произойти в любое время, и тогда строящийся объект продается по причинам недостатка финансовых средств, при заключении нового инвестиционного контракта и др.

Различные форс-мажорные обстоятельства также могут помешать при проведении расчета точных сроков сдачи объекта в эксплуатацию.
Одним из основных нормативно-правовых актов в области правоотношений участников сделок с жилыми помещениями, стал Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ 214).

Согласно данному закону, в договоре застройщик обязан указать точные сроки сдачи объекта в эксплуатацию. В случае невыполнения своих обязательств перед участником долевого строительства, застройщик обязуется уплатить всю сумму, внесенную гражданином, а также выплатить соответствующую неустойку.

Отметим, что принятый ФЗ 214 был неплохой мерой запретить застройщикам использовать так называемые вексельные схемы, предварительные договоры как способы привлечения денег граждан. Согласно этому акту, привлечение средств граждан допускается только на основании договора участия в долевом строительстве, путем выпуска жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение жилых помещений. Также законом предусматривается обязательная государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, что было сделано в целях предупреждение двойных продаж квартир.

В целях предотвращения утраты дольщиками прав на объект, в который были вложены деньги, в 2011 году был принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве). «», содержащий особый порядок банкротства застройщика.

Как один из вариантов разрешения проблемы, довольно эффективным путем видится осуществление соответствующих антикризисных мероприятий по каждому проблемному объекту. В случае невозможности дальнейшего строительства объекта, арбитражный управляющий должен разрешить задачи по преодолению различных кризисов. Видится целесообразным специальная подготовка и повышение роли и статуса арбитражного управляющего, деятельность которого должна быть направлена на финансовое оздоровление и восстановление инвестиционного потенциала объекта строительства.

Случались ситуации, когда в регионах обманутым дольщикам властью выделялось жилье за счет местных бюджетов, тогда как эти местные бюджеты просто-напросто не предусматривали подобных статей расходов, что, увы, не решало проблем граждан. Но ведь инициативы властей приветствуются, когда они эффективны и полезны для общества.

Например, в 2012 году на интернет-сайте Правительства Московской области был опубликован список жилых объектов по долевому строительству, подготовленный Комитетом Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью, и включающий в себя реестр проблемных застройщиков, который по состоянию на 29 декабря 2012 года насчитывает 67 юридических лиц.

Данный реестр публикуется в соответствии с требованиями закона Московской области от 01 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области».

Реестр проблемных застройщиков будет обновляться на сайте Комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью не позднее 30 числа каждого месяца.

Как писала «Российская газета» в декабре 2012 года (федеральный выпуск № 5969 (296)), генеральной прокуратурой была проведена соответствующая проверка по вопросу соблюдения в России действующего законодательства при строительстве жилых домов. Выводы надзорного ведомства были неутешительны, т. к. по всей стране постоянно выявляются многочисленные нарушения закона, большинство из которых связаны с областью долевого строительства.

Только за последние полгода в прокуратуру поступило около 112 тысяч жалоб на нарушения жилищного законодательства, причем каждая четвертая из них признана обоснованной. Всего за последние два года прокуроры выявили более 4,5 тысяч нарушений в сфере долевого строительства, и свыше 1,2 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

«Практика прокурорского надзора показывает, что при масштабных темпах возведения жилых домов состояние законности в этой области остается неудовлетворительным», – заявил Генеральный прокурор России Юрий Чайка на коллегии, посвященной вопросам соблюдения законодательства в жилищной сфере. – «Наиболее сложная обстановка складывается в Москве (52 объекта) и Московской области (109 объектов), Пермском крае (42), Новосибирской (57) и Самарской (64) областях».

По его словам, в настоящее время в стране насчитывается почти 750 так называемых «проблемных объектов» с неясной перспективой, при строительстве которых ущемлены права свыше 75,6 тысяч человек.

Всего в 2012 году в сфере долевого строительства было зарегистрировано около 1 тысячи сообщений о преступлениях, возбуждено более 670 уголовных дел. Лидируют по делам об обманутых дольщиках Башкортостан, Краснодарский край, Воронежская, Тюменская и Московская области. За это же время судами рассмотрено 58 уголовных дел, из которых по 56 вынесены обвинительные приговоры.

Генпрокурор отметил, что нарушения законов вскрываются проверками на всех этапах строительства – от выделения земельных участков до ввода объектов в эксплуатацию. Практически во всех регионах прокуроры выявили случаи строительства жилых домов без получения разрешительных документов и с нарушением требований земельного законодательства. Кроме того, застройщики даже где-то занимались хищением и нецелевым использованием денег дольщиков, а также выделяемых для завершения строительства домов бюджетных денег. Среди других распространенных нарушений – необоснованно прекращение строительных работ, низкое качество их выполнения, нарушение сроков строительства и ввода жилых домов в эксплуатацию, а также сдача жилья, фактически непригодного для проживания.

В связи со значительным числом нарушений законодательства, допускаемых строительными организациями, следует пресекать факты строительства жилых домов без получения разрешительных документов, отметил генпрокурор. По его словам, также нужно устранять случаи, когда государственные власти и органы местного самоуправления искусственно создают административные барьеры при получении застройщиками соответствующих разрешений.

Касаемо соблюдения превентивных мер по защите законных прав и имущественных интересов сторон при осуществлении сделок с недвижимостью, то гражданам, прежде всего, необходимо выбирать довольно известного застройщика или крепкую и стабильную компанию, уже зарекомендовавшую себя на рынке недвижимости, если они не хотят идти на риск.

Для юридических лиц, как-то: застройщиков, важным пунктом является открытость информации о компании, предоставление сведений обо всех этапах строительства объекта, возможность просмотра фотографий объекта, ссылки на предыдущие проекты застройщика и пр. И, конечно же, компания должна иметь весь соответствующий комплект разрешительных документов, в полном соответствии с ФЗ-214: разрешение на строительство, проектная декларация, права собственности на земельный участок или договор аренды этого участка и т. д.

В случае, если компания нарушает свои обязательства в отношении согласованных сроков передачи квартиры, отказываясь при этом выплачивать неустойку, гражданин имеет законное право обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, где кроме данной неустойки за срыв сроков, можно будет взыскать еще и убытки за нарушение обязательств, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.

Таким образом, мы видим, что добросовестным компаниям в своей деятельности на российском рынке недвижимости необходимо придерживаться установленного законом порядка в области градостроительного права, в особенности, в вопросах ввода в эксплуатацию жилого фонда, сохраняя при этом свою репутацию и денежные средства в целости и сохранности.

Популярное:

  • Юридическая консультация спб озерки Бесплатная юридическая консультация в Выборгском районе Санкт-Петербурга Ответим на все ваши вопросы в любой сфере права юрист Татьяна Ивановна Пестрикова юрист Евгений Павлович […]
  • Уставные конституционные суды субъектов рф Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Наименование суда - Ф.И.О. председателя Почтовый […]
  • Мировой суд щелково 282 Судебный участок №282 Щелково Судебный участок №282 мирового судьи Щелковского судебного района Московской области МИРОВОЙ СУДЬЯ Фомичев Александр Александрович АДРЕС: 141102, Московская […]
  • Вклады большие проценты уфа Вклады в Уфе Специальные предложения Дебетовая карта «Польза» - VISA PLATINUM. Каждая покупка по карте приносит вам деньги! до 7,5% годовых на остаток собственных средств по карте […]
  • Прицепы для легковых авто купить в москве Прицепы для легковых авто купить в москве Все популярные прицепы в наличии Услуга постановки на учет (экономия времени) Бесплатная сборка каркасов тентов Все товары по заводским […]
  • Адвокат зарипова Зарипов Тимур Фаритович - Адвокат ИНФОРМАЦИЯ ОБ АДВОКАТЕ ОБРАЗОВАНИЕДва высших. Юридическое - ГОУВПО "Российская академия правосудия" (г. Москва, учредители: Верховный Суд РФ, Высший […]