Тройной развод в исламе

Тройной развод во время месячных

Вопрос: Ас- салам Алейкум ва рахматуЛлаhи ва баракятуh! Очень давно я ищу вопрос на ответ: считается ли мусульманка разведённой, если муж дал ей тройной талякъ во время месячных. Считается ли это окончательным разводом? Это мой первый вопрос. Второе, я хотела бы узнать: считаются ли слова «иди на все 4 стороны» разводом. И третье, если муж сказал жене эти слова во время спора (и он не помнит с каким намерением он их сказал), потом через несколько месяцев, во время сильного гнева, он прокричал три талякъа жене (у жены были месячные в это время), и ещё через несколько месяцев муж опять дал тройной талякъ жене во время месячных, после всего этого муж и жена хотят помириться. Имеют ли они на это право? Ради Аллагьа, прошу помогите разобраться. Я читала истихар, мне приснился хороший сон и и я советовалась со знающими мусульманами (они сказали что мы можем помириться, что наш развод недействителен) и мы, АльХамдуЛиллягь, помирились с мужем и теперь проявляем сабур. АльХамдуЛиллягь. Но во мне остались сомнения, что мы имеем право быть мужем и женой. Ас-салам Алейкум ва рахматуЛлаhи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. Хотя и неправильно со стороны мужа давать талак в то время, как у жены менструация, тем не менее, талак будет иметь силу. В хадисах написано, что сайидуна Абдулла бин Умар (радиаллаху анху) дал своей жене один развод в то время, когда у нее были месячные. Затем, он пришел к Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) чтобы спросить его о решении. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) велел ему аннулировать талак и вернуть ее обратно в свой никах. Он также сказал ему: когда она очистится, то сможешь развестись с ней если захочешь или сохрани с ней никах.

Абдулла бин Умар затем спросил: «О Посланник Аллаха, а что, если я дал ей три талака? Будет ли мне дозволено вернуть ее обратно в мой никах». Расулюллах (салляллаху алейхи уа салям) ответил: «Нет, она стала полностью разведенной с тобой (т.е., ты не можешь на ней снова жениться) и ты совершил грех» (Даракутни, хадис №3974) .

Исходя из приведенного выше хадиса, устанавливаются следующие правила:

а) Талак, данный во время менструации, является действительным и имеющим силу. Если бы он не имел силы, то Расулюллах (салляллаху алейхи уа салям) не сказал бы сайидуна Абдулле бин Умару, что он может отменить его.

б) Если мужчина дает своей жене три талака, будь то одновременно или разные периоды времени, все три талака будут иметь силу. Следовательно, оба — муж и жена — станут харамом друг для друга и у них не будет возможности примириться.

Шейхи постановили в Маусуга фикх:

Большинство юристов (всех четырех школ мысли) считают, что талак, который был дан во время менструации, является действительным. Потому, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) дал указание Абдулле бин Умару отменить развод. Очевидно, что развод не может быть отменен, если он не вступил в силу. И, в соответствии с повествованием Даркакутни, он (Абдулла бин Умар) сказал: «О Посланник Аллаха, что если бы я развелся с ней три раза?» Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Она стала бы полностью разведенной с тобой, и это было бы большим грехом» (Аль-Маусуга аль-Фикхия аль-Кувейтийа, т. 18, стр. 326) .

2. Я не знаю, что именно Вы подразумеваете под словами «иди на все четыре стороны». Чтобы понять смысл этих слов правильно, важно, чтобы Вы уточнили контекст этих слов. Если в этих словах содержится указание на развод, и Ваш муж намеревался развестись произнося эти слова, то это будет представлять собой развод. Если же эти слова служат признаком развода и они были произнесены до момента, когда Ваш муж дал Вам три талака, то это, в свою очередь оказывает влияние на тот момент, когда Ваш муж выдал вам три талака. Таким образом, Вам очень важно представить нам подробную информацию о ситуации.

3. В то время как снам действительно уделяется важное место в Исламе и их можно толковать, чтобы определить те или иные вещи и направить человека в жизненных ситуациях, тем не менее, они не могут быть использованы для установления любых правовых норм в Исламе. Таким образом, в данном случае Ваш сон не может быть использован для принятия решение. Мы с пониманием относимся к вашей ситуации, и желаем Вам только лучшее. Если существует выход из вашего затруднительного положения, то постараемся помочь в меру наших возможностей, но, в любом случае, без ущерба закону шариата. Инша Аллах.

Да облегчит Вам Аллах и да дарует вам счастье и все хорошее в этом мире и ахирате. Амин.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar (Q438)

Обсуждения

Действителен ли тройной развод в одной фразе?

3 сообщения

Действителен ли тройной развод в одной фразе?

Вопрос: Я развелся с женой около восьми лет назад. Когда я попросил Къади зарегистрировать развод, я сказал: «Я развожусь с моей женой такай-то, дочерью такого-то, три раза». Но при записи акта, пишущий записал это как один развод. Это дало моей жене надежду, что я верну её обратно, и она до сих пор не вышла заму… Теперь я хочу взять ее обратно, и ее семья тоже этого хочет. Должен ли я пойти против моего намерения и действовать на основе того, что записано в акте или нет?

Ответ: Хвала Аллаху.

Мнения ученых разошлись в вопросе того, кто дал жене тройной развод в одном выражении (т.е. сказал: я развожусь с тобой трижды). Большинство ученых считают, что тройной развод действителен, а другие считают, что это засчитывается как один развод.

Шейха Абдуль-Азиз ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили: Человек дал своей жене тройной развод в одной фразе, каково постановление по этому поводу?

Он ответил: Если человек разводится со своей женой три раза с одного слова, такие, как говорят, «Ты разведена три раза» или «трижды разведенная», большинство ученых считают такую женщину разведенной три раза, и что она становится запретной для него, до тех пор, пока она не побывала замужем за другим человеком в серьезном браке, не в браке «тахлиль»1, а затем они разошлись, по причине смерти нового мужа или развода с ним. Они обосновывают это, тем, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) считал тройной развод действительным, и ввёл это среди людей.

Другие ученые считают, что это следует рассматривать как один развод, и муж может взять ее обратно, если идда2 еще не закончилась. Если идда закончилась, он может жениться на ней заново. Они приводят в качестве доказательства, хадис из «Сахиха Муслима», от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Во время Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время Абу Бакра и в первые два года правления Умара, тройной развод считался как один. И Умар сказал: «Поистине люди проявили спешку3 в том, в чем должны быть терпеливы4, а что если мы утвердим их слова5 ?», и он утвердил это». В другом риваяте Муслима: Абу аль-Сахба сказал Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими Аллах: «Разве во время Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и в течении первых трех лет правления Умара, да будет доволен им Аллах, тройной развод не считался как один?» Он сказал: «Да».

Также в качестве доказательства они приводят сообщение, переданное имамом Ахмадом в Муснаде, с хорошим иснадом, от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Ракана развелся со своей женой, сказав «я развожусь с тобой три раза», но потом пожалел об этом, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вернул её ему и сказал: «Это всего лишь один (развод)». И они (ученые) отнесли смысл этого и предыдущего хадиса к тому, что тройной развод считается как один, совместив эти два хадиса со словами Всевышнего: «Развод допускается дважды». (Коран, 2:229). А так же словами Всевышнего и Великого: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих». (Коран, 2:230).

Этого мнения придерживался Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обеими), согласно достоверному сообщению, переданному от него. В другом его риваяте передается, что он придерживался мнения большинства. Того мнения, что тройной развод должен рассматриваться как один, придерживались также Али, Абдурахман бин Ауф и Зубайр бин аль-Аввам (да будет доволен Аллах ими всеми).

Это было также мнением ряда Табиинов, Мухаммада ибн Исхака, автора ас-Сира, и некоторых уляма из ранних и поздних ученых. Этому мнению отдавали предпочтение так же Шейх аль-Ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Каййим (да смилуется над ними Аллах). Я тоже поддерживаю это мнение, по причине этих текстов, а так же потому, что это милосердие к мусульманам и добро для них. (Фатава Ислямийа, 3/281, 282).

Вероятно, Къади так же придерживался точки зрения, состоящей в том, что тройной развод засчитывается как один развод. Основываясь на этом, не будет греха, если вы возьмете её обратно. Однако, после истечения срока «идда» вы не можете взять ее обратно, − вы должны заключить с ней новый брачный контракт.

Что касается принятия ее обратно после того, как идда закончилась − то есть, после трех менструальных циклов − это недопустимо, потому что, как только идда женщины завершена, она становится «чужой» для своего мужа, и она не является допустимой для него, за исключением с нового брачного контракта. (Фатава Ислямийа, 3/293).

И Аллах знает лучше.

1 Брак тахлиль — запрещенный вид брака, заключаемый с разведённой женщиной, с целью последующего развода с ней, для того, чтобы она имела возможность выйти замуж за того человека, с которым прежде она уже трижды развелась. (Здесь и далее прим. редакции).
2 Здесь, идда — срок, который должа выждать разведенная женщина, прежде чем сможет снова выйти замуж, и который составляет три полных менструальных цикла. Согласно шариату, получившая развод женщина остается в супружеском доме на весь период идда.
3 Т.е. Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам, сделав женщину запретной для мужа только после третьего развода и тем самым оставил дорогу для тех, кто раскаялся и пожелал вернуть жену обратно. Но люди сами навлекли на себя трудности в этом вопросе, собрав три развода в одной фразе и пожелав сделать жену запретной для себя с одного раза.
4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о ком-то, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Так же пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака». («Сунан ат-Тирмизи», «Сунан Абу Давуд», «Сунан Ибн Маджа»).
5 Т.е. постановил, что отныне, тройной развод в одной фразе будет считаться как три развода. Умар, да будет доволен им Аллах, был категоричен в вопросах религии и не позволял людям относиться легкомысленно к шариату Аллаха.

Тройной развод (талак)

Настоящий материал входит в подраздел «Развод». Если вам интересные другие материалы про мусульманскую семью, то посетите раздел «Семья и Ислам». Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три[1]; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три[2]]»[3].

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один[4]. Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)»[5].

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»[6]

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).

Лекция на эту тему:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.

[2] Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.

Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.

[3] Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

[4] Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.

[5] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

[6] Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Тройной развод в исламе

Я мусульманин из Америки. Какое-то время назад я женился, но не знал о том, как происходит развод по Шариату.
Друг сказал мне, что если я пожелаю развестись с женой, то мне нужно сказать ей трижды «развод» (по ар. таляк). Я сразу же, с первого раза, когда я пожелал развестись с женой, я отправил ей письмо со словом «таляк». Отправил ей три письма, так как моя жена была в Индии. Я не знаю, зачем я развелся с ней, и не знаю, намеревался я её развести или нет. Её брат обратился с вопросом к знатоку Корана, и тот сказал ему, что развод посредством писем (SMS) не дозволен.
После этого я развел её еще два раза. Первый раз я сказал ей слово «таляк» дважды, а во второй – трижды. Я был в сильном гневе в последние два раза, а у нее была менструация.
Между каждой менструацией у меня с женой были супружеские отношения. Однажды, по телевизору я слышал шейха, который сказал, что невозможно, чтобы мужчина имел с женой супружеские отношения, а на утро развелся с ней. То есть развод не происходит, так как между ними любовь и согласие.
Я не знаю, каково было мое намерение, когда я произносил те слова. Моя жена говорит, что не слышала, как я в гневе говорил слова о разводе. Нужны ли для этого свидетели?
Также по Интернету я читал фетву ученых-ханафитов, которая гласит, что если человек трижды произнес слова «развод», то развод считается окончательным (то есть считается, что он произошел три раза). На вашем сайте я читал фетву, противоположную этой.
Каково ваше мнение о моей ситуации?

Развод посредством почтовых писем или SMS-сообщений считается действительным, если у человека было намерение развести свою жену, или есть доказательство, подтверждающее это намерение.

Если же человек написал эти слова ради эксперимента, или чтобы причинить боль жене, но не намеревался её развести, то развод не действителен.

Однако если Вы сомневаетесь в своем намерении при написании письма или забыли его, то Ваш развод является действительным.

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 72291.

Условием развода не является то, что жена обязана слышать непосредственно слова развода, или что при этом обязаны присутствовать свидетели.

В соответствии с более предпочтительным мнением ученых, развод, который произошел во время менструации или в тот период, когда её не было, но между женой и мужем были супружеские отношения, считается недействительным. Для подробной информации обратитесь к ответу на вопрос № 72417.

Развод во время сильного гнева считается недействительным. Дополнительная информация в ответе на вопрос № 96194.

В соответствии с более верным мнением ученых, развод, произнесенный трижды вместе, считается одним. Считается одним при любом способе развода: как в случае, когда было сказано: «Ты разведена, ты разведена, ты разведена», так и в случае, когда было сказано: «Ты трижды разведена».

Если человек развелся с женой в первый раз, и у неё начался срок выжидания /‘идда/, но до того, как он её вернул, он развел её снова, то второй его развод не засчитывается. Таково более верное мнение ученых. Так как развод может быть только после заключения брака или после того, как муж вернул свою жену после развода.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Наиболее предпочтительное мнение по всем этим вопросам заключается в том, что тройной развод невозможен никогда, если только между разводами муж вернул свою жену, или был заключен брак. В остальных случаях тройной развод невозможен. Это мнение избрал в качестве верного шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах. И это мнение является верным» (аш-Шарху-ль-мумути‘. Т. 13. С. 94).

Основываясь на всём, что сказано нами выше, Вы можете подсчитать, сколько разводов у Вас засчитывается.

Мы бы хотели обратиться к мужьям, чтобы они побоялись Всевышнего Аллаха и не играли с Его аятами, не превращали развод в игру и не использовали его в целях, для которых он не предназначен.

Спровоцировала мужа на развод и теперь не знаю, как всё исправить…

Помогите мне, пожалуйста, советом. Очень прошу. Очень плохо. Жить не хочу. Сама инициировала развод, можно сказать, насильно. Просила талак в последнее время. Муж не давал, говорил, что давай только 1 или 2 раза, но я отказывалась. В конце концов, терпение моё лопнуло, дошло до истерик и слёз. Было всем плохо. Мне муж дал (плача) 3 раза талак. И тут всё началось.

Я сразу осознала, что натворила. Оставила троих детей без отца, и сама осталась без мужа. Мне плохо. Очень плохо. Перед Всевышним страшно и стыдно. Узнав, что Аллах проклинает жену, просящую развод, становится ещё хуже. Постоянные вспоминания об этом угнетают и не дают ни есть, ни пить, ни жить нормально. Дети каждый день видят мои слёзы и страдания. У них прошу прощения за всё, что натворила.

Как мне быть? Как мне вернуть мужа в семью? Помогите, пожалуйста, мудрым и правильным советом, как сохранить семью. Ради Аллаха. Муж отказывается возвращаться, ссылаясь, что меня предупреждал и дал 3 раза талак – обратно дороги просто нет. Как же тогда быть? Как вернуть мне любимого? Помогите! Ради Аллаха! Очень прошу помощи!

С точки зрения религии:

Практически в каждом своём ответе в этой рубрике, да и в личной практике, всегда и всех предостерегаю от развода, стараюсь помочь семье как-то пережить нелёгкие времена их семейной жизни, найти компромисс. На это есть две причины: 1) развод – это самое неодобряемое из дозволенного, то есть к нему нужно прибегать лишь в крайних моментах, когда уже не видишь никакого другого пути; 2) практика показывает, что в подавляющем большинстве оба супруга, особенно женщина, сожалеют о том, что не сохранили брак, поспешили, пошли на поводу своих страстей, эмоций, эго.

Поскольку ответ будут читать и другие, хотелось бы сказать ещё несколько слов о количестве фраз развода. Для того, чтобы развестись, достаточно сказать ОДИН раз «ты мне не жена» или «я с тобой развожусь», «даю тебе развод» и т. п. Совсем не обязательно делать это трижды. Но у нас, к сожалению, бывает как раз-таки чаще всего именно так – тройной развод. А после троекратного развода муж и жена уже не могут быть вместе, уже не получится просто сказать «я тебя возвращаю» или же сходить к имаму и как в первый раз (при свидетелях, при опекуне невесты, махраме. ) заключить брак и жить дальше. Единственная возможность для Вас снова сойтись уже с бывшим супругом – это выйти замуж за другого, провести с ним, как минимум, полноценную брачную ночь, развестись, выждать срок идды… Делать всё это нарочно, то есть инсценировать – порицаемо, а по мнению некоторых богословов – запрещено. Но если уж так сложится в жизни, что всё это произойдёт, можно снова воссоздать брак с бывшим мужем. Однако Ваш бывший муж, из Ваших же слов, не горит желанием снова вернуть Вас. Поэтому стоит серьёзно подумать над тем, чтоб создать брак с другим человеком.

:С точки зрения психологии

Честно признаюсь, ситуация довольно-таки сложная, и именно поэтому давать какие-либо обнадёживающие рекомендации не представляется возможным. Конечно, хотелось бы сказать, что мало ли чего в жизни бывает, поссорились и помирились, но, увы. Не тот случай. Вопрос заключения брака и его расторжения в Исламе подробно прописан, и Вам следует обратить особое внимание на ответ теолога. Если те условия, при которых Ваш брак может быть восстановлен, недопустимы в Вашем случае, то, как бы прискорбно это не звучало, Вам придётся смириться со своим новым положением.

Сейчас важно обратить внимание на те отправные точки, опираясь на которые, Вы сможете менее болезненно адаптироваться к новым условиям. Откажитесь от всяких попыток искать крайнего или обвинять себя и мужа в случившемся. Говорю так не по причине того, что нет смысла ворошить прошлое, а для того, чтобы Вы могли извлечь хоть какую-то пользу и в будущем не повторяли подобных ошибок. Случившееся в Вашей семье носит закономерный характер и является следствием тех многочисленных ссор и обид, которые случались между вами. Если бы не было той психологически нездоровой атмосферы в семье, то не было и случившегося. Исходя из этого, можно, в определённой степени вероятности, предположить, что Ваша депрессия не будет такой уж затянувшейся, как Вам сейчас может показаться. Пройдёт не так уж и много времени, как Ваше состояние улучшится, и Вы уже иначе будете смотреть на случившееся.

Сейчас намного сложнее ответить на вопрос, что для детей лучше: жить с обоими родителями, постоянно находящимся в конфликтных отношениях, или же жить с матерью, время от времени контактируя с отцом. Сейчас важно донести до детей, что их папа и мама никуда не делись, они будут просто жить порознь и, несмотря на это, одинаково их любят и ценят. Постарайтесь обойтись без всяких судебных тяжб, решая вопросы о том, с кем оставаться детям. Решите этот вопрос самостоятельно в узком кругу доверенных лиц.

Начните ориентировать себя на совершение благого и общественно полезного. Этим самым Вы сможете немного успокоить собственную советь, понимая, что каждый плохой поступок надо смывать совершением хорошего. Случившееся с Вами наглядно показало Вам, как важно в будущем уметь держать чувства на поводке и не давать им волю. Этот, пусть и очень печальный, опыт может помочь Вам в будущем на пути совершения добра, он воспитает в Вас сдержанность и внушит любовь к тому, что есть, до того момента, когда Вы его лишитесь.

Мухаммад-Амин — хаджи Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Не говори трижды.

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды даю тебе развод! Я с тобой развожусь! Я с тобой развожусь! Я с тобой развожусь!» – такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманской семьи. Выходят, наверное, и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает, какие серьёзные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развожусь!» или «Я даю тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинным языком, который они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жён. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там ещё. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват(а) и ты, потому что не объяснил(а) своим друзьям и знакомым то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и всё станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в исламе и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих». (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берёт в жёны девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Как развестись?

Развод в исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведётесь со своей женой, но она ещё не станет для вас чужой женщиной, и у вас ещё будет возможность вернуть её!

В исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходится на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развёлся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж всё-таки твёрдо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведённой жене: «Я тебя возвращаю», – и она вновь становится его полноценной супругой. Однако у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момента отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трёх месяцев, чтобы обдумать и взвесить своё решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть всё, что случилось между супругами, и вернуться к нормальной жизни.

Если в течение срока идды муж не вернёт свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того, как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него всё равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод, и у неё вновь начнётся период идды, и он вновь может вернуть её, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах даёт мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все за и против и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Заключение

Не нужно разводиться со своими жёнами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передаётся от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи 3348).

Популярное:

  • Мировой суд щелково 282 Судебный участок №282 Щелково Судебный участок №282 мирового судьи Щелковского судебного района Московской области МИРОВОЙ СУДЬЯ Фомичев Александр Александрович АДРЕС: 141102, Московская […]
  • Пункт 4 статья 164 налогового кодекса рф СТАТЬЯ 164. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НК РФ) Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Статья 164. Налоговые ставки 1. […]
  • Доверенность от физ лица физ лицу на представление интересов в суде образец Доверенность на представление интересов в суде, банке, ГИБДД, налоговой — образец составления В бизнесе, как и во многих жизненных ситуациях может потребоваться доверенность на […]
  • 111 ч 4 ук рф срок Ч. 4 ст. 111 УК РФ Подскажите пожалуйста. Ситуацию опишу в кратце. Преступление совершено 20.09.2006 года Приговор вынесен заочно 27.12.2010 до 23.04.2016- федеральный розыск в настоящий […]
  • Защита персональных данных закон ha Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 […]
  • Получить инн что нужно Документы для получения ИНН Согласно пункта 7 статьи 84 Налогового Кодекса РФ, каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов […]