Зао переименование закон

На смену ОАО и ЗАО пришли публичные и непубличные общества

Сегодня вступают в силу отдельные поправки в правила создания, деятельности и ликвидации юридических лиц, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Напомним, что одним из ключевых нововведений является установление в ГК РФ закрытого перечня некоммерческих организаций, который включает в себя следующие организационно-правовые формы:

  • потребительские кооперативы (жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
  • общественные организации (политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы и организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);
  • ассоциации (союзы), в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Кроме того, с 1 сентября 2014 года сокращается количество форм хозяйственных обществ посредством исключения такой формы, как общество с дополнительной ответственностью. Также не будет деления акционерных обществ на открытые и закрытые, им на смену придут публичные и непубличные общества. Под публичным понимается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Остальные общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются непубличными.

Ряд изменений также касается:

  • правил реорганизации юридических лиц (предусмотрена возможность сочетания нескольких форм реорганизации, а также возможность реорганизации с участием нескольких юридических лиц разных организационно-правовых форм);
  • необходимости проведения всеми акционерными обществами обязательного внешнего аудита для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • возможности деятельности в одной организации нескольких директоров, действующих совместно или независимо друг от друга;
  • порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов (установлена обязанность привлечения независимых оценщиков для денежной оценки общества);
  • уставного капитала хозяйственных обществ (введена обязанность учредителей общества оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности) и т.д.

Наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, должны быть приведены в соответствие с новыми правилами при первом изменении учредительных документов.

Прощайте, ОАО и ЗАО

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Общины коренных малочисленных народов России.

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

Автономные некоммерческие организации.

Религиозные организации.

Публично-правовые компании.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков. При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.

Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться регистратором реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Акционерные общества

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах 1 . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

ДЛЯ СПРАВКИ

В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).

Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию, регистраторы (пп . «ч» п. 24 ст. 1 Закона). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор (ч. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах).

Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:

«Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита 2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов.

Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».

Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).

Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

Документы по теме:


Новости по теме:

Материалы по теме:

Реформа гражданского законодательства
В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

1 См. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2 Его проводит аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его участниками.

Отменили ЗАО. Сроки перерегистрации или переименования в ПАО и последствия

Слышал про новый закон, что на текущий момент отменили ЗАО, такую форму организации, или собираются отменять. В соответствии с этим вопрос — что это повлечёт за собой. Какие необходимо выполнить действия для продолжения деятельности предприятия? Какие могут быть последствия, если этого не сделать в необходимый срок? Заранее спасибо за ответ.

Ответы юристов (1)

С сегодняшнего дня действительно вступают в силу изменения в Гражданский кодекс, касающиеся юридических лиц, в частности ЗАО. На эту тему есть неплохая статья:

С 1 сентября 2014 года вступят в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, которые коснутся всех компаний. Вот самые громкие из них: ЗАО и ОАО больше не будет, компанией смогут руководить два генеральных директора, а неденежные вклады в уставный капитал разрешат вносить только после независимой оценки. В статье мы подробно рассмотрим, как все это повлияет на вашу работу и что может потребоваться от бухгалтерии.

Наименование компанииОбратите внимание! Поправки в Гражданский кодекс РФ вступают в силу с 1 сентября 2014 года. Они внесены Федеральным законом от5мая 2014г. №99-ФЗ.

Когда изменить: строгого срока нет, но лучше не затягивать и заняться этим после 1 сентября.

С 1 сентября все акционерные общества будут делиться только на публичные и непубличные. ЗАО и ОАО больше не будет.

Под публичными будут пониматься акционерные общества, которые размещают акции на рынке ценных бумаг (п. 1 ст. 66.3 ГКРФ). И только они обязаны будут указывать в уставе и ЕГРЮЛ, что являются публичными (п. 1 ст. 97 ГКРФ). В связи с этим таким АО желательно изменить наименование в уставе и ЕГРЮЛ с «Открытое акционерное общество» на «Публичное акционерное общество».

Все остальные акционерные общества, которые не размещают свои акции на рынке ценных бумаг (и ЗАО, и ОАО), а также ООО будут считаться непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГКРФ). Но упоминать об этом в названии не надо. Поэтому на первый взгляд кажется, что тогда в уставе и ЕГРЮЛ менять ничего не надо. Да, верно, но только для ООО. Они и после 1 сентября будут называться по-старому. А вот с АО история другая.

Обратите внимание! Акционерное общество, которое размещает акции на рынке ценных бумаг, после 1 сентября обязано добавить в свое наименование слово «публичное».

Как мы уже сказали, с 1 сентября больше не будет деления на ЗАО и ОАО. Поэтому закрытым акционерным обществам понадобится сменить в своем названии организационно-правовую форму «Закрытое акционерное общество» на «Акционерное общество». ОАО, которые публично не размещают ценные бумаги, нужно сменить «Открытое акционерное общество» на «Акционерное общество». Запомнить все это поможет таблица, в которой мы сопоставили прежние и новые организационно-правовые формы.

Закон не требует, чтобы компания поменяла учредительный документ и наименование сразу после 1 сентября. Сделать это можно позже, одновременно с внесением каких-то других изменений в устав. До этого акционерные общества, которые соответствуют признакам публичных, будут считаться таковыми вне зависимости от того, как выглядит их наименование (п. 11 ст. 3 Закона №99-ФЗ). А для ЗАО будут действовать положения Гражданского кодекса о непубличных акционерных обществах (п. 9 ст. 3 Закона №99-ФЗ).

Кроме того, в законе прямо сказано, что не требуется перерегистрировать компании, которые созданы до ввода поправок, в том числе ЗАО (п. 10 ст. 3 Закона №99-ФЗ).

Но затягивать с переименованием все-таки не стоит. Ведь если после 1 сентября название предприятия не будет соответствовать новым требованиям законодательства, это может вызвать лишние подозрения у контрагентов.

Изменения в уставе, включая новое наименование компании, нужно зарегистрировать. Для этого сдайте в инспекцию заявление по форме №Р13001 (утв. приказом ФНС России от25 января 2012г. №ММВ-7-6/25@). А к нему приложите протокол общего собрания акционеров и новую редакцию устава в двух экземплярах. Госпошлину платить не нужно (п. 12 ст. 3 Закона №99-ФЗ).

Затем потребуется уведомить контрагентов о смене названия компании, заменить печати и переоформить банковские счета (карточку с образцами подписи и печати). А всю первичку, счета-фактуры и другие документы надо будет выписывать, указывая в наименовании компании новую организационно-правовую форму.

Поэтому, чтобы не было расхождений с договорами, заключенными до внесения изменений в ЕГРЮЛ, можно оформить с контрагентами дополнительные соглашения. Но делать это необязательно, равно как и перезаключать договоры на новые.

Обратите внимание! Компании, которые сменили свое наименование в уставе, не обязаны из-за этого перезаключать договоры. Но лучше оформить дополнительные соглашения с ними, чтобы исключить разницу с первичкой и счетами-фактурами.Открытие новой компании

Когда зарегистрировать: ООО — в любое время, АО — лучше до 1 сентября.

Из-за разделения компаний на публичные и непубличные может встать вопрос: в какой форме лучше открывать новую компанию в ближайшее время?

Проще всего выбрать форму ООО. Даже если вы зарегистрируете его до 1 сентября, то после этой даты не придется менять наименование в уставе и ЕГРЮЛ. А по акционерным обществам надо будет (см. первый раздел этой статьи выше).

Если нужно создать именно АО, то зарегистрировать его лучше до 1 сентября. Дело в том, что сейчас в законе об акционерных обществах установлен размер уставного капитала только по старой классификации — для открытых и закрытых АО. Уставного капитала для публичных и непубличных акционерных обществ нет. Если законодатели к 1 сентября не успеют скорректировать эти нормы, то будет неясно, какой уставный капитал формировать для публичного или непубличного акционерного общества. Поэтому их регистрация может оказаться временно невозможной.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Изменения в ГК РФ: юридические лица

С 1 сентября 2014 г. вступает в силу новый блок поправок в ГК РФ, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки вносятся Федеральным законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Закон»). Основные новеллы, изложенные в Законе, представлены ниже.

  • Деление юридических лиц на корпоративные (основанные на праве членства) и унитарные.
  • Деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные, упразднение ОАО, ЗАО и ОДО:

­-ОАО подлежит переименованию в публичное акционерное общество (ПАО), если (а) оно публично размещает акции (облигации) или (б) его акции (облигации) публично обращаются, или (в) в его уставе и наименовании указан публичный статус;
­-ЗАО будет считаться непубличным акционерным обществом (НАО), если оно не отвечает признакам ПАО, указанным выше, ЗАО подлежит переименованию в АО;
­-ООО считается непубличным обществом, его наименование остается без изменений.

  • Введение новых форм не требует перерегистрации существующих обществ, однако учредительные документы и наименования ОАО и ЗАО должны быть приведены в соответствие с ГК РФ при первом внесении в них изменений (срок не регламентирован).
  • Жесткие требования к ПАО:

-обязательно создание коллегиального органа управления (КОУ) — наблюдательного или иного совета (не менее 5 членов);
­-единоличные исполнительные органы (ЕИО) и члены коллегиальных исполнительных органов (КИО) не могут председательствовать и составлять более ¼ членов в КОУ;
-компетенция общего собрания не может быть расширена;
­-функции счетной комиссии должны исполняться независимым регистратором.

  • Принцип диспозитивности в отношении НАО и ООО:

­-некоторые вопросы компетенции общего собрания могут быть переданы КОУ и/или КИО;
­-КОУ или ЕИО могут исполнять функции КИО;
­-возможность закрепления в уставе особого порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания;
­-компетенция общего собрания может быть расширена;
­-ревизионная комиссия может не формироваться;
­-в уставе или корпоративном договоре может предусматриваться объем прав участника, не пропорционально его доле, при условии внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

  • Все АО обязаны привлекать независимого аудитора для проверки годовой отчетности.
  • Возможность использования типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом.
  • Существенное изменение института ЕИО, функции которого могут исполняться:

-несколькими лицами, действующими совместно как один ЕИО;
-несколькими ЕИО, действующими независимо друг от друга.

  • Ужесточение требований к оформлению решений общих собраний – обязательно подтверждение состава участников и принятого решения:

-в ПАО – регистратором в качестве счетной комиссии;
­-в НАО – либо регистратором, либо нотариусом;
-в ООО – нотариусом, если иной порядок (например, подписание всеми или частью участников) не установлен уставом.

  • Введено понятие корпоративного договора (КД), заключающегося в письменной форме:

-КД заключается всеми или частью участников, стороной КД могут быть третьи лица;
-Противоречие уставу не влечет недействительность КД;
­-КД не может обязывать голосовать участников по указанию органов общества, определять структуру и компетенцию органов управления;
­-содержание КД НАО и ООО конфиденциально, но о его заключении уведомляется общество; в ПАО – дополнительно требуется раскрытие информации о заключении КД;
­-если КД заключен всеми участниками, сторона КД может оспорить решение органа управления общества;
-сделка, нарушающая КД, может быть оспорена стороной КД, если другая сторона должна была знать об ограничениях, содержащихся к КД.

  • Не только ЕИО, но и члены КОИ и КИО (за исключением тех, кто голосовал против решения, повлекшего убытки), а также контролирующие лица несут ответственность за убытки общества, причиненные их недобросовестными или неразумными действиями (бездействием). При этом:

-в ПАО соглашение об ограничении ответственности ЕИО, членов КОИ и КИО ничтожно;
-в НАО допускается заключение такого соглашения в отношении неразумных действий.

  • Основное общество несет солидарную ответственность не только по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение указаний основного, но и по сделкам, совершенным с согласия основного общества.
  • Доработаны положения о реорганизации юридических лиц:

-установлена возможность смешанной реорганизации (например, выделение ООО из АО с одновременным присоединением этого ООО к другому ООО в рамках одной процедуры) а также реорганизации с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм (например, присоединение к АО нескольких ООО);
-раскрыты последствия признания недействительным решения о реорганизации и порядок признания реорганизации несостоявшейся.

В заключение следует отметить существенность принятых поправок. С одной стороны, они призваны урегулировать и где-то даже упростить процедуру создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С другой стороны, Закон предусматривает более жесткое регулирование некоторых вопросов деятельности ПАО, которые придут на смену ОАО. Диспозитивность в отношении ООО практически не изменилась, так как она уже содержалась в специальном законодательстве, но теперь диспозитивные нормы распространятся на НАО. С вступлением Закона в силу особенно важно проверить, чтобы новые положения, по которым возможна диспозитивность, были четко прописаны в уставе. К примеру, если порядок заверения решения общего собрания участников ООО не закреплен в уставе, то протоколы общих собраний необходимо будет подписывать у нотариуса. Важными являются и поправки в отношении КД и ЕИО, которые, безусловно, предоставят больший спектр возможностей для корпоративного структурирования.

Жизнь акционерных обществ: до и после 1 сентября 2014 года

Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ), отменяют организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ. Вместо привычных ЗАО и ОАО акционерные общества разделятся на публичные и непубличные. Новые правила вступают в силу 1 сентября 2014 г., и в этой связи у многих акционеров возникают вполне резонные вопросы: каким образом будут продолжать деятельность открытые и закрытые акционерные общества и надо ли срочно вносить изменения в учредительные документы?

Многие помнят те времена, когда изменения законодательства обязывали компании в строго определенный срок привести все учредительные до­кумен­ты в соответствие с новыми нормами (так называемая перерегистрация ООО). Сегодня законодатель относится к бизнесу лояльнее и не обязывает всех срочно бежать в регистрирующий орган. Никакой спешки с приведением учредительных до­кумен­тов акционерных обществ в соответствие с новыми правилами нет, это можно сделать при их первом и действительно необходимом изменении (см. также «ЭЖ», 2014, № 19, с. 14).

Закрытые и открытые против публичных и непубличных

Действующее законодательство предусматривает разделение акционерных обществ на открытые и закрытые. Основное отличие между открытыми и закрытыми акционерными обществами заключается в возможности свободной продажи акций. Так, акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акцио­неров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпус­каемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 97, п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 2 ст. 97 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 г. разделение на закрытые и открытые акционерные общества перестанет существовать. По новым правилам акционерные (и иные хозяйственные) общества будут подразделяться на публичные и непубличные.

Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является пуб­личным (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014).

Итак, законодатель установил следующие основные признаки публичных АО:

  • свободная продажа акций;
  • указание в наименовании на признак публичности.

Публичные АО обязаны представлять для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что такие общества являются пуб­личными (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Функции реестродержателя и счетной комиссии публичного АО может осуществлять только независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Состав коллегиального органа управления в пуб­личном АО не может составлять менее пяти членов.

Акционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признается непуб­личным. При этом приобретение непубличным обществом статуса публичного делает недействительными положения его устава, противоречащие правилам о публичном АО.

ЗАО имеют иммунитет против новых правил до первого изменения устава

В Законе № 99-ФЗ предусмот­рен переходный период для адаптации новых правил корпоративной игры.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу поправок и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от указания в их фирменном на­именовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, открытые акционерные общества, чьи акции обращаются на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. будут признаваться публичными акционерными обществами.

С этой же даты такая организационно-правовая форма, как ЗАО, исчезнет из корпоративного законодательства. Однако те ЗАО, которые зарегистрированы до 1 сентяб­ря, продолжат действовать по-прежнему. По общим правилам к таким компаниям с 1 сентяб­ря 2014 г. применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах. Между тем к ЗАО будут применяться нормы Закона об АО, касающиеся закрытых акционерных обществ, впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, ЗАО, которым нет необходимости вносить изменения в свои учредительные до­кумен­ты, продолжат жить по правилам, установленным Законом об АО для закрытых акционерных обществ.

Еще раз отметим, что Закон № 99-ФЗ не обязывает АО срочно вносить изменения в учредительные до­кумен­ты. Перерегистрировать ОАО и ЗАО в связи с вступлением в силу новых положений ГК РФ не требуется (п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Между тем акционерное общество может привести до­кумен­ты в соответствие с новыми нормами ГК РФ и зарегистрировать их. В этом случае государственная пошлина за регистрацию изменений не взимается (п. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). По нашему мнению, для приведения до­кумен­тов в соответствие с новыми правилами имеет смысл дождаться поправок в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Этот Закон также будет приведен в соответствие с положениями ГК РФ. Однако на сегодняшний день соответствую­щий законопроект еще даже не внесен в Госдуму. До момента приведения в соответствие с нормами Гражданского кодекса Закон об АО будет действовать постольку, поскольку он не противоречит новым положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона
№ 99-ФЗ).

Новые положения ГК РФ будут применяться к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона № ­99-ФЗ. Что касается правоотношений, возникших ранее, то новые правила будут применяться к правам и обязанностям, образовавшимся пос­ле 1 сентября 2014 г. С началом осени юридические лица будут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ, в частности, в форме публичного акционерного общества, непубличного акционерного общества (п. 5 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). До 29 августа (30, 31 — выходные) организации по-прежнему можно регистрировать в форме ОАО и ЗАО.

Приведение учредительных до­кумен­тов в соответствие с ГК РФ будет заключаться в первую очередь в изменении названия общества. Публичным акционерным обществам необходимо будет отразить в названии то, что общество является публичным. Кроме того, АО надо будет внести изменения в устав по вопросам, отраженным в ст. 97 ГК РФ (в редакции от 01.09.2014).

Обязательное указание на то, что общество является непуб­личным, ГК РФ не предусмот­рено. Поэтому при приведении в соответствие с новыми нормами учредительных до­кумен­тов ЗАО в названии достаточно указания на то, что организация является акционерным обществом.

Внешние реестродержатели станут обязательными для всех акционерных обществ

Стоит также обратить внимание на обязанность ЗАО, которые были держателями реестра акционеров и вели его самостоятельно, с 1 октября 2014 г. передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг) в соответствии с п. 2 ст. 149 ГК РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ).

В настоящее время держателем реестра акционеров общества может быть само АО или регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО). В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор. В ЗАО количество акционеров не превышает 50, соответственно, ЗАО вправе самостоятельно вести реестр акционеров, но с 1 октября 2014 г. это правило перестанет действовать и требование о наличии внешнего депозитария станет «тотальным».

Обязанность передачи ведения реестра внешнему регистратору значительно уменьшает привлекательность выбора в качестве организационно-правовой формы закрытого акционерного общества (или с 1 сентября 2014 г. — непубличного акционерного общества).

Ведение реестра внешним регистратором потребует, во-первых, дополнительных финансовых затрат. Отметим, что абонентская плата за ведение реестра акционеров, как правило, разнится в зависимости от количества акционеров. Минимальная абонентская плата на сегодняшний день составляет 2000 руб., средняя — 5000 руб. Помимо финансовых затрат необходимо будет принимать во внимание график работы регистратора и порядок осуществления им различных действий.

За ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитентом вопреки установленному законом запрету предусмотрены довольно внушительные административные штрафы. Так, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалифицировано на срок от одного до двух лет. Размер штрафа для организации составит от 700 000 до 1 000 000 руб. (п. 2 ст. 15.22 КоАП РФ).

Стоит ли ЗАО преобразовываться в ООО после 1 сентября?

ЗАО и ООО довольно схожи по правовому статусу. Акции ЗАО не могут обращаться на бирже, доли ООО распределяются только между участниками. По новым правилам акционерные общества, акции которого не имеют свободного обращения, и ООО объединены в группу непубличных хозяйственных обществ.

ЗАО дальше может существовать в виде непубличного акционерного общества или реорганизоваться в ООО.

Сейчас, безусловно, организа­ционно-правовая форма в виде ООО заметно превосходит по популярности ЗАО. Между тем значительное число бизнесменов предпочитают именно ЗАО, чаще всего в связи с довольно простой процедурой выхода учредителя из общества.

Если акционер ЗАО решает покинуть общество, ему достаточно продать свои акции. При этом акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения продаваемых акций (п. 3 ст. 7 Закона об АО), которое, кстати, непубличное общество может предусмотреть и после 1 сентября. Само ЗАО также может приобрести продаваемые акции. При этом в отличие от ООО, ЗАО, по общему правилу, не обязано приобретать акции акционеров, производить выплаты акционеру и при выходе акционера из состава учредителей имущество самого ЗАО не уменьшается.

В случае выхода участника общества из ООО его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе, действительную стои­мость его доли в уставном капитале, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале — действительную стоимость оплаченной части доли (п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). Поэтому выход участника из ООО может повлечь уменьшение имущества общества.

Кроме того, выход участника из ООО возможен, только если это предусмотрено уставом (п. 1 ст. 26 Закона об ООО). Устав ООО может либо содержать запрет на выход участника из ООО, либо просто не предусмат­ривать положений о выходе из общества, и это автоматически делает выход участника невозможным.

Также может различаться порядок выплаты учредителям прибыли, полученной обществом. ЗАО выплачивает дивиденды в одинаковом размере, установленном для акций одного типа (п. 1 ст. 42 Закона об АО). Что касается ООО, то, по общему правилу, часть прибыли, предназначенная для распределения между участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества (п. 2 ст. 28 Закона об ООО).

Таким образом, минусами продолжения деятельности в форме ЗАО (непубличного акционерного общества) являются необходимость ведения реестра акционеров внешним регистратором и значительный административный штраф за нарушение этого правила. Однако при принятии решения о преобразовании ЗАО в ООО могут сыграть роль и иные факторы, потому торопиться с таким решением, вероятно, не стоит.

Популярное:

  • Отчетность ип осно за 2014 год Как должен сдавать отчетность ИП без работников на ОСНО? Как должен сдавать отчетность ИП без работников на ОСНО? Если предприниматель под ЕНВД (единый налог на вмененный доход) не […]
  • Типовой устав 2018 ооо Образец устава ООО 2018 года Устав ООО с одним учредителем в 2018 году Данный образец устава ООО, который можно скачать (за небольшую плату), включает в себя следующие изменения: […]
  • Оформление справки 046 Медицинские справки на оружие В нашей стране совершеннолетним гражданам разрешено приобретать, хранить и носить газовое и огнестрельное оружие в целях самообороны. На охотничье […]
  • Как заполнить декларацию усн доходы за 2014 ип Заполняем декларацию по УСН за 2014 год Новая форма декларации для упрощенной системы была утверждена приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/352@, и по ней отчитываются за 2014 […]
  • Дисквалификация директора ооо Если директора ООО дисквалифицировали Наказание в виде дисквалификации назначается на срок от 6 месяцев до 3 лет и только судье й ч. 1, 2 ст. 3.11 КоАП РФ . Согласитесь, дисквалификация […]
  • Адвокат саани джемал везирович История рейтинга и репутации Саани Джемал Везирович Комментарии к публикациям, ответы на комментарии, новые публикации и все прочие события Скрываются уведомления об ответах на […]