Уставные конституционные суды субъектов рф

Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Наименование суда — Ф.И.О. председателя

Почтовый адрес суда, телефоны

Дата образования, количество судей

Конституционный суд Республики Адыгея — Тлехатук Аскер Касеевич

385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Советская, 217, тел. (8772) 57-09-97

29 октября 1997 г., 3 человека

Избираются Советом представителей Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Башкортостан — Еникеев Зуфар Иргалиевич

450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46, тел. (347) 280-86-30, факс (347) 250-63-71

27 марта 1996 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Бурятия

Работа суда приостановлена с 2013 года

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сухэ Батора, 9, тел. (3012) 21-56-98, факс 21-56-98

24 января 1995 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Дагестан — Халитов Магомед Халитович

367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2, 6 этаж, тел./факс (8722) 67-20-69

28 декабря 1991 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан (по Конституции от 10 июля 2003 г.), срок полномочий не ограничен определенным сроком (по действующему Закону)

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики — Геляхов Абдуллах Сагитович

360028, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, пр.Ленина, 27, тел., факс (8662) 40-23-78, 40-83-06

7 мая 1993 г., 4 человека

Назначаются на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Главы Кабардино-Балкарской Республики, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Карелия — Беньяминова Светлана Александровна

185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, тел. (8142) 76-64-12, факс 76-57-00

11 ноября 1994 г., 3 человека

Назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Коми — Кретов Владимир Васильевич

167010, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 8, тел. (8212) 44-73-28

7 декабря 1994 г., 5 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Марий Эл — Баранов Александр Михайлович

424001, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, 24б, тел. (8362) 42-90-69, факс (8362) 42-11-49

18 июня 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) — Ким-Кимэн Александр Николаевич

677022, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Ярославского, 24/1, тел. (4112) 43-55-70, 43-56-79, факс (4112) 43-55-70

20 апреля 1994 г., 7 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет

Конституционный суд Республика Северная Осетия — Алания — Цалиев Александр Михайлович

362038, Республика Северная Осетия — Алания, г.Владикавказ, пл.Свободы, 1, тел. (8672) 53-58-32, факс (8672) 53-79-05

19 июля 2001 г., 5 человек

Назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Татарстан — Хуснутдинов Фархат Гусманович

420060, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Пушкина, д.66/33, тел. (843) 264-74-76, 264-74-83

29 июня 2000 г., 6 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Тыва — Саая Аяс Плоткаевич

667010, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Калинина, 11, тел./факс (3942) 25-44-68

3 июля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы — Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 5 лет

Уставный суд г.Санкт-Петербурга — Сергевнин Сергей Львович

197022, г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62, литера А, тел./факс: (812) 576-66-20, 576-48-08

14 сентября 2000 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; сроком на 6 лет

Уставный суд Калининградской области — Сафонов Юрий Михайлович

236022, г.Калининград, ул. Комсомольская, 31, тел: (4012) 95-66-84, тел/факс: (4012) 95-42-61

25 апреля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 5 лет

Уставной Суд Свердловской области — Пантелеев Вадим Юрьевич

620075, г.Екатеринбург, ул.Пушкинская, 19, тел . (343) 217-86-77, 370-31-38

3 марта 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на 6 лет

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Конституционные и Уставные суды в Российской Федерации

Конституционный Суд Республики в составе Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок формирования и деятельности Конституционных Судов Республик определяются Конституцией Республики и Законом Республики «О Конституционном Суде Республики».

Конституционные Суды Республик состоит из судей, назначаемых на должность Законодательным Собранием Республик по представлению Глав Республик. Свои полномочия Конституционный Суд Республики вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Полномочия судьи Конституционного Суда Республики не ограничены определенным сроком.

Конституционный Суд Республики разрешает дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд Республики. Обращение направляется в Конституционный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям, установленным Законом Республики.

Правом на обращение в Конституционный Суд Республики обладают Глава Республики, Законодательное Собрание Республики, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, прокурор Республики Карелия, Уполномоченный по правам человека Республики Карелия, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические лица и граждане.

Основаниями к рассмотрению дела являются обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики тот или иной Закон Республики, нормативные правовые акты (или их отдельные положения) Законодательного Собрания Республики, Главы Республики, Правительства Республики, иных органов исполнительной власти Республики, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты (их отдельные положения) органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики.

Законы Республик «О Конституционном Суде Республики» устанавливают порядок распределения поступающих в суд обращений, порядок определения очередности рассмотрения дел, особенности делопроизводства в Конституционном Суде, а некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Республики, который принимается решением собрания судей Конституционного Суда Республики.

С целью оказания научного содействия Конституционному Суду Республики в осуществлении задач, определенных Законом Республики «О Конституционном Суде Республики», и разработки научно обоснованных рекомендаций по вопросам судебной практики созданы научно-консультативные советы, которые являются совещательными органами при Конституционных Судах Республик.

В Москве успешно работает Международный Центр Правовых исследований (МЦПИ) «Планета Закона», осуществляющий правовую защиту конституционных прав граждан и направление исковых заявлений не только в суды Москвы, но и ставящий одной из основных задач всестороннее изучение информации о деятельности Конституционных Судов Республик в составе Российской Федерации, анализ их решений, материалов научно-консультативного советов при Конституционных Судах Республик, научных трудов и иных работ в сфере конституционного (уставного) судопроизводства.

Уставные Суды в России являются судебными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации. Уставные Суды входят в единую судебную систему Российской Федерации. Уставные Суды созданы на основании Федерального конституционного Закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», Уставов (Основных Законов) субъектов России. Уставные Суды состоят из судей, назначаемых на должность Думой.

Срок полномочий судьи — 12 лет. Свои полномочия Уставные Суды вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Уставные Суды разрешают дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Уставный Суд разрешает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) области иных областных законов, нормативных правовых актов Губернатора, Правительства области, областной Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований. Кроме того, Уставный суд осуществляет официальное толкование Устава области, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дает заключение о соответствии Уставу области вопроса, выносимого на областной референдум.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Уставный Суд. Обращение направляется в Уставный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям Закона «Об Уставном Суде».

Правом на обращение в Уставный Суд обладают Губернатор области, областная Дума, Правительство области, каждый депутат областной Думы, прокурор области, уполномоченный по правам человека в области, избирательная комиссия области, ассоциация муниципальных образований области, областной суд, арбитражный суд области, нотариальная палата, органы местного самоуправления, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения граждан.

При обращении в Уставный Суд граждан об обжаловании нормативных правовых актов, изданных органом государственной власти, органом местного самоуправления, в указанном обращении в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом права нарушены обжалуемым нормативным правовым актом.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РФ — суд, который создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Создание данного суда на территории субъекта не является обязательным. Эти суды являются частью единой судебной системы РФ. Они функционируют в рамках одного субъекта РФ и осуществляют в его пределах конституционное правосудие в целях обеспечения единого российского конституционализма.

Компетенция Конституционного (уставный) суда субъекта РФ регламентирована в конституциях и уставах субъектов Федерации и в принимаемых в соответствии с ними законах. Как правило, к ним относятся:

1) контроль за конституционностью правовых актов субъектов Федерации, их договоров с Федерацией;

2) толкование конституции или устава субъекта РФ;

3) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики, края, области, а также между ними и органами местного самоуправления;

4) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о конституционности закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

5) защита конституции, устава от нарушения их высшими должностными лицами и другими должностными лицами.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ осуществляет свои полномочия, не вмешиваясь в компетенцию Конституционного Суда РФ, так как последний рассматривает вопросы, связанные с нарушением Конституции РФ, разрешает вопросы о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, а также между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, иначе говоря, вопросы, прямо урегулированные Конституцией РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, в свою очередь, разрешает вопросы, связанные с нарушением конституции или устава субъекта РФ. Но нельзя сказать, что Конституционный (уставный) суд субъекта РФ не защищает Конституцию РФ, так как, проверяя на соответствие законы субъектов РФ и иные правовые акты, издаваемые органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, конституции и уставу субъекта РФ, не следует забывать, что они (конституции и уставы субъектов Федерации) также соответствуют федеральной Конституции.

Финансирование Конституционного (уставный) суда субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Решение данного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 251-252.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — это созданный в целях рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Создание конституционного (уставного) суда субъектов РФ осуществляется по усмотрению органов власти конкретного субъекта, в связи с чем в одних субъектах конституционные (уставные) суды созданы и осуществляют свою деятельность, в других субъектах созданы, но не работают, а в третьих субъектах они не создавались и их создание не предусмотрено уставами.

Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов включают в себя:

1)контроль за конституционностью правовых актов субъектов Федерации, их договоров с Федерацией;

2)толкование конституции или устава;

3)разрешение споров о совместном ведении и разграничении полномочий между органами государственной власти республики, края, области, а также между ними и органами местного самоуправления;

4)защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о конституционности закона субъекта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

5)защиту конституции, устава от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях и другими должностными лицами;

6) разрешение по жалобам граждан и запросам судов.

Конституционные (уставные) суды — это суды субъектов, в связи с чем конституционные (уставные) суды финансируются за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ, тогда как все федеральные суды и мировые судьи должны соблюдать установленные федеральными законами правила судопроизводства.

Решения, издаваемые рассматриваемым судом, как и решения Конституционного Суда РФ, носят окончательный характер. Эти решения не могут быть пересмотрены иным судом.

Решения конституционных (уставных) судов не могут быть отменены по жалобам заинтересованных лиц. Отменить провозглашенное и вступившее в силу решение конституционного суда не могут какие-либо другие органы государственной власти.

Законодательством ряда республик урегулирована возможность пересмотра решений конституционных судов по их инициативе в случаях, если открылись новые существенные обстоятельства, не известные в момент вынесения решения, или изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Организация деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ регулируется Законом о судебной системе, в соответствии с которым конституционные (уставные) суды субъектов РФ представляют собой часть единой судебной системы РФ и относятся к судам субъектов РФ.

Они создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов определяют соответствие законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта. Данные суды рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Конституционные (уставные) суды не связаны с Конституционным Судом РФ организационными и функциональными связями, т.е. не являются непосредственно нижестоящими по отношению к Конституционному Суду РФ. Решения, выносимые конституционными (уставными) судами, не могут быть пересмотрены иным судом. Они окончательны и вступают в законную силу с момента провозглашения.

Особенностью правового статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов является то, что порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей устанавливается Законом о статусе судей и законами субъектов РФ.

Вопрос об организации или упразднении конституционного (уставного) суда является правом каждого субъекта РФ.

Рассмотрим организацию и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ на примере Уставного Суда Свердловской области.

Уставный Суд Свердловской области является органом государственной судебной власти Свердловской области как субъекта РФ и входит в единую судебную систему Российской Федерации.

Организация и деятельность Уставного Суда Свердловской области регулируется Законом о судебной системе, Уставом Свердловской области и Законом Свердловской области «Об Уставном Суде Свердловской области».

Уставный Суд Свердловской области рассматривает вопросы соответствия областных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области, а также осуществляет толкование Устава Свердловской области.

Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в решение политических вопросов.

Уставный Суд Свердловской области состоит из пяти судей, избираемых Областной Думой по представлению Губернатора Свердловской области. Уставный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей.

Отбор кандидатов на должность судьи Уставного Суда Свердловской области осуществляется на конкурсной основе. Областная Дума рассматривает вопрос об избрании на должность судьи Уставного Суда в срок не позднее 30 дней со дня внесения представления губернатора Свердловской области. Судьи Уставного Суда избираются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Избранным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от установленного численного состава депутатов Областной Думы. Одно и то же лицо при неполучении указанного большинства голосов может представляться для избрания не более двух раз подряд.

В случае выбытия судьи из состава Уставного Суда представление об избрании другого лица на вакантное место судьи вносится губернатором Свердловской области в областную Думу не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Уставного Суда избирается на должность сроком па шесть лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного Суда Свердловской области составляет 65 лет. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 65 лет.

Полномочия судей Уставного Суда приостанавливаются и прекращаются по общим основаниям, предусмотренным Законом о статусе судей.

Председатель и заместители Председателя Уставного Суда Свердловской области назначаются сроком на три года. Решение о назначении принимается Уставным Судом на заседании тайным голосованием большинством от установленного числа судей Уставного Суда Свердловской области.

Председатель Уставного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Уставного Суда осуществляет следующие функции:

1) организует работу Уставного Суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка Уставного Суда и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями Председателя Уставного Суда, а также в порядке, установленном федеральным законом, – между судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей Уставного Суда;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Уставного Суда;

6) регулярно информирует судей о своей деятельности и о деятельности Уставного Суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы Уставного Суда.

Деятельность Уставного Суда обеспечивает аппарат, состоящий из секретариата Уставного Суда и иных подразделений.

Поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям

Закона «Об Уставном Суде Свердловской области» и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного.

Участниками процесса в Уставном Суде Свердловской области считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами являются: заявители – органы или лица, направившие в Уставный Суд обращение; органы или должностные лица, принявшие издавшие или подписавшие нормативный акт, легитимность которого оспаривается.

Решение Уставного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституцией прямо не предусмотрено создание в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. Вместе с тем из положений ее ст. 10, 11, 77, предусматривающих разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также ст. 118 (ч. 3), в силу которой федеральным конституционным законом может предусматриваться возможность создания судов субъектов РФ, следует право субъектов РФ создавать свои конституционные (уставные) суды. Такое право субъектов РФ получило конкретизацию в ст. 27 Закона о судебной системе.

В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде. Реально такие суды созданы в 18 субъектах РФ: республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской, Свердловской, Челябинской областях и г. Санкт-Петербурге. За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, решая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относительно равных процедурах, тем не менее не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих судов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения нс могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом РФ, хотя в некоторых законах субъектов РФ (в частности, Челябинской области) возможность пересмотра этих решений Конституционным Судом РФ предусмотрена. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конституционных (уставных) судов руководствуется в своей деятельности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и решения. Конституционный Суд РФ основывается в своей деятельности и в своих решениях на положениях Конституции.

Формирование конституционных (уставных) судов. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. По преимуществу такой порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ (лишь Конституционный Суд Республики Дагестан формируется путем назначения судей Народным Собранием Республики).

Кандидатуры на должности конституционных (уставных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо самим органом законодательной власти (например, в Республике Дагестан), либо президентом (главой) республики или главой исполнительной власти (например, в Республике Коми), либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти (например, в Республике Татарстан), либо, как в Республике Адыгея, на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), руководителем высшего органа законодательной власти и судейским сообществом (или Верховным судом).

Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рассмотрения предложенных кандидатов на должности судей. Однако в некоторых из них предусматривается, в частности, что предварительно кандидатура должна быть обсуждена на заседаниях постоянных комиссий соответствующего законодательного органа власти (например, в Кабардино- Балкарии) или что голосование по предложенным кандидатурам должно быть проведено не позднее определенного срока после их внесения (например, в Республике Дагестан – не позднее двух месяцев, в Республике Адыгея – не позднее 14 дней).

Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.

Срок, на который судьи наделяются полномочиями в различных субъектах РФ, определяется по-разному: в некоторых из них он не ограничен (Республика Бурятии, Республика Карелия), в других установлен в пределах 10 лет (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), в третьих – в пределах 12 лет (Республика Адыгея).

Руководители конституционных (уставных) судов (председатель, заместитель председателя, а в ряде судов – и судья- секретарь) избираются, как правило, из состава соответствующего суда. При этом законодательство субъектов РФ допускает избрание названных руководителей как самими судьями (Республика Адыгея, Свердловская область), так и органом законодательной власти по представлению главы субъекта РФ или самого суда (Республика Башкортостан, Республика Тыва). В некоторых республиках используется смешанный способ избрания руководящих должностных лиц конституционных судов: председатель (или председатель и заместитель председателя) избираются высшим органом законодательной власти, а заместитель председателя и судья секретарь (или только судья-секретарь) – самими судьями (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан).

Полномочия конституционных (уставных) судов. Часть 1 ст. 27 Закона о судебной системе относит к ведению конституционных (уставных) судов рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Вместе с тем конституциями (уставами) и законами субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъектов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан; проверке условий проведения и результатов референдума, а также выборов Президента республики или иного главы субъекта РФ; толкованию законов субъекта РФ; проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с реализацией законов субъекта РФ.

Порядок производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ устанавливается законами соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению конституционного судопроизводства; обстоятельств, исключающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязанностей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения обращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседании суда, вынесения, оформления, провозглашения и опубликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конституционных (уставных) судов и некоторых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические правила осуществления конституционного судопроизводства.

Так, согласно Закону Республики Саха (Якутия) правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта, помимо высших органов законодательной и исполнительной власти республики и Российской Федерации, обладают: народный депутат Республики Саха (Якутия), прокурор республики, общественные организации в лице их республиканских органов (ч. 1 ст. 26). В некоторых других субъектах РФ допускается возможность обращения в конституционный (уставный) суд постоянных комиссий парламента (Республика Татарстан); группы депутатов – от 5 до 30 человек – законодательного (представительного) органа власти (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Республика Тыва); органов местного самоуправления муниципальных образований (г. Санкт-Петербург), председателя арбитражного суда республики (Республика Тыва); уполномоченного по правам человека (Республика Башкортостан); политических партий (Республика Татарстан).

Во всех субъектах РФ пределы рассмотрения дела в конституционном (уставном) суде ограничены предметом обращения. Однако есть и иные решения. Например, Конституционный Суд Республики Дагестан правомочен принимать решение о конституционности или неконституционности не только оспариваемого нормативного акта, но и нормативных актов, основанных на нем или воспроизводящих его положения, а конституционные суды республик Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) управомочены по собственной инициативе давать толкование вынесенных ими постановлений.

В законах большинства субъектов РФ о конституционном (уставном) суде содержатся положения, провозглашающие решения суда окончательными и не подлежащими обжалованию и пересмотру. При этом запрет пересмотра решения конституционного (уставного) суда в равной мере распространяется как на судебные органы государственной власти, так и на Конституционный Суд РФ, суды общей или арбитражной юрисдикции, а также на сам суд, постановивший это решение.

Популярное:

  • Список литературы гк рф консультант Список литературы гк рф консультант 18. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в […]
  • Ввод в эксплуатацию азс документы выдача разрешения на ввод в эксплуатацию АЗС По суду построенная АЗС перешла в собственность. Документы переданы не все. Как получить разрешение на эксплуатацию и какие документы можно не […]
  • Являются ли права удостоверением личности Являются ли права документом, удостоверяющим личность при покупке табачной и алкогольной продукции? Добрый вечер. Являются ли права документом удостоверяющим личность при покупке табачной […]
  • 3136 воинская часть 3136 воинская часть VII-Несокрушимая и легендарная > 00-Справочники ППС и пп Обсуждение вопросов по Справочнику в/ч и ППС АПО Память: Цитировать>>>>в/ч 4691 492 ПАХ 238 СД САВОв/ч 1834 […]
  • Иллюстрированный уголовный кодекс российской федерации купить Иллюстрированный уголовный кодекс российской федерации купить Итого (без доставки) 0 руб. Это Уголовный кодекс Российской Федерации в новейшей редакции, вступающей в силу в 2013 году, […]
  • Система источников избирательного права это Конституционное право России Учебники для вузов 6.2.2. Источники избирательного права В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство Российской […]